логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
КОНВЕРТация дела Наталья НЕПОРОЖНЯЯ - «Контракты» №35 Сентябрь 2004г.

Давая взятку, важно знать: кому и за что ты платишь деньги. Мы попытались выяснить, как сегодня правильно дают взятки. Начали с налоговой инспекции.


Николай вышел из налоговой инспекции и, подойдя к машине, открыл на капоте дипломат, чтобы положить папку со свежими документами. В дипломате было: две бутылки коньяка «Арарат», две коробки «Вечернего Киева» и аккуратная стопка шоколадных плиток. Николай — начинающий предприниматель. В ближайшее время он намерен открыть небольшой торговый павильон, а пока бегает по инстанциям — собирает справки и разрешения. Согласно неофициальному бизнес-плану, для мелких взяток на «нулевом круге» (так предприниматель называет оформление разрешительной документации) предусмотрено $1,5 тыс.

Общие принципы

Опрос «Контрактов» показал — каждый третий бизнесмен на собственном опыте убедился в том, что конвертик с деньгами, предложенный должностному лицу в налоговой инспекции, значительно облегчает решение многих вопросов. Впрочем, взяточничество, особенно мелкое, по свидетельству опрошенных, — почти бытовое явление. Стоит отметить, что дача взятки — такое же уголовное преступление (ст. 369 Уголовного кодекса: от штрафа в 3400 грн до 5 лет лишения свободы), как и получение оной (ст. 368 УК — от штрафа в 12500 грн до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества). Однако статистика свидетельствует о том, что уголовные дела в отношении взяточников возбуждают редко. В прошлом году, например, к уголовной ответственности было привлечено всего 17 налоговиков, при том, что общая численность сотрудников налоговой службы — около 60 тыс. человек. А статистику по осужденным взяткодателям «Контрактам» вообще не удалось найти (сложилось даже впечатление, что ее вовсе не существует). Так что, несмотря на строгость закона, степень риска для коррупционеров относительно невелика.

На практике, как рассказывают бывшее налоговики, в инспекциях существует неписаный табель о рангах — кто за что отвечает и кто за что сколько просит. Предприниматели, направляясь в налоговую, зачастую знают таксу за решение вопроса и лицо, к которому следует обращаться. И в случае значительного завышения этой таксы налоговик рискует быть пойманным. Например, проситель обращается «куда надо», и карьера жадного инспектора на этом заканчивается.

В самой структуре налоговой службы, как рассказывают экс-налоговики, бытует интересное разделение получаемых знаков признательности от предпринимателей. Они делятся на «взятки» и «благодарности». Расшифровывается это таким образом: взятка — плата за действия, из-за которых бюджет может не получить деньги; благодарность — за ускорение решения какого-либо вопроса без ущерба для бюджета. Как правило, размер взятки существенно больше.

Кому и за что

Как уже отмечалось, разные вопросы можно решать, так сказать, на разных уровнях. Не беря во внимание уровень ГНАУ или областные администрации, рассмотрим табель о рангах внутри ГНИ районного уровня.

Начальник инспекции — «орудие главного калибра», высшая инстанция ГНИ районного уровня. Предприниматели рассказывают, что те, кто соглашаются рассматривать вопросы за дополнительную плату, оценивают свои услуги далеко не задешево, однако в этом случае проблемы решаются полностью и оперативно. Но не следует, образно говоря, «палить из пушки по воробьям». К примеру, подтверждение миллионных сумм возмещения НДС — к начальнику инспекции, а несвоевременная сдача отчетности — к рядовому сотруднику налоговой службы.

Следующая ступень в этой своеобразной табели о рангах — начальники управлений. Масштаб поменьше, суммы пониже. Они способны решить проблему довольно оперативно, но только в рамках более узкой компетенции. Нередко им приходится согласовывать свои действия с другими управлениями или даже с начальником инспекции.

Заместители начальника управления. Как правило, курируют 3-4 отдела в управлении, и их компетенция на этом ограничивается. Суммы не всегда ниже, чем у начальника управления, но гарантия решения вопроса даже повыше. Очень своеобразная должность: заместитель начальника управления практически ни за что не отвечает, но курирует несколько отделов и имеет полномочия в решении многих вопросов.

Начальники отделов. В границах своего отдела начальник поможет решить проблему практически мгновенно. Но только в том случае, если этому не препятствуют вышестоящие чиновники.

Инспекторы. В компетенции инспектора, к примеру, закрытие глаз на нарушения, выявленные им в ходе проверки, ускорение процесса получения различных справок, патентов, регистрации кассовых аппаратов и т. д.

