логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Антитранзит Вадим КУЛЬПИНОВ - «Контракты» №35 Сентябрь 2004г.

Нормотворчество таможни привело к сокращению доли транзита на 12%


За январь-июль объемы транзитных грузов, следующих через территорию Украины, уменьшились на 12,2% (26,9 млн т). Примечательно, что этот катастрофический для транзитного государства показатель обнаружился на фоне существенного увеличения контейнерооборота украинских морских портов, который за тот же период вырос на 26,3% (135,5 тыс. контейнеров против 107,3 тыс. шт. в январе—июле 2003 г.).

Падение объема транзитных перевозок не осталось незамеченным и для украинских наблюдателей. Однако цифры, названные ГО «Укрморпорт», значительно скромнее: общий объем грузопереработки украинских морских портов составил 64 млн т, что на 1,8% меньше общего объема грузоперевалки за аналогичный период 2003 года.

Учитывая, что львиная доля транзита поступает на территорию страны морскими путями, симптом снижения только подтверждает российские оценки и вызывает нешуточные опасения.

Причина падения объемов транзита очевидна для всех, кто так или иначе сталкивается с международными перевозками, — еще в мае ГТСУ распорядилась взимать таможенные сборы в размере 0,05% за пребывание транзитных грузов под таможенным контролем свыше 15 дней («Контракты», (N№ 26, 29). Это без преувеличения антитранзитное распоряжение было оформлено как письмо № 25/4-14-34/6881-ЕП, а затем издано в виде приказа ГТСУ № 445, который существенно откорректировал прежний порядок взимания таможенных сборов. Вопреки ожиданиям, 23 июля упомянутый приказ зарегистрирован в Минюсте, однако споры относительно его легитимности не утихают до сих пор. Помимо некоторых норм внутреннего законодательства (см. «Мнение експерта»), приказ ГТСУ противоречит Договору о порядке транзита через территории государств-участниц Содружества независимых государств, действующий с середины 1999 года.

Есть сомнения и относительно экономической эффективности приказа Гостаможслужбы. Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины приняло сторону участников транзитного движения: «взимание дополнительных таможенных сборов с грузов в режиме «транзит» за каждый день свыше 15 дней в размере 0,05% от таможенной стоимости груза необоснованны», — говорится в письме замминистра Минэкономики Дмитрия Билокурова. В Минэкономики вполне обоснованно считают, что «указанное решение Гостаможслужбы может негативно повлиять на объемы перевозок транзитных грузов по территории Украины... и, как следствие, привести к уменьшению поступлений в Государственный бюджет Украины».

Минэкономики намерено проинформировать ГТСУ о своем видении проблемы. Однако приказ, скорее всего, ошибочно зарегистрированный в Минюсте, останется в силе до тех пор, пока чиновники «министерства справедливости» не признают свою ошибку и не отменят регистрацию документа.


ОТМЕНА «ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА»

Помимо затянувшихся недоразумений с транзитом, у постоянных клиентов таможенных органов возникла еще одна проблема: предприятия с иностранными инвестициями не могут оформить налоговые векселя на уплату НДС. ГТСУ отменила целый ряд писем, которыми до сих пор подтверждалось право предприятий с иностранными инвестициями на таможенное оформление товаров с применением налоговых векселей. В очередном письме, подписанном зампредседателя ГТСУ Андреем Войцещуком, содержится четкое указание не принимать налоговые векселя на уплату НДС при ввозе на таможенную территорию Украины и требовать уплату налога исключительно денежными средствами.

По мнению экспертов, это требование могло возникнуть вследствие прекращения действия Закона Украины № 1240, нормы которого временно позволяли применять налоговые векселя для СП. Вместе с тем решение об отмене «вексельного права» противоречит разъяснению той же ГТСУ № 11/2-15-10454 от 04.11.02 г. где сказано, что налоговый вексель может быть принят в случае подтверждения предприятием наличия иностранных инвестиций из стран, с которыми заключены, ратифицированы и надлежащим образом вступили в силу соглашения о взаимной защите инвестиций. Несмотря на то, что данное разъяснение действует до сих пор, как и упомянутые международные соглашения «О содействии и взаимной защите инвестиций», ратифицированные Верховной Радой Украины, таможня упрямо отрицает возможность использования налоговых векселей.

Операторы рынка восприняли нововведение как дискриминацию и поговаривают об ухудшении инвестиционного климата. В таможне же уверены, что отказ в праве оформлять НДС векселями не является дискриминацией с точки зрения налогообложения, поскольку не изменены какие-либо ставки налога.

Мнение эксперта

Виктор ЯКОБЧУК, помощник президента Ассоциации международных экспедиторов Украины:

— Зарегистрированный в Минюсте приказ ГТСУ № 445 противоречит действующему законодательству Украины и государственной политике в сфере экономического развития страны как транзитной державы.

Во-первых, положения, закрепленные в упомянутом приказе, не соответствуют требованиям Закона Украины «О транзите грузов», где в ст. 3 сказано, что государство обеспечивает свободу транзитных грузов, выражающуюся в отсутствии необоснованных задержек и ограничений, в том числе гарантирует освобождение от уплаты каких-либо других платежей, кроме единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Во-вторых, сам факт появления этого приказа и его дальнейшая регистрация в Минюсте — грубое нарушение норм Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере государственной политики», направленных на недопущение экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов. Приказ ГТСУ № 445 не может считаться вступившим в силу, поскольку принят с нарушениями. Мы не сомневаемся, что документ попадает под определение регуляторного акта. Согласно ст. 21 и 25 закона о регуляторной политике, он должен был пройти ряд процедур, позволяющих участникам рынка внести коррективы в его содержание и оценить возможные последствия его применения.

Кроме этого, обращаем внимание на положение п.7.4 приказа от 23.06.1998 года № 363 «Об утверждении Порядка взимания таможенных сборов, начисляемых по грузовой таможенной декларации» в редакции приказа ГТСУ № 445. Требования ч. 1 п. 7.4 категорично освобождают от уплаты таможенных сборов «за ВЕСЬ период нахождения под таможенным контролем», в частности, транзита товаров через таможенную территорию Украины. При этом ч. 2 указанного пункта противоречит первой, определяя, что до момента оформления ГТД на товары, которые будут заявлены в таможенный режим... транзита..., таможенные сборы за нахождение под таможенным контролем взимаются в общем порядке (?!). То есть получается, что при ввозе, необходимо оформлять груз как импорт. Это нелогично и незаконно.

Контракты №35 / 2004


Вы здесь:
вверх