логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Не первый звонок Татьяна РЫБКА - «Контракты» №35 Сентябрь 2004г.

В канун 1 сентября высшие бизнес-школы Отечества расширяют ассортимент предлагаемых знаний.


Alma ее mater

Магистр делового администрирования... Это звучит бодро! Полноватая, не лишенная шарма женщина в полупустой, хорошо освещенной университетской аудитории вдалбливала азы финансового менеджмента в головы дремлющих студентов. Она знала, что ей можно не волноваться. После лекции к ней не подойдет проснувшийся молодой человек, чтобы уточнить: почему в Украине количественный показатель элементарной двухфакторной модели динамики эффективности взвешивается по весам отчетного периода, а в США и Японии — по весам базового? Директора мелких предприятий и их жены, банковские клерки и журналисты, словом, студенты программы МВА еще на первой паре по финансовому менеджменту убедились: не имеет смысла раздражать женщину разговорами о качественно-количественной факторности неразложимого остатка. Полезнее — вгрызться в научные скалы самостоятельно: университетская библиотека завалена литературой для взрослых студентов, которым не хватило одного высшего образования.

Следующая пара — налогообложение. На ней — фрустрация бухгалтера (также — студента программы), повышающего свою профессиональную квалификацию знаниями о том, когда был имлементирован, зачем и как видоизменялся Закон «О налогообложении прибыли предприятий». Фрустрация вроде той, какую пережил на утренней конференции член французской делегации магистров ВА, попытавшийся впарить преподавателю по маркетингу постулаты концепции «четырех Пи» (уже лет двадцать, как не используемые). Преподаватель обиделся и... вогнал в краску французского гуру тезисами более современной (лет пять, как забытой) концепции «четырех Си»...

Много интересного запомнилось моему коллеге за время получения степени магистра делового администрирования в одной из ведущих бизнес-школ столицы. Диплом, библиотечная литература, стимулирующие к зубрежке экзамены, преподаватели (толковые и не очень), вагон системных и тележка практически применимых экономических знаний — таков, стало быть, типичный «джентльменский набор», предлагаемый отечественным бизнес-образованием. Его эволюцию «Контракты» исследовали в канун нового учебного года.

Что? Где? Почем?

Любопытно, что по мере роста спроса на отечественном рынке бизнес-образования ужесточается конкуренция предложения. Этим во многом объясняется тот факт, что украинские бизнес-школы не спешат снижать цены на предоставляемые услуги, предпочитая конкурировать качеством (программами, методикой преподавания, преподавательским составом, селекцией, мотивацией студентов и т. д.).

Наблюдается также сегментация рынка образовательных услуг. Оксана Кукуруза, руководитель отдела по связям с общественностью Международного института менеджмента, сообщила «Контрактам», что 8 октября в рамках МИМ-Киев стартуют программа PMD (финансы и эккаунтинг) стоимостью в $1680, а 15 октября — программа PMD (мини-МВА) в $2440. В январе-феврале 2005-го в МИМ-Киев начинаются занятия по программам МВА ($9800). Любопытно, что в рамках данной программы преподаватели не читают отдельные курсы (к примеру, по менеджменту), предпочитая обучать бизнесу целостно.

16 сентября 2004-го в Киево-Могилянской бизнес-школе стартует МВА для управленцев ($11250), а в январе 2005-го — вечерне-выходной формат обучения для киевлян и модульный — для жителей других городов. Примечательно, что в новом учебном году школа запускает среднесрочные (восемь-десять месяцев) программы по управлению человеческими ресурсами (старт — 22 сентября), финансовому менеджменту (7 октября) и стратегическому маркетингу (29 октября). Стоимость среднесрочного управленческого развития колеблется от $3600 до 5855.

В бизнес-школе Львовского института менеджмента убеждены, что ключевым ресурсом развития украинских компаний являются менеджеры среднего звена, на системности видения которых и делается акцент в преподавании. Стоимость обучения на вечерней программе МВА — 22 тыс. грн, а на дистанционно-модульной — 23,2 тыс. грн.

Учебные программы Киевской бизнес-школы ориентированы на международные стандарты, а финансово-инвестиционное направление позволяет, помимо получения второго высшего образования, подготовиться к экзаменам на соискание профессиональных международных квалификаций. Программы КИИМ традиционны: инвестиционный менеджмент, финансовый менеджмент, корпоративный менеджмент, программы МВА (совместно с американским университетом Семфорд) и корпоративные тренинги. Стоимость обучения колеблется от $1500 до 7500 в зависимости от программы обучения и ее формы.

Международный институт бизнеса предлагает четыре британские программы подготовки маркетологов. Новинки от института — программа по маркетинговым и социальным исследованиям MRS (Market Research Society), стартующая 28 августа (стоимость — около GBP1000); модульная программа CIMA (финансовый и управленческий учет), стартующая 27 августа (GBP250 за модуль, курс рассчитан на пять модулей), а также дипломная программа по Public Relations, стартующая в середине октября (до GBP1361).

Вместо резюме

Нетрудно заметить, что топ-модная программа нового учебного сезона — магистр делового администрирования. Хотя, как заметил Юрий Михайленко, директор программ МВА Киевской бизнес-школы, «еще недавно аббревиатура МВА у многих не вызывала никаких ассоциаций, кроме как с NBA». Появлением новых ассоциаций украинцы обязаны, среди прочего, продвижению под маркой МВА услуг-имитаторов (обычных академических программ второго высшего образования, хаотичного набора тренингов и т. д.). Михайленко оптимистично ожидает, что, с одной стороны, «в ближайшие несколько лет число программ МВА возрастет, но со временем на рынке останется не более семи серьезных игроков». С другой — произойдет дифференциация рынка программ МВА, прежде всего, ценовая и по целевым группам.

Контракты №35 / 2004


Вы здесь:
вверх