логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Спа-а-ать! На рынке автобусных перевозок — ночь Оксана ПАШКЕВИЧ - «Контракты» №36 Сентябрь 2004г.

Минтранспорта запретил ночные автобусные пассажирские перевозки. Операторы подсчитывают убытки, а пассажиры атакуют кассы автовокзалов.


Водителям приказано спать

Решение Министерства транспорта рождалось в муках. Еще 27 августа Государственный департамент автомобильного транспорта «Укравтотранс» разослал перевозчикам решение о запрете ночных автобусных рейсов междугороднего и международного сообщения. После шквала звонков от негодующих перевозчиков документ был отменен. Но уже с 30 августа запрет был восстановлен приказом Министерства транспорта.

Чуть позже выяснилось, что запрет распространяется на рейсы, на которые еще не продано ни одного билета. Если же в предварительных кассах зарегистрирован хотя бы один пассажир, то рейс в ночное время можно сделать и после 30 августа. Всю прошлую неделю перевозчики пользовались этой лазейкой, надеясь, что Минтранс отменит приказ. Впрочем, в правительстве, похоже, настроены решительно. Как сообщили Контрактам в пресс-службе Минтранса, через неделю забронированные билеты у перевозчиков должны исчерпаться, и с этого момента будет требоваться строгое соблюдение приказа.

Поводом для столь эмоциональной реакции отраслевого министерства стала трагедия, произошедшая в середине августа в Черкасской области. На автотрассе Киев — Одесса около села Собковка Уманского района столкнулись белорусский автобус «Вольво» с 54 пассажирами, ехавший в сторону Киева, и рейсовый микроавтобус «Мерседес» с 17 пассажирами, следовавшими из Умани в Одессу. По предварительным данным, водитель автобуса «Вольво» накануне аварии выехал из Судака (Крым) и целую ночь был в дороге, перевозя белорусов из Крыма в Мозырь. Из-за усталости он заснул за рулем и выехал на встречную полосу движения. Девять человек погибли и 12 госпитализированы.

Напомним, что не менее резонансная авария случилась 16 мая, когда 17 человек погибли в результате столкновения грузового поезда с частным пассажирским автобусом «ЛАЗ-695» в Измаильском районе Одесской области на станции-переезде «Ташбунар» в 200 км от Одессы. Причиной трагедии также было переутомление водителя.

Глазами перевозчиков

Для украинских автобусных перевозчиков приказ Минтранса стал настоящим шоком. В среднем 70% их рейсов приходятся на ночное время, поздний вечер или утро. «На запрещенные рейсы приходится 80-85% наших пассажиров, поэтому для нас последствия могут быть катастрофическими», — признается коммерческий директор компании «Автолюкс» Гайман Даюб. По его словам, в компанию сейчас обращаются разгневанные пассажиры с угрозами обратиться в суд.

Но почти все пассажиры, поскандалив, покупают билеты на поезд или самолет. Заместитель директора компании «Гюнсел» Эрсан Гюнер считает, что в случае сохранения приказа Минтранса в силе на рынке автобусных перевозок произойдет значительный отток пассажиров. «Вряд ли кто-то захочет пересаживаться на дневной маршрут, — говорит Гюнер. — Честно говоря, мы до сих пор не можем понять, что происходит и на какие именно рейсы в данный момент распространяется этот запрет».

Хуже всего тем компаниям, которые взяли автобусы в лизинг. Лидеры рынка используют технику стоимостью в несколько сотен тысяч долларов, и график погашения кредитов у них был четко связан с прогнозируемым количеством пассажиров. Теперь исполнение этих финансовых обязательств станет огромной проблемой. Рассчитывать перевозчики смогут только на пункт договора о форс-мажоре. Ведь кризисная ситуация создана не по их вине.

Глазами пассажиров

Если говорить о пассажирах, то первыми от новшеств Минтранса пострадали «челноки». Благодаря так называемым нерегулярным рейсам, они могли за один день и две ночи съездить за товаром на оптовые рынки Одессы или Черновцов и вернуться. Теперь же на место автобус будет прибывать как раз к закрытию рынка, а самим предпринимателям придется искать ночлег в чужом городе.

Другая когорта недовольных — командировочные. Для делового человека ночной автобус, конечно, не лучший вариант с точки зрения комфорта. Но часто бывает, что самолет уже улетел, на поезд нет билетов, и ночной автобус остается чуть ли не единственным шансом выбраться из города (если не считать супердорогое такси). Прибыть рано утром на встречу теперь нереально, а для бизнеса потерять два дня на дорогу только из-за неудобного расписания автобуса — неоправданная роскошь.

Скупайте железнодорожные билеты, господа!

То, что чиновникам удалось посеять панику среди операторов рынка, становится очевидным. Возбужденные перевозчики даже предполагают, что таким образом Минтранс лоббирует интересы естественного монополиста «Укрзалізниці» и параллельно популяризирует внутренние авиаперевозки. Однако большинство опрошенных нами экспертов указывали на банальную необдуманность решения.

Например, до сих пор никто не знает, что будет с международными рейсами. Поездка на автобусе в страны Евросоюза обещает затянуться на 3-4 суток. Где ночевать во время поездки пассажирам, неизвестно. Так же пока непонятно, разрешат ли автобусам иностранных компаний ездить ночью по дорогам Украины.

Минтранс планирует вернуться к рассмотрению последствий своего решения 1 октября. За месяц он планирует разработать хотя бы какой-нибудь механизм контроля за ночными перевозчиками. Сейчас в Минтрансе не знают вариантов такого механизма. Очевидно, следует ожидать тотальных проверок всех без исключения предприятий-перевозчиков на предмет соблюдения режима труда и отдыха водителей.


Комментарий эксперта

Виктор ГЕРБЕДА, председатель Всеукраинского профсоюза работников транспорта:

— Я уверен, что никакого политического подтекста в этом решении нет. Сложившаяся ситуация — показатель отсутствия системы контроля в отрасли, когда спонтанно принимаются некачественные решения. Правда, к нам действительно обращаются водители с жалобами на то, что компания-работодатель грубо нарушает графики их работы: вместо восьми часов водитель может быть в рейсе пятнадцать. Мы обращались в Минтранс с просьбой привлечь к контролю графиков работы органы лицензирования, но нас, к сожалению, не услышали.

Контракты №36 / 2004


Вы здесь:
вверх