логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кто в лес, кто на АЗС Алла ПРОНСКАЯ - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Губернаторы увлеченно импровизируют в поддержании стабильности цен на бензин. Поскольку четких инструкций о том, как именно договариваться с нефтетрейдерами, главы областей не получили, каждый придумывает собственное ноу-хау.


Одни губернаторы собирают нефтетрейдеров ради «втыка» в лучших советских традициях, другие — пытаются использовать рыночные рычаги влияния на ситуацию. Итоги усилий разные. Наиболее ярко видна разница подходов в преодолении топливного кризиса в Крыму и Днепропетровской области.

Крымский вариант

Власти Крыма предпочли использовать госрегулирование в стиле «я так сказал». 13 июля Совет Министров автономии принял постановление «О мерах по стабилизации цен на нефтепродукты». Документ предусматривает временный (с 24 июля по 1 октября 2004 года) возврат «к государственному регулированию цен на отдельные виды бензина и дизельное топливо», реализуемые населению субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности. Совмин установил следующие предельные уровни цен: бензин А-76/А-80 за 1 литр — 2,1 грн, А-92 — 2,6 грн, А-95 — 2,9 грн, дизельное топливо — 2,2 грн. Власти Крыма объяснили свои действия «чрезмерным ростом цен на рынке нефтепродуктов АРК и намерением их стабилизовать».

Как следствие, на заправках Симферополя и ряда других городов Крыма стали исчезать дешевые сорта бензина — А-80 и А-92. Операторы нефтерынка объясняли это тем, что реализация некоторых видов топлива стала нерентабельна. С другой стороны, глава правительства Крыма Сергей Куницын оправдывал дефицит бензина А-92 и А-80 повышением Россией экспортных пошлин на нефть и обвинял нефтетрейдеров в саботаже условий постановления. Он считает, что операторы пытаются заработать сверхприбыль на придерживаемых дешевых видах бензина.

Ответом властей на наметившийся дефицит стал десант контролирующих органов в офисы нефтетрейдеров. После проверок бензин дефицитных сортов появился, но по цене, превышающей правительственные ограничения. В итоге, правительство автономии решило искать компромисс. Прозвучало заявление о том, что постановление о максимальных ценах может быть отменено в ближайшее время, но только в рамках решения Кабмина.

Днепропетровский вариант

Власти Днепропетровской области для начала применили тот же подход — стабилизировали ситуацию проверенными административными методами. То есть сначала — требования снизить цены в соответствии с решением правительства, потом — комплексные проверки с участием налоговой, пожарных, санстанции, управления по защите прав потребителей и других контролирующих органов. Особо несговорчивым отключали электроэнергию. Однако работу властей осложняло наличие на днепропетровском нефтяном рынке местного монополиста.

Бензин А-95 подешевел лишь на некоторых «законопослушных» АЗС. Довольно много операторов реализовывали бензин только по талонам, другие — временно и по собственной инициативе закрылись, третьи — были закрыты проверяющими органами за различные нарушения. Ну, а четвертые, кстати, многочисленные, вопреки правительственному распоряжению, смело продавали бензин как А-95 по цене 3,3-3,5 грн за 1 л.

В итоге днепропетровские власти выбрали иную тактику. Меморандум о согласованных действиях на рынке нефтепродуктов был подписан с шестью компаниями-нефтетрейдерами: «Олимп», «Лидер», «Нефтек Ойл», «Укртатнефть», «Нефтяная торговая компания» и «Веста-Сервис». Согласно меморандуму, обладминистрация обязалась согласовывать с компаниями издание регуляторных актов и оказывать помощь при согласовании и размещении новых объектов (в частности, АЗС), а нефтетрейдеры должны реализовывать бензин по среднеукраинским ценам, но не выше уровня цен Киева.

Вторым шагом стало публичное обращение губернатора Владимира Яцубы к российским нефтяным гигантам «Альянс» и «Лукойл» с предложением «войти» в область. Наблюдатели отмечают, что настораживает в этой идиллии тот факт, что появиться в области предложили лишь двум конкретным компаниям. Что, похоже, проблему регионального монополизма не решит. Во всяком случае «Альянс» уже заявил о намерении «откусить» до 30% нефтерынка области. Надо полагать, что «Лукойл» готовится к не менее амбициозному проекту.

Очевидный вывод

Похоже, правительству, бросившему губернаторов на произвол судьбы в борьбе с бензиновым кризисом, самое время разработать единые рекомендации или хотя бы собрать руководителей областей для обмена опытом. В конце концов, госрегулирование должно быть прозрачным и прогнозируемым. А пока в каждой области губернаторы готовят нефтетрейдерам эксклюзивные сюрпризы.


Нефтетрейдеров прессингуют

Антимонопольный комитет «по наводке» губернаторов пошел в атаку на нефтетрейдеров. По итогам проверок объявлено, что черниговская фирма «Агропродукт» — местный монополист на рынках нефтепродуктов — необоснованно завысила цены на бензин в мае этого года. Комитет считает, что эта компания могла реализовывать бензин по ценам на 25-30% ниже, поскольку не имела объективных оснований для повышения цен. Кроме того, против семи крупнейших операторов нефтерынка Ровенское территориальное отделение АМКУ возбудило дела. Основанием для проведения расследования стало резкое и одновременное повышение цен. «Комитет никому не позволит накручивать цены искусственно, прикрываясь якобы мировыми тенденциями», — прокомментировал волну проверок председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх