логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Канал после фанфар Галина КАТКЕВИЧ - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Cудоходный канал Дунай — Черное море: будут ли грузы?


Заповедник для границы

Буксир из Вилкова на Усть-Дунайск отходит поздним вечером.

— До Усть-Дунайска поедем с вахтой на «Гермесе», — говорит капитан катера «Чиж» Шохов. — Там на комплексе переночуете, а утром я поведу «Чиж» на Быстрое, повезем аккумуляторы.

Пока катер Шохова «Чиж» на отстое в Усть-Дунайске, он сам на «Гермесе» в качестве пассажира. «Гермес», как местный зверь, привычно видящий в знакомой темноте, пробирается под Очаковским островом. По правому борту в Старостамбульском — огни парохода, проникшего через Быстрое в дельту. На палубе разговоры, понятное дело, вокруг канала, который несколько дней назад помпезно открывали высокопоставленные чины из Киева.

— Румыны грозились пятый канал провести от Брэилы до Сулины, ниже Тульчи хотят врезаться, — говорит молодой. — С водоразделительной дамбой, как на Измаильском Чатале. Если румыны воду заберут, гирла замулит.

— Хлеб будем сеять на островах, — невозмутимо рассуждает пожилой. — Как наши деды. Вручную острова отдамбовывали и ничего.

— Отдамбовывали! Это же прямое вмешательство в природу. А заповедник?

— Да на кой нам тот заповедник? Для чего его придумали, знаешь? Чтоб легче было границу стеречь. А «прямое вмешательство» капитан Колька Вовк учинил еще в 55-м. Вовк бугров на дне понакопал, гирло и замулило.

«Гермес» ныряет в соединительный канал.

— Только вчера провел турка в Дунай, — уверенно сообщает Геннадий Климахин — капитан Усть-Дунайского порта и лоцман в одном лице.

Провел Климахин судно с осадкой в 2,5 метра виртуозно, полагаясь на сумрачный нюх и недюжинный опыт, на пузе, как говорят лоцманы, протащил по соединительному каналу — неудобному, с двумя коленами и для таких отчаянных проводок не предназначенному.

Над оплывшими отвалами, добытыми со дня, мерцают индустриальные огни, громоздятся стрелы плавкранов. Закипит ли на причале работа в связи с небывалым урожаем зерновых в Словакии и Венгрии, пойдет ли зерно через Быстрое?

Дунайский Порт-Саид

Поутру осмотрелась. Ощущение забытости и отшибности усилилось. Из дымки беззвучно выплыл «Волго-Балт» типа «река—море», их на Дунае прозвали «ни река — ни море». «Федор Коржавин» лихо с разворотом пришвартовался к дебаркадеру. Трюма «Коржавина» прикрыты чехлами-парашютами. Прерванную на рейде выгрузку рапса продолжит у дебаркадера.

Докеры, человек шесть, с касками в руках топают по гулким стальным мосткам на рейдовый катер. Катер повезет их к другому неясному пароходу, стоящему на бочках. Над пароходом копошится плавкран «Альбрехт» — выгружает металл из трюмов. Стивидоры называют такую частичную разгрузку судна в баржи «паузкой». «Паузка» уменьшает осадку при прохождении узкостей или каналов, где глубины ограничены. Пока усть-дунайцы перебиваются «паузками», частичным облегчением балкеров, с рудой из Гвинеи, Бразилии, Австралии, дальше балкеры пойдут Днепро-Бугским каналом прямиком к Николаевскому глиноземному заводу. Потом лихтеры с излишком руды потащат в том же направлении буксир «Витязь».

Усть-Дунайский порт выкопали в плавнях двадцать семь лет назад наперекор выгоде, как... планово-убыточный. Вот какое расточительство! Любой порт подразумевает наличие причалов, складских помещений. Хорошо, если ветка железной дороги под боком. В Усть-Дунайске же портовых удобств нет и в помине. Усть-Дунайск — это якорек на карте у отмершего гирла Шабаш, где положено было Дунаю впадать в море, если бы он не был капризной рекой. Это просто рукотворный затон в Жебриянских плавнях, куда возит докеров из Вилково за 18 километров катер «Гермес».

Задумывался устьевой порт как база для компании «Интерлихтер», в задачи которой входило обеспечение перевалки грузов для придунайских братских стран, не имеющих выхода к морю. Лихтеры по соединительному каналу транспортировались в Дунай, где формировались возы или составы, толкачи и самоходки тащили возы, куда прикажут. Особенно перспективной выглядела перевалка бразильской и гвинейской руды для австрийского металлургического комбината.

С болью вспоминают в порту Упущенных Надежд приезд представительной делегации из Бразилии в середине девяностых, как шлепали вдоль соединительного канала по грязи к ковшу порта. Бразильские партнеры даже замахнулись было строить железную дорогу. Усть-дунайцы названиями фирм сыпали, с которыми не заладилось: «Гаргим», «Топфе», «Глинкор», «Доблю джей».

Просматриваются ли рыночные перспективы для дунайского Порт-Саида в связи со сдачей первой очереди канала на Быстром? Начальник Усть-Дунайского порта Павел Козинец говорил о проекте организации бункеровочной базы для заправки судов. Такой базой для судов, проходящих с юга через Суэцкий канал, служит еще со времен английской колонизации Аден.

Порт строили «вольные» немцы

— Я когда-то на срочной, — вспоминает Шохов, — перегонял из Питера в Одессу торпедные катера по Волго-Дону. На Цимлянском водохранилище чуть на крест затопленной церквушки не налетели... Волго-Дон тогда еще не сдали, все было в вышках, в колючке. Его пленные немцы строили, и наше Быстрое тоже немцы, только вольные.

Шохов доволен аналогией. Показались спецсуда компании «Мобиус». Канал торжественно, с помпой, открыли, а работы продолжаются. Правда, затейливые понтоны с бустерными насосами, фрезами и экскваторами «Либхерр» стоят кучнее, чем две недели назад. На отшибе гордым призраком виднеется только флагман Josef Mobius. Гирло уже обозначено знаками судоходной обстановки, бакены сияют свежей краской — веселее.

Шохов перекладывает штурвал, сворачиваем к домикам рыбаков. На нашей волне играют, как будто кивают черные каюки. Подпрыгивает и легкий разъездной катерок под немецким флагом, на бакборте эмблема Mobius. Не хлынут ли в Быстрое суда под такими трехцветными германскими флагами, еще голландские со своими высокотарифными грузами, не вытеснят ли наших перевозчиков на обочину транспортной жизни? У дунайских речников износ флота больше. У украинских, в частности, несмотря на затяжной кризис, сохранены кадровые преимущества: на каждом судне минимум четыре «кадровика», да и 72-74% всех капитанов имеют или высшее, или среднее специальное образование. Привычная комплектация рейнского судна — капитан, его жена, дочка или сын, еще плюс собака и автомобиль. Пропускная способность Рейна сегодня используется на 72%, в то время как пропускная способность Дуная — лишь на 7%.

Шохов передает рыбакам cумку, звенят бутылки, бригадир заинтересованно заглядывает. Уха с дымком. Немцы — их трое — чокаются.

Хлебаем уху. По каналу буднично, без помпы, проходит «ни река — ни море», на юте сушится спортивный костюм китайского вида.

— Для вас, рыбаков, с открытием судового хода стало лучше или хуже? — спрашиваю.

— Конечно, лучше, — бригадир со свистом обсасывает рыбью голову. — Вот Манфред с «Мобиуса» рыбку прикупает, он у них за артельщика. За двадцать верст возить не надо.

Канал оживился. 26 августа в день открытия судового хода через Быстрое кильватерным строем прошло пять судов, среди которых были сухогрузы, а также специализированные суда Черазморпути, Черномортехфлота, Устьдунайводпути. ГП «Дельта-лоцман» объявило о наборе лоцманов для работы в филиалах предприятия в Вилково и Измаиле.


ЦЕНА ВОПРОСА

Расчетная стоимость строительства судоходного канала Дунай — Черное море, по оценкам Минтранса, составляет более 144,9 млн грн. Подрядчиком выступила немецкая компания Mobius Bau. Протяженность судоходного пути — 162,2 км, морского подходного канала — 3,1 км, проектная осадка судов — 7,2 м (на первом этапе — 5,85 м). 26 августа текущего года сдана первая очередь канала. Строительтство должно завершиться к 2005 году.

Украинская сторона утверждает, что сейчас ведется возрождение канала, который действовал до 1950-х годов. По данным Европейской дунайской комиссии, в 1955-1957 годах грузопоток по устью Быстрое оценивался в 800-900 тыс. т грузов ежегодно, что составляло до 40% грузопотока по Сулимскому каналу (Румыния). По нынешним подсчетам, эксплуатация Быстрого обеспечит переключение до 60% дунайского грузопотока в украинскую дельту Дуная. По предварительным оценкам, через возрожденный канал ежегодно будет проходить около 10-15 млн т грузов. Против строительства новой дунайской магистрали активно выступает Румыния — главный конкурент Украины в перевозках по Дунаю. Бухарест высказывает возражения исключительно экологического характера — строительство канала погубит заповедник и принесет непоправимый вред окружающей среде. Такого же мнения придерживается Еврокомиссия, госдепартамент США и ЮНЕСКО, обвиняющие Киев в нарушении Конвенции об оценке влияния на окружающую среду и Рамсарской конвенции о болотных угодьях и Конвенции по защите реки.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх