логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Блеск и нищета минимизаторов Олег БОЙКО президент Центра общественно-правовых исследований - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Депутаты переписали подоходный закон, устранив старые проблемы и создав новые.


Уравниловки не будет

Поводом к пересмотру действующего Закона «О налоге на доходы физических лиц» послужили два обстоятельства — необходимость устранить имеющиеся в документе недоработки и привести его нормы в соответствие с положениями новых нормативов, прежде всего Гражданского и Хозяйственного кодексов. Результатом такого пересмотра и стали изменения к подоходному закону (закон №‑1958-IV от 1 июля 2004 г.), которые вступят в силу с 1 января 2005 года.

Начнем с того, что к радости работодателей, депутаты отказались от ранее действовавшего положения, согласно которому физлицо, зарегистрированное как частный предприниматель-«упрощенец», предоставляющий услуги другому лицу на постоянной и регулярной основе в рамках гражданско-правового договора, приравнивается в налогообложении к наемному работнику.

Именно из-за этой новации работодателям в свое время пришлось пересматривать столь успешно применяемые схемы уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда и перевода средств на банковских счетах в наличные (речь идет об оформлении своих сотрудников частными предпринимателями). Ведь в соответствии с новыми правилами с сумм вознаграждения, выплачиваемых частнику, собственник должен был удерживать 13% подоходный налог и осуществлять все необходимые отчисления в социальные фонды. В свою очередь, в обязанность «упрощенца», как и раньше, вменялась уплата единого или фиксированного налога, который, в конечном счете, снова-таки ложился на плечи работодателя. Конечно, пересмотрев договорные отношения со «своими» частниками, работодатели могли и дальше оптимизировать финансы предприятия. Однако схема утратила свою безупречность, а главное — простоту применения. Но уже со следующего года упомянутый вариант уменьшения размера обязательных платежей вновь станет, как и прежде, актуальным.

Благотворительность выходит из моды

Впрочем, далеко не все нововведения будут столь же эффективными для минимизации фонда оплаты труда. К примеру, в соответствии с первоначальной редакцией подоходного закона в состав общего месячного или годового облагаемого дохода граждан не включались суммы выплат или возмещений, осуществляемых профсоюзами, неприбыльными организациями и благотворительными фондами, что давало возможность работодателям оптимизировать выплаты для своих сотрудников. Очевидно, используемые схемы стали столь популярны, что на них обратил внимание и законодатель — внесенными в закон изменениями практически лавочку прикрыли. Обновленная версия закона установила предельный порог таких выплат — с 1 января следующего года будут считаться льготными только суммы, не превышающие установленного прожиточного минимума.

Проблема для дивидендов

Предприятию со следующего года придется предоставлять отчетность о начисленных, а не как сейчас — выплаченных дивидендах. Кроме того, в обновленном законе отдельно оговаривается, что начисленные (а не выплачиваемые) дивиденды облагаются налогом по ставке 13%. Очевидно, для налоговиков этого может оказаться достаточно, чтобы потребовать от плательщиков уплачивать налог по факту начисления процентов, а не фактической их уплаты. Тем не менее у субъектов хозяйствования есть все основания не идти на поводу у фискалов. Ведь в этом же законе в следующем подпункте 9.3.5 по-прежнему сохранена оговорка: «Доходы, указанные в настоящем пункте, окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет».

Тайна вкладов гарантируется?

Авторы нового закона, похоже, задались целью окончательно конкретизировать вопрос налогообложения страховых взносов и вкладов. Так, работодатель может страховать своего работника, и эти суммы не будут включаться в его ежемесячный доход, но лишь в том случае, если не превышают «потолка», вычисляемого по усложненной формуле. Тем не менее должно соблюдаться «железное правило» — освобожденная от налогообложения сумма страховых отчислений не должна превышать прожиточный минимум. Тоже, кстати, новация, ведь в первоначальном тексте Закона «О налоге на доходы физических лиц» речь шла о иных параметрах, позволяющих существенно превысить этот порог со всеми вытекающими последствиями (речь опять-таки идет об использовании минимизаторских страховых схем).

С налогообложением же дохода по депозитам вообще получается путаница. С одной стороны, они не причисляются к ежемесячному облагаемому налогом доходу, с другой — облагаются специальным 5% налогом, который начинает работать с 1 января 2005 года. Налоговым агентом, понятно, выступает банк-резидент. Другой момент — вопрос о тайне банковских вкладов. Законодатель решает проблему таким образом: банк указывает сумму начисленного к выплате налога в специальных ведомостях, без указания размера конкретного вклада. В то же время сей деликатный момент позволяет, при желании, высчитать размер вкладов по суммам процентов, тем более, что ставки по депозитам отличаются максимум на 4–6%.

Азартным можно не беспокоиться

Депутаты постарались разрешить проблему удержания налога с доходов, получаемых в игорных заведениях. В этом вопросе ВР поддержала налоговиков и все же ввела норму относительно удержания причитающегося государству у источника получения таких доходов. Иными словами, обязанность по взиманию налога на азарт возложена на казино. При этом в закон ввели важное уточнение — налог будет взиматься с положительной разницы между выигранными и проигранными суммами. Кроме того, учитывая практику ГНАУ, депутаты закрепили за фискалами право требовать у игорных заведений персонифицированные сведения о полученных доходах их клиентов (напомним, что такое право налоговая служба взяла на себя самостоятельно, утвердив в конце прошлого года Порядок учета доходов физлиц в игорных заведениях и персонификации таких лиц). Впрочем, все указанные новации азартные украинцы вряд ли ощутят — казино неплохо усвоили маневры, позволяющие их клиентам избегать налоговых расходов.

К слову, обновленная версия документа вообще расширяет понятие налогового агента, им считается лицо, ответственное за удержание подоходного налога. Если раньше к таковым относились лишь юридические и физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, то со следующего года к налоговым агентам будут причислены еще и граждане, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх