логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Экономия на мерседесах Панас КЛИМЧИК - «Контракты» №33-34 Август 2004г.

Как предприятию оптимизировать налоги, покупая автомобиль для владельца


Жило-было предприятие. Производило лапшу и имело статус отечественного производителя. Иногда платило налог на прибыль, чаще — налог на добавленную стоимость, начисляло и выдавало зарплату работникам — словом, было одним из тех предприятий, благодаря которым выполняется госбюджет, повышается валовый внутренний продукт, обеспечиваются работой сотни работников контролирующих органов. И все бы было хорошо, если бы не Главбух, озабоченный уменьшением налогового давления.

Был у предприятия и Владелец. Узнал Главбух о заветной мечте Владельца — купить себе «Мерседес». Пришел Главбух к Владельцу — так, мол, и так, слышал о вашей заветной мечте.

— Не хотите ли авто приобрести да еще и предприятию пользу принести? А то выплачиваем НДС ежемесячно до десяти тысяч гривен, да и прибыль бывает по пять-семь за квартал. А мы бы лучше на эти денежки себе еще оборудования закупили, — кроме лапши, еще и макароны могли бы производить.

Как известно, есть в Украине налог на добавленную стоимость. Конечно, как и многие другие вещи, придуман он когда-то был с одной целью, введен в действие с другой, а на практике используется с третьей. То есть пользы от этого налога предприятию не очень много — все больше проблемы да расходы. Поэтому и нужно думать, как из этой ситуации выход найти. Как известно, НДС всегда выплачивает конечный потребитель (который сам по себе уже и не является плательщиком этого налога, он просто купил что-то). Вы хотите покупать что-то сразу на 20% дороже, чем оно на самом деле стоит?

Как известно, предприятие может приобрести автомобиль. Мало того, если этот автомобиль оно будет использовать в своей хозяйственной деятельности, оно имеет право НДС, уплаченный при таком приобретении, отнести в свой налоговый кредит (конечно, когда налоговую накладную получит). Хозяйственная деятельность (п. 1.32 Закона о прибыли) — это любая деятельность предприятия, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае когда непосредственное участие такого предприятия в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Следовательно, Владелец назначается генеральным директором на общественных началах и использование автомобиля становится связанным с хозяйственной деятельностью. При общей стоимости авто в 250 тысяч гривен налоговый кредит составит более 41 тысячи гривен, — а это сумма, которую мы за полгода государству отдаем.

Называться «Мерседес» будет производственными основными фондами. А раз он фонд — то и амортизироваться ему в налоговом учете в составе 2 группы согласно п.8.2.2 Закона о прибыли. Но не просто так, а уже в размере 10% в квартал (поскольку приобретена и введена в действие машина в 2004 году), начиная со следующего после приобретения и введения в эксплуатацию года в соответствии с п. 8.6.1. А это уже — наши валовые расходы, уменьшающие сумму налога на прибыль. Ни много ни мало — около 20 тысяч гривен в квартал. А это уменьшение налога на прибыль более чем на 5 тысяч каждый квартал! Кроме того, если автомобиль на предприятии — быть ему с водителем. Водителю — трудовую, стаж, премии, отпуск, страхование. А все эти расходы — опять же валовые для предприятия.

Что касается бензина, то его также выгоднее покупать на предприятие, чем самому. Во-первых, половина стоимости — опять-таки предприятию на валовые расходы и налоговый кредит (в соответствии с п. 5.4.10 Закона о прибыли). Во-вторых, можно оформить корпоративную смарт-карту для юридического лица — любая заправка будет заправлять гарантированно, да еще и скидки будут. Ремонт, техническое обслуживание, дооборудование — это все также за счет предприятия. Причем, если не сразу на валовые расходы пойдет (ТО), то в составе стоимости 2 группы основных фондов самортизируется. И опять налог на прибыль и НДС к уменьшению...

Но чтобы купить такую машину, предприятию нужно увеличить за счет Владельца уставный фонд на те самые триста тысяч гривен. В доход они не попадут — есть такой п. 4.2.5 в законе. Эти средства могут быть возвращены Владельцу или дивидендами, или в случае, когда Владелец захочет забрать свою долю.


Сравнительная таблица дополнительных расходов и получение выгод для предприятия, в год
Налог
Выплачивался предприятием без покупки авто
Уменьшение в год при покупке авто
Общая экономия на налогах
Налог на прибыль 6000 грн х 4 квартала = 24 000 грн

Амортизация 20 833,33 грн
Зарплата водителя 10 000,00 грн
ТО, ремонт 5333,33 грн
Бензин 10 416,67 грн
Налоги 5000,00 грн
Всего 51 583,33 грн

51 583,33 х 25% = 12 895,83 грн
Налог на добавленную стоимость 10 000 грн х 12 месяцев = 120 000 грн

Приобретение авто 41 666,67 грн
ТО, ремонт 1666,67 грн
Бензин 2083,33 грн
Всего 45 416,67 грн

45 416,67 грн

Сравнительная характеристика расходов и отображение их учета

Содержание операции

Сумма, грн

Отображение при приобретении Учредителем

Отображение в учете предприятия

Приобретение автомобиля
Прием на работу водителя (его ФОТ с начислениями)
Техническое обслуживание, ремонт
Покупка бензина
Уплата налогов

250 000
1 0000
6000
4000
25 000
5000

К налоговому кредиту не относится, сумм налогов не уменьшает, выплачивается из обложенного налогом дохода физического лица
Налог на прибыль, грн
Налог на добавленную стоимость, грн

Амортизация 20 833,33 в квартал
Валовые расходы на сумму 10000
Валовые расходы 5000
Амортизация 333 в квартал
Валовые расходы 10 416,67
Валовые расходы 5000

Налоговый кредит 41 666,67

Налоговый кредит 1000
Налоговый кредит 666,67
Налоговый кредит 2083,33

Контракты №33-34 / 2004


Вы здесь:
вверх