логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Измена на измене Сергей НЕТЕРИН - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Препринимателей и бухгалтеров по возвращению из отпуска ждут сюрпризы. Законодатели вновь изменили процесс администрирования НДС.


Этим летом депутатам удалось внести в Закон о НДС очередную порцию изменений. На этот раз порция состояла из шести проголосованных и подписанных Президентом законов. Четыре из них уже вступили в силу. Еще два ждут своего часа — 1 января 2005 года, правда, неизвестно, дождутся ли. Кстати, если количество самих изменений, внесенных с 1997 г. в порядок администрирования НДС, уже давно не поддается счету, то количество законов, меняющих эту процедуру, именно этим летом перевалило за первую сотню.

Льготы возвращаются

Первым из принятых ВР законов, вносящих изменения в процедуру взимания НДС, начиная с 1 июля 2004 г., стал июньский закон № 1801. Что совсем неудивительно, поскольку главным образом этот нормативно-правовой акт был посвящен внесению изменений в Закон о бюджете-2004, а Закона о НДС коснулся лишь слегка. С его помощью правительство в год президентских выборов вернуло в полном объеме льготы (в том числе и по НДС), ранее отобранные у книгоиздателей и СМИ.

Далее, в начале июля вступил в силу закон № 1779, который окончательно расставил все точки над «і» в вопросе уплаты налогов при проведении операций по продаже сельскохозяйственной продукции. Тепер, в случаях, когда плательщик налога на добавленную стоимость продает неплательщикам НДС сельхозпродукцию и продукты ее переработки, ранее приобретенные у физических лиц, — тоже неплательщиков НДС, объектом налогообложения до принятия Налогового кодекса будет являться торговая наценка. Ранее действие такого особого порядка было предусмотрено Законом о НДС лишь до конца прошлого года. Чтобы оставить все как было, депутаты проголосовали за введение в действие этих изменений задним числом — с 1 января 2004 г.).

Ну, и наконец 22 июля вступили в силу изменения, внесенные в Закон о НДС законом № 1924, которые предусматривают исключение из налогообложения «операций по безоплатной передаче неприватизированных объектов жилого фонда (включая места общего пользования и придомовые здания и сооружения), а также объекты социальной инфраструктуры (в том числе объекты их незавершенного строительства) с баланса плательщика налога на баланс юридического лица, имущество которого пребывает в государственной или коммунальной собственности, или непосредственно на баланс соответствующего местного совета».

Терминологические поправки

Следующие изменения, внесенные законом № 1782, вступили в силу с 9 июля. На первый взгляд, нормы именно этого закона могли бы показаться едва ли не самыми неказистыми. Они, по замыслу законодателя, должны были коснуться операций по поставке жилья и земли. Изменения были необходимы, поскольку в начале года Конституционный Суд умудрился так истолковать действие подпункта 5.1.17 Закона о НДС, что под обложение налогом на добавленную стоимость попала аренда земли! Обосновав необходимость внесения изменений существованием сомнительного, с точки зрения здравого смысла, толкования, автор законопроекта народный депутат Сергей Терехин без особых проблем добился принятия изменений сразу в трех чтениях.

Но параллельно с этим Сергей Анатольевич предусмотрел еще одно «маленькое измененьице», о котором даже не стал упоминать в пояснительной записке к законопроекту. Речь идет о замене терминов «продажа» и «предоставление» на «поставка», и «услуги (работы)», а также «услуги (результаты работ)» на просто «услуги». Нужно сказать, что Сергей Терехин уже пару лет вынашивал планы внесения подобных изменений. И даже договорился было об этом с правительством при принятии злосчастного законопроекта № 4000-1. Но тогда по наущению ГНАУ Президент «завернул» уже проголосованный закон. Видимо, после этого случая наученный горьким опытом депутат решил обойтись без громогласных объявлений об изменении ключевых терминов и лихо протолкнул эти изменения в малозаметном законе. Очень может быть, что его оппоненты (в том числе и из ГНАУ) просто не обратили внимания на «неказистый» закон, и потому он был в скорости подписан Президентом и вступил в силу.

Между тем само изменение терминов «продажа» и «предоставление» на «поставка» обусловлено наличием термина «поставка» в шестой директиве ЕС. А значит, замена была произведена в связи с приведением украинского законодательства в соответствие с европейским. Что же касается понятия «работы», то такого термина в европейском законодательстве не существует вовсе. А Украине он достался «в наследство» от Советского Союза. Казалось бы, изменили — и хорошо. Если бы не одно «но»...

Заключается это «но» в том, что такое тихое изменение в Законе привело к возникновению противоречий в нашем законодательстве. Ведь термин «поставка», определенный Хозяйственным кодексом, не охватывает весь спектр облагаемых НДС операций. А это значит, что, например, границы применения понятия «поставка услуг» строго ограничены операциями, упомянутыми в п.1.4 Закона о НДС. Большая же часть работ и услуг, по крайней мере теоретически, теперь вообще не должна облагаться НДС! Впрочем, мы далеки от мысли, что ГНАУ позволит случиться такому «безобразию» в отношении большинства украинских налогоплательщиков. Но ведь есть в стране и те, кто до сих пор пользуется СПэшными, чернобыльскими и прочими льготами, законность которых постоянно подвергается сомнению. Думается, что такие СПД с мощными юридическими службами и высокими покровителями могут воспользоваться еще одной дырой в законодательстве в качестве очередного инструмента минимизации налоговых обязательств.

Новогодние подарки — летом

Еще два летних НДС-закона касаются установления специального режима налогообложения деятельности. В первом случае от обложения НДС практически освобождается лесное хозяйство, а также рыболовство, во втором — операции, «осуществляемые в рамках научного и технологического сотрудничества в соответствии с Соглашением между Украиной и ЕС о научном и технологическом сотрудничестве». Планируется, что оба закона вступят в силу со следующего года. Однако в связи с существованием Указа Президента № 671 «О неотложных мерах по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость» ГНАУ уже разработан и передан на утверждение Кабмина законопроект с новой редакцией всего Закона о НДС. Если правительству удастся его протолкнуть на осенней сессии парламента, то оба подписанных Президентом закона могут оказаться мертворожденными. Впрочем, некоторые изменения, предусмотренные в отношении сельского, лесного и рыбного хозяйства, присутствуют и в законопроекте ГНАУ. Так что они никуда не денутся в любом случае. А вот ЕСовских норм в готовящемся законопроекте пока нет, но и они могут там появиться в процессе парламентского рассмотрения.


Кстати

Налоговики активно взялись выполнять Указ Президента «О неотложных мерах по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость», подписанного 23 июня сего года. По данным пресс-службы ГНАУ, для обеспечения реализации указа создано 16 рабочих групп при участии ведущих ученых страны, лучших налоговых специалистов, Минфина, Гостаможслужбы и других заинтересованных ведомств.

Уже в этом году выявлено более 4 тыс. попыток безосновательно получить возмещение НДС на общую сумму 2,7 млрд грн. Только за июль эта сумма составила более 1,3 млрд грн. Более 1 тыс. фактов необоснованного формирования отрицательного значения НДС связано с деятельностью фиктивных СПД, которых налоговики «наловили» без малого 2 тыс. С 15 июля по всей стране проводится операция «Фирма», в ходе которой на протяжении текущего года налоговики обнаружили более 232 конвертационных центров. На счетах фирм, которые были связаны с этими центрами (главным образом речь идет о тех же фиктивных фирмах) заблокировано и взыскано в бюджет 37 млн грн. Таким образом сумму НДС, заявленного к возмещению, удалось уменьшить еще на 1,1 млрд грн.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх