логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Лицензия на страх Виктория РАТНАЯ - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Законопроект о введении лицензирования перестрахования, подготовленный Госфинуслуг, вызвал жесткое неприятие участников рынка.


Выдвижение ультиматума — классическое начало военных действий. Особенно если его условия неприемлемы для одной из враждующих сторон. Похоже, что именно так решила действовать Лига страховых организаций Украины. Явное тому подтверждение — официальное заявление Лиги, протестующей против нововведений Госфинуслуг, фактически поставившее регулятора перед выбором: прислушаться к мнению рынка либо лишиться поддержки официального рыночного органа ЛСОУ.

Регулятор предпочел первый вариант, а стало быть, на страховом рынке четко обозначились два полюса, не готовых к компромиссам. Председатель комиссии Виктор Суслов, по всей видимости, полагает, что обсуждать тему отмывания денег через страховые организации бессмысленно, а лоббирует введение лицензирования перестрахования. В свою очередь Лига пытается этому всячески сопротивляться и готовится к радикальным шагам, вплоть до блокировки принятия законопроекта в парламенте. Учитывая, что профильный комитет ВР благосклонно относится к инициативам Лиги, стремление Госкомфина ввести лицензирование может наткнуться на непреодолимое препятствие.

Как полагают страховщики, введение лицензирования, во-первых, крайне затруднит работу компаний, поскольку существует «исходящее» и «входящее» перестрахование и передаче риска непосредственно нерезиденту предшествует целая цепочка посредников. Во-вторых, ограничатся права страховых компаний по перестрахованию рисков, что приведет к оттоку клиентов. И в-третьих, плата за лицензию станет дополнительной нагрузкой на страховую компанию, отражаясь на ценах услуг.

Перестраховочные войны

Активные шаги по регулированию сферы перестрахования Госфинуслуг начал предпринимать весной прошлого года, утвердив обязательную процедуру финансового мониторинга. Тогда ставилась цель предотвратить проведение клиентами СК так называемых сомнительных операций. По мнению регулятора, именно с помощью перестрахования выводились капиталы из Украины.

Следующим шагом стало введение рейтингов перестраховщиков-нерезидентов и их привязка к налогообложению (введение 15% налога в зависимости от рейтинговой оценки), что также должно было остановить поток выводимых капиталов. Однако, как отмечают в страховых компаниях, с одной стороны, страховщик и перестраховщик (особенно «нерейтинговый») всегда могут договориться о тарифах на перестрахование. С другой, в ожидании изменений законодательства расчеты за перестрахование частично прекращены — риски перестраховываются как бы в долг. Именно поэтому эксперты рынка утверждают, что предпринятые меры приведут к значительному уменьшению объема перестраховочных премий за рубеж по итогам полугодия, хотя реально ничего не изменится. У многих компаний остались прежние партнеры. Украинские СК продолжают сотрудничать с российскими компаниями, а также другими «нерейтинговыми» перестраховщиками-нерезидентами, перестраховывая у них риски.

В этом году страховщикам удалось пролоббировать изменения в законодательстве, позволившие снизить налог на «нерейтинговое» перестрахование с 15 до 3%. Следующим шагом может стать отмена привязки рейтингов к системе налогообложения, о чем неоднократно заявляла Лига страховых организаций. Как отмечал президент ЛСОУ Александр Филонюк, Лига уже готовит соответствующий документ, позволяющий изменить систему налогообложения страховых операций.

На фоне этих событий регулятор избрал иную тактику, нанося «точечные удары» по страховщикам, увлекшимся перестрахованием рисков в прибалтийских компаниях. Были аннулированы лицензии на страховую деятельность у нескольких компаний, хотя, как отмечает Виктор Суслов, данная мера лишь временно приостановила отток капитала за рубеж, поскольку могут появиться компании-однодневки, самоликвидирующиеся после перевода денег.

Таким образом действия Комиссии по регулированию сферы перестрахования, до сих пор походившие на латание дыр, и как отмечал Суслов, не дали желаемых результатов, хотя объемы перестрахования за рубеж в первом квартале этого года значительно снизились. По его словам, более эффективной мерой воздействия должно стать лицензирование перестрахования за рубеж, что значительно ограничит перечень компаний, перестраховывающих риски у нерезидентов. Соответствующий законопроект о внесении изменений в Закон «О страховании» уже согласован с Кабмином и находится в профильном комитете ВР.

По горячим следам

Как только текст законопроекта попал в руки страховщиков, в Лиге сразу же состоялось экстренное заседание двух комитетов ЛСОУ — по законодательству и перестрахованию. Как отметила генеральный директор ЛСОУ Наталья Гудыма, лицензионная идея комиссии не может быть поддержана. По ее словам, такую позицию заняли все участники заседания. Что касается лицензирования перестрахования как вида деятельности, то пока окончательного решения на этот счет не принято. Речь идет о внесении изменений в статью Закона «О страховании», регламентирующую виды деятельности с перестрахованием. «Если рынком такая идея будет поддержана, — говорит Гудыма, — то этот вопрос будет вынесен на правление Лиги 8 сентября».

Изменения могут коснуться и других положений закона. «Было решено в ст. 38 Закона «О страховании» прописать стоимость лицензий, привязав ее к определенному числу необлагаемых налогом минимумов. При этом лицензии на осуществление страховой деятельности должны выдаваться без ограничения срока действия», — добавила Гудыма. В Лиге говорят, что до 10 сентября все предложения по изменению закона будут окончательно сформированы и переданы профильному комитету.


Перестраховщики нищают

Если в первом квартале 2003 года на долю перестраховщиков-нерезидентов пришлось 26% общего объема собранных премий, то за аналогичный период текущего года этот показатель уменьшился до 6,7%. По итогам полугодия ожидается еще большее сокращение документальных потоков перестрахования за рубеж.

Основные меры по регулированию и контролю операций перестрахования за рубеж

2003 год

Введена процедура финмониторинга операций клиентов страховых компаний;

Кабмин принял постановление № 1640, которым утвердил требования к рейтингам финансовой надежности страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов, операции перестрахования с которыми не будут облагаться 15% налогом. В их число не попали многие западные российские и польские страховые компании.

2004 год

По инициативе Госфинуслуг разработано и принято постановление Кабмина № 124, согласно которому введен контроль над перестрахованием у нерезидентов, согласно международным стандартам IAIS. Этим документом также расширены полномочия Комиссии по регулированию рынка страхования и перестрахования;

создана база данных перестраховщиков-нерезидентов. Кроме того, комиссия обязала 66 страховщиков разорвать договора перестрахования, которые не соответствовали требованиям украинского законодательства. Отозвана лицензия у СК «Оберіг». В 2003 году эта компания перевела в Литву 925 млн грн (около 30% от общего объема перестрахования у нерезидентов по рынку);

Госфинуслуг разработал проект закона о внесении изменений в Закон «О страховании», предполагающих введение лицензирования перестрахования. Документ находится в профильном комитете парламента.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх