логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Три года до Плоцка Сергей СЫРОВАТКА - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

В продолжение строительства нефтепровода Одесса — Броды мало кто верит. Но есть такие, кто надеется — нефть пойдет через украинскую и польскую территорию в ЕС. Заместитель генерального директора компании Укртранснефть, куратор Евразийского нефтетранспортного коридора Роман Борщ рассказал Контрактам текущие подробности проекта.


Роман Борщ

По итогам консультаций, запланированных в польском городе Криница на 8 сентября, учредители польско-украинского СП «Сарматия» (украинский учредитель — Укртранснефть) планируют окончательно согласовать текст официального предложения крупнейшим нефтяным компаниям мира включиться в проект достройки нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка. Ожидается, что письма будут разосланы до 10 сентября. Полный перечень заинтересованных компаний «Сарматия» рассчитывает получить уже до конца сентября.

Правда ли, что у Укртранснефти есть предварительные предложения от компаний, готовых приобщиться к проекту «Сарматия»?

— Сейчас мы ведем предварительные консультации. В Варшаве состоялась встреча представителей заинтересованных компаний, где на основе рассмотрения аналитических записок, подготовленных независимыми компаниями даже без нашего ведома, был сделан вывод, что проект перспективный и прибыльный. Кроме Укртранснефти, в этой встрече приняли участие ОАО «Укртранснефть», ПЕРН «Пшиязнь», Нефтепорт, ОАО НК «КазМунайГаз», «Транс-Юг», «ШевронТексако», «Шелл», «Илф», «Флор», ЕБРР. Скоро мы направим им предложения присоединиться к проекту. И не только им. Письма получат все крупнейшие нефтяные компании. Даже российские ЮКОС и Транснефть. Когда определится круг участников проекта, сразу будет заказано ТЭО и бизнес-план достройки нефтепровода до Плоцка. Без этих документов вряд ли кто-то осмелится инвестировать более $500 млн.

Нефтепровод начали строить в 1995 году. Почему до сих пор нет ТЭО и бизнес-плана достройки до Плоцка? Вопрос обостряется тем, что после принятия решения о реверсе ТЭО и бизнес-план в распоряжении правительства появились сразу.

— Ситуация постоянно меняется, а для анализа нужны как можно более точные данные. Поэтому бизнес-план будет готовиться непосредственно перед началом строительства. Что касается реверса, то расчеты по нему вели одновременно и россияне, и американцы, и мы. А решение принимало правительство на высшем уровне.

Какие критерии будут использовать украинские учредители «Сарматии» для отбора инвесторов?

— Думаю, наибольшие шансы у компаний, добывающих каспийскую нефть, а также готовых ее потреблять. Очевидно, к проекту приобщатся и банки, но главное, чтобы проект непосредственно объединил продавцов, транспортировщиков и покупателей нефти. Могу сказать, что уже сейчас к нам обращаются компании, которые не задействованы в нефтяном бизнесе, но располагают большими деньгами. Они готовы стать инвесторами. Не исключено, что 10-20% акций будущего консорциума отдадут именно таким фирмам.

Планирует ли Укртранснефть быть соинвестором проекта?

— Она фактически инвестор. Ведь нефтепровод Одесса—Броды, который входит в проект, уже построен. Кроме того, нам было бы выгоднее самостоятельно достроить 103 километра нефтепровода до границы с Польшей, чтобы увеличить будущие доходы от проекта. В итоге мы будем иметь почти 700 километров на территории Украины — это очень большие средства, которые может получить государство.

Раньше Укртранснефть объявила о готовности снизить тариф на прокачку каспийской нефти до $0,64. В то же время в Польше за транспортировку сейчас берут $0,9-1. Демонстрирует ли Варшава готовность снизить тариф?

— На одной из встреч я поставил полякам этот вопрос. Они не ответили. Сказали, что все это еще нужно считать. И их можно понять. Тариф будет зависеть от объема нефти. Если мы качаем 4 миллиона — тариф один, а если 9 — совсем другой. Труба, кстати, вообще рассчитана на ежегодную прокачку 40 млн т.

Насколько важны обязательства, которые Укртранснефть взяла перед ТНК-ВР, подписав соглашение о реверсе? Не возникнет ли юридических проблем, когда Украина захочет пустить нефть в прямом режиме?

— Единственное наше обязательство — это прокачка нефти в реверсном направлении. А россияне обязываются качать не менее 9 млн т в год. Кроме того, есть обязательство по кредиту, который мы получили на три года. Второй пункт договора четко указывает, что если Укртранснефть получит более выгодное предложение, то должен официально сообщить об этом ТНК-ВР и через три месяца может развернуть нефтепровод в прямой режим. Три месяца нужно, чтобы вытеснить нефть Urals и заполнить трубу каспийской нефтью.

Есть ли какой-то гарантийный срок, в течение которого Украина обязалась не менять направление прокачки нефти с реверсного на прямое?

— Нет, этого в договоре нет. Я могу сказать больше. Мы можем погасить кредит не за три, а за один год, и тогда, если поступит выгодное предложение, без вопросов развернем трубу. Средства не станут проблемой.

Согласно предварительным планам, будущий консорциум будет покупать нефть на Каспии или только предоставлять услуги транспортировки?

