логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Игра на подорожание Виталий ДАВИЙ, Екатерина БАЛАЕВА UPECO, специально для «Контрактов» - «Контракты» №35 Сентябрь 2004г.

Неблагоприятная рыночная конъюнктура уже в сентябре скажется на финансовых результатах НПЗ и цене топлива.


События прошлой недели отправили основные мировые торговые площадки в глубокий нокдаун: отреагировав на информацию о начале активных боевых действий в Ираке, ограниченности возможностей ОПЕК по увеличению добычи нефти, а также о близости «конца» ЮКОСа как нефтедобывающей компании, стоимость сырья вплотную приблизилась к отметке $50/барр. Как итог — удорожание сырья на внутреннем российском рынке, начавшееся с первых дней августа синхронно с мировыми тенденциями, которое также достигло рекордной отметки — около 5 700–5 900 руб./т или $193-200/т.

По словам российских нефтяников, в августе как никогда рано началось заключение контрактов поставок на следующий месяц, что объясняется стремлением экспортеров как можно скорее скрепить печатями и подписями соглашения по сегодняшним рекордным ценам. Эти же цены открыли шлюзы для железнодорожного экспорта, который в конце июля многие называли бесперспективным из-за высоких тарифов на перевозку. Правда, некоторые участники рынка не исключают присутствия в нынешнем уровне стоимости сырья спекулятивной составляющей, а значит, в будущем возможное снижение цен на российском рынке.

Но большинство прогнозов неутешительны: 6‑000 руб./т (около $205/т) может стать лишь промежуточным этапом дальнейшего удорожания сырья. Факторов для нарастающей динамики несколько: увеличение «Транснефтью» на 900 тыс. т квоты на поставки нефти в Приморск в сентябре, а также сезонный спрос и начало закупок сырья украинскими НПЗ. По словам наших переработчиков, минимальная планка, выставленная сегодня российскими нефтяными компаниями, — $270/т. Между тем, руководство некоторых нефтеперерабатывающих предприятий отмечает более высокую цену — $305-315/т.

Фактор неблагоприятной рыночной конъюнктуры, усиленной административным ограничением цен на нефтепродукты, а также дефицит сырья в сентябре обязательно скажется на финансовых результатах НПЗ. Причем помимо видимого снижения рентабельности переработки в связи с ростом стоимости нефти, не приходится исключать и «человеческих» факторов. Например, на прошлой неделе Минагрополитики обратилось в Кабинет Министров с просьбой продлить действие меморандума с нефтеперерабатывающими компаниями (о поставках аграриям дешевого топлива) до конца октября.

В компаниях считают, что если в ближайшее время жесткая позиция правительства не изменится, в сентябре рынок ждет существенная нехватка топлива. На сегодняшний день о сокращении переработки уже заявили ТНК, «Альянс», «Укртатнафта» и «Галичина».

Уже сейчас все эти факторы сказываются на ценобразовании. На протяжении всего августа стоимость светлых нефтепродуктов в крупнооптовом сегменте продолжала непрерывно повышаться, к чему, в принципе, участники рынка были готовы давно. Основной ценовой скачок произошел в конце второй декады месяца, после значительного повышения стоимости лисичанского топлива компанией «ТНК-Украина». В результате цены на крупнооптовые партии нефтепродуктов выросли по сравнению с 1 августа:

А-76/80 3‑137 грн/т (+263 грн, 9,2%);

А-92 3‑272 грн/т (+47 грн, 1,5%);

А-95 3‑524 грн/т (+56 грн, 1,6%);

ДТ 2‑531 грн/т (+218 грн, 9,4%).

Как и предполагалось, основные изменения коснулись низкооктановых бензинов и дизтоплива, спрос на которые сейчас остается высоким, в то время как их отгрузки с заводов, по словам трейдеров, были крайне скудными. Несмотря на то, что резкое удорожание высокооктановых марок бензинов пока невозможно по причине ограничения цен в рознице, операторы рынка не сомневаются в дальнейшем повышении цен и на эти виды топлива.

С начала августа цены на заправках выросли в основном на низкооктановые марки бензинов, немного подтащив за собой и стоимость А-92 и ДТ. При этом цена бензина А–95 по-прежнему остается на уровне, оговоренном в меморандуме правительства с нефтепереработчиками — 2,90 грн/л:

А-76/80 на 16 коп. (с 2,16 до 2,32 грн/л);

А-92 на 1 коп. (с 2,70 до 2,71 грн/л);

ДТ на 3 коп. (с 2,14 до 2,17 грн/л).

Сначала цены на заправках выросли в южных областях, в частности, в Одессе, где стоимость А-76/80 поднялась с 2,14 грн/л до 2,60 грн/л. Примеру операторов Южной Пальмиры последовали и розничники Крыма, увеличив стоимость низкооктана на 20 - 30 коп. Точно такая же цена на низкооктановую продукцию формировалась в течение августа и в других областях. Цена на А–76/80 в 2,60 грн/л уже зафиксировалась в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Житомире, Херсоне и на отдельных АЗС Харькова. До начала сентября владельцы заправок по всей Украине планируют повысить стоимость именно на низкооктановое топливо до уровня в 2,60 грн/л, «по дороге» прибавив 5-10 коп. на А–92 и ДТ.

Контракты №35 / 2004


Вы здесь:
вверх