логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Транс связи Виталий МУХИН - «Контракты» №35 Сентябрь 2004г.

Госкомсвязь не хочет в объятия Минтранса


Указ о создании Министерства транспорта и связи Президент подписал полтора месяца назад. Но у входа в Госкомсвязь и Минтранс все еще висят старые вывески, а дежурные с охотой делятся слухами, что на самом деле с табличками никто не спешит потому, что указ глава государства, возможно, скоро отменит. Тем временем события активно разворачиваются по другому сценарию, давшему толчок для анекдота «Минтранс начал оказывать услуги выделенной линии интернет по рельсам».

Президентскую идею объединить Минтранс и Госкомсвязи с ходу реализовать не удалось. Связисты сделали все, чтобы избежать поглощения со стороны политически более сильных транспортников. Держать оборону им удавалось полтора месяца. За это время прошло несколько раундов бесплодных переговоров двух ведомств. Нервы у Президента не выдержали после совместного совещания Минтранса и Госкомсвязи 12 августа, где должен был быть утвержден график объединения. График, естественно, не был утвержден по причине отсутствия даже его проекта. В итоге президентским указом с должности председателя Госкомсвязи уволен Олег Яценко — «в связи с упразднением должности». С такой же формулировкой глава государства уволил заместителей Яценко — Олега Проживальского, Леонида Нетудыхату, Владимира Коляденко и Андрея Омельченко. Ни один из них не решился публично комментировать произошедшее, втайне рассчитывая трудоустроиться в новом ведомстве в ближайшие дни. Любопытно, что в составе Министерства транспорта никаких кадровых перестановок пока не произошло. Это окончательно утвердило наблюдателей во мнении, что речь идет именно о присоединении Госкомсвязи, а не об объединении двух ведомств. Ранее на это указывал тот факт, что в начале июля Яценко, тогда еще главный связист страны, узнал о реорганизации своего ведомства от подчиненных.

Тем временем, как и следовало ожидать, министр транспорта Георгий Кирпа начал активно примерять мундир связиста. Ранее его интересы в этой отрасли ограничивались лишь компанией «Евротранстелеком» — совместное предприятие российского «Транстелекома» (полностью принадлежащего государственному ОАО «Российские железные дороги») и «Укрзалiзницi». СП занимается прокладкой служебных железнодорожных линий связи и коммерческой эксплуатацией части их емкости в качестве первичной сети передачи данных. На минувшей неделе министр заявил о намерении вплотную заняться телефонизацией населения. По его словам, в очереди на установку телефона стоят 2,5 млн человек, что свидетельствует, видимо, о низкой эффективности работы уволенного руководства Госкомсвязи. Каких-то новшеств от главного транспортника страны теперь стоит ожидать и почтовикам. «Необходимо решать вопросы с почтой на совершенно новых принципах», — сказал Кирпа журналистам, правда, пока не рискнув детализировать планы.

Главным плюсом затеянной реформы для рынка телекоммуникаций, безусловно, станет менеджерский талант Георгия Кирпы. Проблем в отрасли накопилось очень много, а Госкомсвязи в последние два года их решением практически не занимался. Энергии и влиятельности нынешнему министру транспорта не занимать. Но именно в этом, похоже, следует искать и главные риски для операторов рынка. Импульсивные решения Кирпы не всегда подкреплены достаточным знанием проблемы, которую предполагается решить. В недавнем прошлом сполна на себе это почувствовали украинские авиакомпании. «Думаю, что после реорганизации профессиональный уровень государственных менеджеров в отрасли связи снизится», — считает депутат Юрий Луценко, который входит в отраслевой парламентский комитет.

Судя по оценочным высказываниям Георгия Кирпы, вряд ли телекоммуникационный блок менеджеров в своем министерстве он будет формировать за счет бывшего руководства Госкомсвязи. Кем он планирует решить кадровую проблему, неизвестно, и пока на рынке на этот счет нет даже слухов. А вот слухи о том, что бывшее руководство Госкомсвязи почти в полном составе может возглавить Национальную комиссию по вопросам регулирования связи, ходят давно и упорно. НКРС — независимый от правительства орган исполнительной власти, учрежденный Законом «О телекоммуникациях». 21 августа указ о НКРС подписал и Президент. Этим указом утверждено положение о комиссии и установлено, что эта комиссия осуществляет полномочия по регулированию в сфере телекоммуникаций, предусмотренные положением, начиная с 1 января 2005 года. В течение месяца Кабинету Министров поручено осуществить мероприятия по созданию НКРС.

Но вопрос о распределении функций между комиссией и министерством остается открытым. Зная характер министра Кирпы, можно не сомневаться, что будущие отношение между этими органами могут перерасти в конфликт.

Так что вполне понятно, почему у участников рынка последние события вызывают настороженную реакцию. Президент Ассоциации операторов связи «Телас» Юрий Соловьев считает, что ликвидация Госкомсвязи была вполне ожидаема в связи с готовящейся приватизацией Укртелекома, но до полноценного создания НКРС этот шаг, на его взгляд, является поспешным. По сути, динамично развивающаяся отрасль на некоторое время остается без государственного руководства, и это при ворохе проблем в ней. Очевидно, в ближайшее время политические риски для инвестиций в телекоммуникационный бизнес только увеличатся.


Доходы от оказания услуг связи в Украине, млн грн

7 месяцев 2004 г.
Доходы за 2003 г.
Всего 11205,935 13225,63
в том числе:    
телефонная 1563,042 2687,235
телефонная междугородняя 3355,254 4632,24
мобильная 4751,515 3834,61

По данным Госкомстата

Неудачный российский опыт

В марте 2004 года в связи с реорганизацией правительства в России было создано Министерство транспорта и связи РФ. При этом министром был транспортник, а двумя его заместителями — связисты. Тут же при министерстве начало функционировать Федеральное агентство связи. Уже через два месяца стало очевидно, что совмещать руководство этими громаднейшими отраслями в одном ведомстве очень сложно. И в мае Министерство транспорта и связи РФ опять разделили — на Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи.

Контракты №35 / 2004


Вы здесь:
вверх