логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Основной метод — метод запретов...» Беседовала Оксана Пашкевич - «Контракты» №30 Июль 2004г.

О перспективах развития конкурентного законодательства и об идее создания отдельных конкурентных судов рассказывает председатель АМКУ Алексей Костусев.


Алексей Костусев

О законодательстве

Над какими нормативными актами работает сегодня АМКу и в чем состоят предлагаемые комитетом изменения?

— Сегодня Антимонопольный комитет сосредоточил свое внимание на совершенствовании тех правовых норм, которые продиктованы самой жизнью. Прежде всего, это законопроекты, которые устанавливают правовые механизмы, позволяющие нам своевременно реагировать на внезапные кризисные явления. Речь идет о ситуациях на рынках продовольствия, нефтепродуктов, других социально важных рынках, когда можно предотвратить антиконкурентные заговоры или вовремя их пресечь. Чрезвычайно важен, на мой взгляд, принятый парламентом в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины», который позволит защитить потребителей от проявлений антиконкурентных сговоров, скрытой монополизации рынков. Проект этого закона предусматривает использование экономического анализа развития ситуации на товарном рынке в качестве доказательства антиконкурентных сговоров. То есть доказательством существования этих заговоров может быть установленный факт такого поведения, когда без объективных причин игроки того или иного товарного рынка одновременно устанавливают одинаковую цену. Усиливается и контроль за концентрациями на региональных рынках, обеспечивается возможность установления отношений контроля через аффилированных лиц.

Другой важный документ, который позволит противодействовать тайным антиконкурентным сговорам — это проект изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины. Им предусматривается включение наиболее опасных видов антиконкурентных согласованных действий в категорию уголовных преступлений. А правоохранительные органы получат право использовать адекватные методы расследования таких преступлений.

На более подробную регламентацию деятельности Антимонопольного комитета в процессе сбора доказательств направлен также принятый 18 июня парламентом законопроект «Об обеспечении доказательств в делах, которые рассматриваются органами Антимонопольного комитета».

Простите, но создается впечатление, что комитет стремится развивать культуру конкуренции в Украине исключительно карательными методами. Возможность поощрения добровольного сотрудничества с АМКУ не предполагается?

— Во-первых, мнение, что конкурентное законодательство опирается на карательные методы, ошибочно. Основной метод в этой сфере — метод запретов. То есть нормой права четко определяются правила конкурентной «игры» и механизмы государственного контроля за их соблюдением. А последние нормотворческие инициативы комитета как раз и подразумевают повышение прозрачности деятельности АМКУ, обеспечение прав и законных интересов игроков рынка, гарантий объективности при рассмотрении дел и принятии решений. А вот как раз введение жестких механизмов предупреждения и пресечения антиконкурентных действий связано с особой небезопасностью таких действий для общества.

Что касается поощрения предпринимателей к сотрудничеству с АМКУ, то такие принципы и механизмы с самого начала заложены в конкурентное законодательство. Любой предприниматель может обратиться в комитет за защитой своих прав. В соответствии с этими заявлениями органы комитета предоставляют предпринимателям предварительные заключения о согласованных действиях и концентрации. Значительное внимание комитет уделяет правовому образованию в сфере конкуренции. Это и общие совещания, и учебные семинары при участии как госслужащих, так и объединений предпринимателей.

Вы не раз отмечали, что конкурентное законодательство Украины соответствует законодательству ЕС...

— Уточню: законодательство Украины о защите экономической конкуренции гармонизировано с конкурентным законодательством Европейского сообщества. Оно предусматривает те же направления и сходные процедуры. В частности, запрет антиконкурентных согласованных действий и злоупотреблений монопольным положением, упреждающий контроль за согласованными действиями и концентрацией субъектов ведения хозяйства. Более того, в Законе «О защите экономической конкуренции» закреплены некоторые нормы, которые в Европе сформулированы только на уровне разъяснений Европейской Комиссии или судебных решений: например, о групповых исключениях из запрета на согласованные действия или борьбы с ограничительной практикой. В то же время в нашем законодательстве есть нормы, которых в европейском нет. Например, о запрете антиконкурентных действий органов власти. Для стран с развитой рыночной экономикой эти вопросы неактуальны. Единственный момент, в котором украинское законодательство о защите экономической конкуренции до сих пор существенно отличается от европейского, — это вопрос контроля за государственной помощью. Однако в парламент уже передан разработанный комитетом законопроект «О государственной помощи». С его принятием и в этом секторе украинское законодательство будет гармонизировано с европейским.

О конкурентных судах

Насколько мне известно, есть идея кодифицировать конкурентное законодательство...

— Да. Разработка Конкурентного процессуального кодекса Украины станет следующим этапом в создании прозрачной системы деятельности АМКу. Думаю, что работа над ним завершится до конца года. Кстати, кодексом предусматривается также ввести контроль за деятельностью комитета, в частности, за эффективностью рассмотрения органами АМКУ дел и проведения исследований рынков.

Насколько я понимаю, именно с появлением кодекса можно будет конкретно говорить и о создании конкурентных судов. Что они будут из себя представлять?

— Это специальные суды, которые будут наделены компетенцией рассматривать дела, связанные с применением конкурентного законодательства. Такие суды уже работают во многих странах Европы. На самом деле возможность появления конкурентных судов в Украине обсуждалась еще несколько лет назад. Сегодня же их создание уже необходимо. Отечественное конкурентное законодательство развилось в целостную систему, хозяйственная активность в стране растет, соответственно, растет и нагрузка на хозяйственные суды, рассматривающие конкурентные споры. А правовой основой этого станет Конкурентно-процессуальный кодекс.

И специальная подготовка судей также предусматривается?

— Конечно. Ведь конкурентное право, имея специфический предмет регулирования, собственную методологию и ряд процессуальных особенностей, требует профессиональных знаний не только в юридической, но и в экономической сферах. Поэтому в конкурентных судах будут работать судьи специального профиля, имеющие и правовое, и экономическое образование. В основном конкурентные суды будут рассматривать дела, сегодня находящиеся в общих и хозяйственных судах. Однако специализация этих судов, концентрация в них опыта рассмотрения дел в сфере защиты конкуренции оптимизируют деятельность суда и обеспечат формирование единой судебной практики.

Контракты №30 / 2004


Вы здесь:
вверх