— Я думаю, что в консорциум войдет «Шеврон», располагающий каспийской нефтью. Но сам консорциум в долгосрочной перспективе будет работать как оператор. Возможно, сама «Сарматия» перерастет в оператора и отдельно будет заключать соглашения с Укртранснефтью о транспортировке через территорию Украины и с польской Pern о прокачке через Польшу. Сам консорциум будет жить только благодаря небольшим процентам за услуги по привлечению продавцов и покупателей нефти — здесь больших денег ждать не стоит.

Что можно сказать о готовности западных нефтеперерабатывающих заводов закупать каспийскую нефть?

— В Польше нефтеперерабатывающие заводы старые и больше подготовлены к российской нефти. Они могут потреблять одновременно и каспийскую нефть, но в очень малом количестве. Заводы в Германии больше подготовлены к каспийской нефти. Польша, Чехия и Словакия вступили в Евросоюз. ЕС может поставить перед ними требование перейти на новые стандарты, под которые следует переоборудовать заводы. Не исключено, что после этого поляки начнут больше покупать именно каспийскую нефть. Но пока я вижу только два реальных направления реализации каспийской нефти — это польский порт Гданьск и Германия.

Кстати. Американская нефтяная компания ChevronTexaco передала в распоряжение ОАО «Укртранснефть» две аналитических записки, подготовленные международными консалтинговыми компаниями ILF и FLUOR (исследования оплатила американская сторона). Предметом анализа стала перспективность проекта строительства нефтепровода Броды — Плоцк. Исследователи пришли к выводу: реализация проекта возможна в ближайшие три года. Ориентировочная стоимость проекта — EUR580 млн. В распоряжении Контрактов оказался текст документов, а также графики строительства нефтепровода, предлагаемые консалтинговыми компаниями. Контракты получили право опубликовать часть полученной информации.


Whаt is Сарматия?

В июле Укртранснефть и польский нефтетранспортный монополист PERN Przyazn подписали в Варшаве договор о создании совместного предприятия «Международное трубопроводное предприятие «Сарматия» для достройки нефтепровода от Бродов до Плоцка (490 км). Стороны внесли в уставный фонд предприятия по $1 млн. «Сарматия» — проект, который реализует подписанную в мае 2003 года Декларацию Украины, Польши и Европейского Союза о транзите каспийской нефти через Одесса — Броды и его достройке до Плоцка, откуда нефть по уже имеющемуся нефтепроводу может попасть в Гданьск.

Вывод компании ILF (выдержка из экономической записки)

Трубопровод Броды — Плоцк может быть построен к середине 2007 года в случае оптимистического варианта, и на 6-12 месяцев позднее в случае варианта пессимистического. График выполнения технических работ полностью зависит от процедуры получения разрешений и прогресса в приобретении прав на полосу отчуждения.

Компания ILF предлагает обновить, завершить и консолидировать два существующих технико-экономических обоснования (разработанных Газпроектом и Granherne), касающихся трубопровода Броды — Плоцк. В частности, системный инжиниринг (выбор диаметра труб, число насосных станций, концепция расширения пропускной способности) должен быть проведен заново с учетом обновленного сценария пропускной способности.

Технико-экономическое обоснование должно глубже учитывать оценку ограничений, существующих выше и ниже участка трубопровода Броды — Плоцк. В сотрудничестве с акционерами, в первую очередь, должна быть определена согласованная структура проекта. По оценкам компании ILF, на консолидацию, обновление, пересмотр и завершение технико-экономического обоснования потребуется три месяца. После может быть составлена «банковская документация», все разрешительные документы, а также документы для проведения тендеров. Подрядчики проекта могут быть выбраны в процессе проведения тендера в конце 2005 года (или позднее, если процедура получения разрешений не допустит оперативного подхода).

График реализации проекта строительства нефтепровода Броды — Плоцк (сокращенный), разработанный компанией ILF

09.2004 - 12.2004 Оценка осуществимости проекта
12.2004 - 07.2005 Второй этап оценки осуществимости проекта
12.2004 - 05.2006 Подготовка технической документации и разрешительных документов
08.2005 - 11.2005 Проведение тендеров на закупку товаров с длительным сроком поставки
10.2005 - 03.2006 Приобретение права на прокладку нефтепровода
08.2006 - 10.2007 Заключение контрактов с подрядчиками
05.2006 - 03.2007 Строительство трубопровода и насосных станций
03.2007 - 05.2007 Введение трубопровода в коммерческую деятельность
05.2006 - 11.2007 Расширение терминала (в случае необходимости)

График реализации проекта строительства нефтепровода Броды — Плоцк (сокращенный), разработанный компанией FLUOR

01.2005 - 05.2005 Определение маршрута
05.2005 - 10.2005 Инженерная разработка маршрута и оценка себестоимости
10.2005 - 04.2006 Получение разрешений и подготовка окончательного ответа о плане строительства
04.2006 - 07.2004 Покупка земли под строительство
04.2006 - 10.2004 Закупка оборудования с длительным сроком поставки Заключение договоров о строительстве
10 - 12.2006 Мобилизация всех подрядчиков
01.2006 - 10.2006 Строительство трубопровода, терминала, проведение гидротеста
10.2007 - 05.2008 Заключение договоров по наполнению трубопровода
30.05.2008 Введение в эксплуатацию
Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх