логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Стратегические заложники Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Все украинские радиозаводы — стратегические предприятия. Именно этот статус мешает отрасли привлечь инвесторов.


Контрольный пакет акций Золочевского радиозавода Фонд госимущества выставлял на продажу уже четыре раза. Стартовая цена 50% акций предприятия составляет 1,76 млн грн. Но ни одной заявки на конкурс не поступало. В то же время представители инвесторов появляются на предприятии регулярно.

Золочевский радиозавод в советские времена был частью львовского секретного «почтового ящика» и выпускал осциллографы. Несколько лет назад, как и многие другие «камуфляжные» коллеги, некогда секретное предприятие ВПК конверсировалось. Чтобы львовский «монстр» времен холодной войны смог выжить в гражданских рыночных условиях, предприятие разделили на десять дочерних структур. Одну из них превратили в ОАО «Золочевский радиозавод», которое кроме традиционного ассортимента — цифровых осциллографов и вольтметров — освоило мирную номенклатуру изделий: электрические счетчики, трансформаторы для электронных изделий, аппаратуру для АТС. Сегодня Золочевский радиозавод сохраняет косвенное, так сказать историческое, отношение к оборонной промышленности, ведь последний заказ от Минобороны поступал сюда в 1996-м. Тем не менее предприятие имеет статус стратегического, что мешает его приватизации.

Дестратегизация предприятия, считает председатель правления ОАО «Золочевский радиозавод» Маркиян Шмигельский, улучшила бы «входящие» условия для инвесторов: позволила бы разбить «нерушимый» 50% пакет акций, за который нужно выложить свыше полутора миллиона гривен, на несколько лотов по 10-20%. Тогда быстрее нашлись бы два-три желающих долями выкупить предприятие. Однако тяжело себе представить «двух-трех» западных инвесторов, которые согласились бы покупать активы радиозавода долями, — владелец небольшого пакета не сделает погоды на предприятии. И стартовая цена в 1,76 млн грн вряд ли озадачит солидную иностранную компанию. Можно предположить, что менеджмент Золочевского радиозавода будет лоббировать размельчение пакета в свою пользу: руководители предприятия скупают объект малыми пакетами и оставляют под своим контролем. Такая модель приватизации в Украине не нова.

Впрочем, как ни продавай акции завода, «оптом» или «в розницу», предприятию-списочнику государство не только жестко диктует условия сохранения нынешнего профиля в течение пяти следующих лет, но и обязывает увеличить объемы производства основных видов продукции, «имеющихся на момент заключения договора покупки-продажи пакета акций ОАО», и ежегодно получать не менее 50 тыс. грн чистой прибыли. На такой набор условий пока не соглашается ни один из потенциальных инвесторов.


Справка

Сегодня Золочевский завод еще сохраняет инвестиционную привлекательность, но она тает на глазах: в 2003 году предприятие изготовило основной продукции на 241 тыс. грн, а в первом полугодии текущего года — на 54 тыс. грн, которая была продана на внутреннем рынке. Рентабельность завода составляет 8% (в прошлом году — 14%). По состоянию на 1 июля 2004 года завод не имел просроченной кредиторской задолженности.

Мнение эксперта

Ирина ДОМАНСКАЯ, начальник отдела продаж акций регионального отделения ФГИУ во Львовской области:

— Потенциальные покупатели интересовались ОАО «Золочевский радиозавод», но пока никто не подал заявки на участие в конкурсе. Наверное, потому, что к его приватизации особые требования. В первую очередь, инвестор должен быть квалифицированным и работать на этом рынке, по меньшей мере, три года. Государство на протяжении пяти последующих после приватизации лет должно контролировать выполнение договорных обязательств. У нерезидентов Украины (кроме оффшорных фирм), которые, легализовав документы, могут включиться в конкурс, эти ограничения также не вызывают особого энтузиазма. Инвестора, наверное, активизировало бы изъятие ОАО «Золочевский радиозавод» из перечня стратегических объектов, поскольку теперь предприятие не производит военной продукции и не соответствует этому критерию. Хотя в то же время нет гарантий, что завтра новый владелец не возобновит производство стратегической продукции.

Мнение госслужащего

Владимир ЮСИЧЕНКО, заместитель начальника отдела радиопромышленности Минпромполитики:

— Мы еще в феврале этого года инициировали вопрос об изъятии ряда предприятий радиопромышленности из перечня стратегических и подали предложение в Минэкономики. Последнее, в свою очередь, подготовило проект постановления Кабмина, которое было представлено в правительственный комитет. Но при его рассмотрении возникли вопросы к отдельным претендентам на изъятие из стратегического списка, и документ был отправлен на доработку. Всего в кандидаты на освобождение попали десяток предприятий радиопромышленности. Кроме ОАО «Золочевский радиозавод», в проект постановления вошли ОАО «Электромеханический завод «Магнит» (Канев), ОАО «Холодмаш» (Харьков). На этих предприятиях сложилась аналогичная ситуация. Сегодня они не представляют стратегической ценности, потому что продукция этих заводов разработана в 1960-х годах. К тому же сейчас внутренние инвесторы заявили о своем желании купить постстратегические предприятия. Конечно, продажа будет происходить при условии, что инвестор сохранит профиль производства и вложит средства в изготовление, например, осциллографов, но на новой базе и с новыми современными параметрами.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх