логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Горячая точка. Броды готовы качать по трубе все и в любом направлении Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №35 Сентябрь 2004г.

В Бродах пахнет нефтью и яблоками. Треть 68-гектарной территории линейной производственно-диспетчерской станции «Броды» засажена роскошными садами. Пока наверху решают геополитически-экономические вопросы, работники подстраховываются стратегическими запасами фруктов. Кроме того, в собственности станции находятся три мясоперерабатывающих цеха, кирпичный завод и цех выделки кожи. Все эти подразделения рентабельны.


Перекачивающая станция в Бродах — точка пересечения политических интересов самых влиятельных стран мира. На международном уровне несколько лет не стихает острый спор, быть здесь началу трубы или концу. Тем более странно было узнать, что местные о политике говорить не любят. Немного стесняясь, работник станции признается, что с удовольствием будет эксплуатировать трубу как в реверсном, так и в прямом направлении — лишь бы только не простаивать.

Закладывают — как дом,
запускают — как корабль

Журналистскому десанту, который высадился в Бродах, разрешили по металлической стремянке взойти на «вершину» крупнейшего в Украине нефтяного резервуара на 75 тыс. кубометров высотой 20 метров. Эта гигантская стальная «бочка» только что построена. Без нее была бы невозможной полноценная эксплуатация трубы Одесса — Броды ни в западном, ни в южном направлениях. Резервуар будет использоваться в качестве многофункционального буфера: в случае сбоев в работе перекачивающей станции своими запасами он подстрахует бесперебойную работу нефтепровода, а, кроме того, будет выполнять роль склада для хранения нефти и «контрольно-вспомогательной» емкости, благодаря которой некондиционную нефть будут смешивать с другими ее сортами и доводить до нужных параметров. И пока менее тренированные из журналистов, отдыхая, с высоты 113-й ступеньки любовались 68-гектарной панорамой линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Броды», ее начальник Николай Смаль рассказывал о деталях проекта: «Особенность этого резервуара — в его конструкции и материалах. Емкость, выполненная из экономно-легированной стали, отвечает украинским и американским стандартам. У нее два корпуса, два днища и плавающая крыша. Такая конструкция позволяет мониторить герметичность днища и стопроцентно гарантирует отсутствие утечки нефти в аварийных ситуациях. До конца августа запланировано завершить гидроиспытания проекта, стоившего 51 млн грн. Потом его покроют несколькими слоями антикоррозийного материала и подсоединят к нефтепроводам. В сентябре этого года 75-тысячник примет первую нефть, и в октябре его запустят в эксплуатацию».

Сварка первого стального листа резервуара, которую для истории сняли на пленку, до боли напоминала закладку первого камня в строительство особняка: в металлическую стену бродовчане «замуровали» гривни с долларами. Наверное, как надежду на эксплуатацию трубы в евронаправлении, поддерживаемом американцами. А запуск уже готового объекта, как две капли воды (или нефти) будет походить, по словам Николая Смаля, на спуск на воду морского лайнера: об его борт разобьют шампанское. Так, как это традиционно делали с 16 другими, пусть и меньшими, ныне действующими резервуарами «Дружбы».

Сам резервуар встал на месте шести старых 5-тысячников, смонтированных еще в 1961 году для обслуживания одного из крупнейших в мире нефтепроводов «Дружба» и дважды отслуживших свой ресурс. За более чем 40 лет заржавел не только металл, но и дружественные интересы главных строителей — Советского Союза, Польши, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, которые на 5 тысяч километров проложили нефтепровод, чтобы качать нефть из Альметьевска (Россия) в Европу для улучшения топливно-энергетического баланса соцлагеря.

Для диверсии будет достаточно и диктофона

Войдя в насосную станцию, Николай Смаль попросил журналистов выключить диктофоны и мобилки: «Это категорийное помещение, здесь в случае аварийной утечки нефти и соответственно загазованности даже минимальное питание в 1,5 В может повлечь возгорание или взрыв». Чтобы не «подставлять» трехлетнюю межгосударственную договоренность между ОАО «Укртранснефть» и ТНК ВР, во время, когда, собственно, заполняется нефепровод Одесса — Броды, мы почтительно выключили профессиональные приборы.

А у руководителя информационно-аналитического подразделения ОАО «Укртранснефть» Александры Пидзирайло не преминули спросить, когда закончится закачивание нефтепровода и сколько пока нефти, предотвратив наименьшую взрывоопасность, перекачают по трубе из Бродов в Одессу до конца этого года? «Если бы поток был непрерывным, то для заполнения нефтяной артерии хватило бы 12-14 дней, — уверяет Пидзирайло. — Но мы закупаем сырье партиями. Сначала оно заходит в резервуарный парк МНТ «Южный», а оттуда его откачивают насосами в нефтепровод Одесса — Броды. В планах компании — прокачать 250 тыс. т нефти за август и 175 тыс. — в сентябре. Это будет технологическая нефть. А коммерческая перекачка начнется в октябре. Ориентируемся на 2 млн т до конца года». Чтобы увеличить производительность нефтепровода, который на сегодня может транспортировать 10 млн т нефти в год, до 40 млн т, сегодня вдоль нитки достраиваются новые насосные станции.

Реверснуть можем за неделю

На вопросы о гипотетической возможности развернуть нефтепровод в западном направлении начальник линейного отделения диспетчерской станции «Броды» ответил так: «Станция готова к перекачке нефти в обоих направлениях. Для перестройки при однотипной нефти нужны сутки. Если будут другие сорта, то они должны качаться партиями. Тогда мы сможем в течение недели развернуть трубу».

Сегодня линейная производственно-диспетчерская станция «Броды» тоже не простаивает. Здесь перегоняют российскую нефть в Словакию, Чехию и Венгрию по ниткам старой «Дружбы», запущенным в 1962 и 1973 годах. По 17-18 млн т в год. Часть сырья заливают в цистерны и переправляют по железной дороге на «Нефтехимик Прикарпатья» (Надворная, Ивано-Франковская обл.) и на другие перерабатывающие заводы.

Из вольнонаемных — в крепостные

Однако в этих стационарных и перегонных мощностях почти не предусмотрено место для стратегических нефтезапасов государства, как это сделано в Евросоюзе. Сегодня стратегические резервы Украины брошены на службу российской нефти. А с октября, как отмечают некоторые эксперты, из «вольнонаемных контрактников» они превратятся в крепостных. В первой половине августа, как сообщают российские информационные источники, российская компания «Транснефть» предложила Укртранснефти проект договора о едином операторстве.

Если этот документ будет подписан, то, по заключению российских экспертов, «Транснефть», по меньшей мере на 10 лет (потом возможно пролонгирование), станет эксклюзивным оператором всех нефтепроводных систем Украины: «Дружбы», «Приднестровских магистральных нефтепроводов», нефтепровода Броды — Одесса, а также морских терминалов. По мнению многих аналитиков, такой операторский монополизм даст россиянам возможность, в зависимости от конъюнктуры, гибко руководить экспортными транспортными потоками и, в частности, закрепить реверсное направление использования трубы Броды — Одесса. Хотя на днях ОАО «Укртранснефть» опровергло информацию, что проект соглашения с российской государственной компанией АК «Транснефть» о предоставлении услуг по транспортировке нефти через территорию Украины содержит положение о предоставлении АК «Транснефть» статуса оператора магистральных нефтепроводов на территории Украины. Мол, «Укртранснефть» остается единым оператором магистральных нефтепроводов на территории Украины, а АК «Транснефть» — заказчиком транзитных услуг.

Контракты №35 / 2004


Вы здесь:
вверх