Размер суммы, которую инспекторы получают за «неотражение» в акте проверки нарушений, зависит от серьезности нарушения. К примеру, за незамеченное завышение сумм возмещения НДС на 1000 грн, инспектор требует около 200 грн. Чем больше сумма «незамеченных нарушений», тем выше «плата» инспектору. В принципе, налогоплательщик может попытаться решить данный вопрос посредством вышестоящего налогового начальства. Но иногда выгоднее обращаться «за помощью» непосредственно к инспектору — не надо переплачивать, инспектор за соответствующее вознаграждение сам поможет спрятать нарушение и объяснит, как избежать его повторения в дальнейшем. Правда, с другой стороны, договоренность с инспектором не помогает решению вопросов при следующей проверке.

Начальники отделов получают побольше и рискуют поменше. Хорошие отношения с начальником отдела нелишние: следующая проверка в ближайшем будущем может и не состояться.

Механизм «решения вопроса»

Представим себе конкретную ситуацию. На предприятии была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения. Теперь рассмотрим, как предприниматель пытается избежать финансовых санкций.

Первый и самый простой путь решения данного «конфликта» — предложение денег инспектору. Или же директор предприятия просит инспектора не закрывать акт проверки до завтра и, минуя инспектора, обращается сразу к начальнику отдела или замначальника управления.

Переговоры «высоких договаривающихся сторон» обычно состоят из нескольких этапов. На первом из них инспектор объявляет сумму предполагаемых финансовых санкций (к примеру, 15000 грн), а директор или бухгалтер предприятия предлагает решить вопрос «на месте», без отражения нарушения в акте проверки. Сами инспекторы не часто сразу говорят о согласии идти с предпринимателем на компромисс, они зачастую «ждут предложения».

Второй этап состоит из согласия или несогласия инспектора на данное предложение. В случае несогласия «торги» закрываются, в случае согласия следует вопрос вроде «Как именно?» или «А что вы предлагаете?». На этом же этапе следует первичное согласование стоимости «услуги», к примеру, директор предлагает проверяющему 1000 грн. Если предложение инспектора устраивает, то переговоры можно считать успешно завершенными, а если нет, то тут беседа плавно переходит на следующий этап.

Инспектор называет сумму, которая, по его мнению, окупит риск быть пройманным на горячем, к примеру, 5000 грн. Теперь очередь задуматься предпринимателю. В случае, если требуемая сумма адекватна нарушению, часто следует согласие, а если она завышена, переговоры либо идут до установления нормальной цены, либо так ничем и не заканчиваются, оставляя обе стороны в разочаровании и недоумении.

Если договоренности с контролером достичь не удалось, у предпринимателя еще остаются возможности решить вопрос без начисления финансовых санкций. Прямой начальник инспектора — это начальник отдела. К нему в таких случаях и обращаются в первую очередь. Предприниматели утверждают, что подобные встречи довольно часто дают нужный эффект.

Проверяемый предприниматель договаривается о встрече с начальником отдела и объясняет ему ситуацию. Налогоплательщик сразу же и делает предложение «не заметить нарушение». Начальник отдела, как адвокат, сразу решает — берется он за это дело или нет. Если берется, сумма согласовывается, и вопрос решается быстро и к удовольствию всех, кроме проверяющего инспектора. Если ответ отрицательный, то, как правило, увеличение суммы не помогает. Как говорится, «торг здесь неуместен».

Но в этом случае можно попытаться достичь «налогового компромисса» с «куратором» этого отдела — заместителем начальника управления. Принцип действия тот же — договоренность о встрече, описание ситуации, при этом без упоминания о неудавшихся попытках достичь согласия с нижестоящими чиновниками (если они были). Тут цену диктует «продавец услуги» и согласованию она не подлежит: либо да, либо нет.

Процесс общения с начальниками управлений — наиболее сложный. Кстати, как утверждают предприниматели, подобного рода переговоры с этими чиновниками происходят, как правило, на нейтральной территории, скажем, в загородном ресторане — об этом просят сами налоговики. Кстати, при подготовке данного материала источник в ГНАУ сообщил, что во многих налоговых инспекциях в кабинетах руководителей (вплоть до начальников управлений) установлены видеокамеры и звукозаписывающие устройства.

Опрос предпринимателей показал, что у многих есть своя, так сказать, формула для завязки разговора с налоговиком «об этом» (момент предложения взятки связан с психологическим дискомфортом — и тот, кто дает, и тот, кто берет, боятся попасться). Законобоязненные предприниматели начинают, как правило, фразой типа «Мы люди небогатые, но и не жадные», бывалые: «А можно мы непосредственно вам заплатим... разумный штраф».

От редактора. Данный материал не является руководством к действию и представляет собой плод эмпирического исследования. Мы ни коим образом не пыталась бросить тень на ВСЕХ сотрудников налоговой службы, среди которых, без сомнения, немало честных и добросовестных людей.


Благодарность в пределах разумного

Наш корреспондент, замаскировавшись помощником предпринимателя Н., наблюдал ускорение процедуры регистрации РРО за «отдельное вознаграждение» в одной из ГНИ Киева.

В отделе регистрации кассовых аппаратов народу было немного. Подождав под дверью две-три минуты (в комнате уже был посетитель), мы попали в маленький душный кабинет, где стояло три письменных стола, однако инспектор там был один.

После изучения представленных документов проводящий регистрацию налоговик заявил, что на договоре субаренды помещения (в данном случае — киоска) нет подписи владельца киоска, а есть лишь подпись и печать арендатора. С нашей стороны последовали заверения, что прямо сейчас мы отправимся к владельцу и буквально через час привезем договор со всеми необходимыми подписями, и попросили выписать справку о резервировании фискального номера РРО.

Инспектор предложил нам подойти «со всеми правильно оформленными документами в следующий приемный день и тогда он все сделает». Н. же сделал предложение, от которого трудно было отказаться, произнеся фразу «Вы понимаете, нам нужно завтра с утра открываться, поскольку мы уже заплатили за лицензию и патент» и пододвинул инспектору шоколадку, из обертки которой ненавязчиво выглядывала стогривневая купюра. Для приличия вздохнув, инспектор сказал: «Ну, раз надо так срочно...». Справка была выписана.

Придя после обеда с документами от сервисной организации и правильным договором субаренды, мы без всяких дополнительных проволочек получили регистрационные документы кассового аппарата. Все остались довольны — инспектор стал чуть богаче, а предприниматель вместо положенных 6 дней (максимальный срок регистрации РРО, установленный ГНАУ) получили документы день в день.

P. S. Блиц-опрос директоров торговых предприятий показал, что предприниматель Н. несколько переплатил: такса за срочную регистрацию кассового аппарата составляет $10-15 или подарок на соответствующую сумму.

ЦЕНА ВОПРОСА

Рост взяткоемкости в Украине

За последние годы кривая роста чиновников постоянно растет. Так, по официальным данным, количество госслужащих в Украине в 2003 году увеличилось на 13 тыс. человек. Всего госчиновников сейчас 250 тыс. (на 57 тыс. больше, чем в 1998 г.). Причем в отдельных органах исполнительной власти рост числа чиновников принимает угрожающие масштабы. В частности, с начала административной реформы (1999 г., декабрь), предполагавшей сокращение госслужащих, численность аппарата секретариата Кабинета Министров увеличилась в 18 раз.

Правда, результаты борьбы с коррупцией (которая растет пропорционально численности чиновников) не впечатляют. В этом году за коррупционные действия были уволены 32 человека, привлечены к административной ответственности 550, к уголовной — 15. В прошлом году антикоррупционная борьба была эффективней: только среди «силовиков» к уголовной ответственности были привлечены 166 человек. Впрочем, подводить итоги 2004 г. пока рано.

Русский масштаб

За первое полугодие 2004 г. правоохранители Российской Федерации выявили 6240 фактов взяточничества. К уголовной ответственности привлечен 1931 человек, что на 28% больше, чем за тот же период 2003 г.

Мировой опыт

Газета «Вашингтон пост» обнародовала итоги ежегодного исследования проблем коррупции, проведенного Центром за честность в государстве. Руководитель центра Чарльз Льюис в интервью газете заявил: «Это исследование показывает, что ни одна страна — независимо от богатства, размеров и населения — не имеет иммунитета от коррупции и вытекающих из нее проблем». Для всех 25 стран (как правило, «страны золотого миллиарда») не редкость случаи взяточничества, «откаты» и прочие злоупотребления госслужащих.

Напомним, наиболее громкий «коррупционный» скандал за последнее время произошел в Болгарии и был связан с подготовкой к будущим Олимпийским играм. В одной из гостиниц Софии скрытой камерой журналистов Би-би-си, выдававших себя за влиятельных лондонских бизнесменов, была записана беседа с главой болгарского олимпийского комитета и членом международного олимпийского комитета Иваном Славковым и спортивным агентом Гороном Такачем. В разговоре британцы выразили заинтересованность в выборе Лондона столицей летней Олимпиады-2012 и пояснили, что готовы заплатить за содействие членам комитета. Оказалось, что один голос обойдется от $100 тыс. Плюс дополнительные бизнес-услуги.

Контракты №35 / 2004


Вы здесь:
вверх