логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Аварийная страховка Виктория РАТНАЯ - «Контракты» №38 Сентябрь 2004г.

Купить полис обязательного страхования автогражданской ответственности скоро будет почти невозможно из-за ажиотажа и очередей.


Украина может повторить российский опыт введения автогражданки. Как и в России год назад, отечественные страховые компании не готовы к массовому наплыву водителей, желающих получить страховку. Впрочем, у страховых компаний в запасе еще пара месяцев для того, чтобы исправить российские ошибки — Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) вступает в силу лишь с января будущего года. Моторно-транспортное бюро Украины, ответственное за подготовку и внедрение ОСАГО, создало 11 рабочих групп, которым предстоит отработать наиболее проблемные нормы закона и предоставить свои предложения по их улучшению.

Проблемная обкатка

Проблем, связанных с введением автогражданки, более чем достаточно — от технологической неготовности рынка к внедрению ОСАГО до нехватки аварийных комиссаров, выезжающих на место ДТП для проведения экспертизы. Страховщики даже не пытаются скрывать неготовность рынка, говоря о предстоящих сложностях с оформлением большого числа договоров.

«Оформление страховки может стать проблемой для компаний, — считает председатель правления ЗАО «УСК «Веста» Вячеслав Черняховский, — ведь появится необходимость оформлять как минимум 1,5 тыс. полисов в день. Не решит ее ни соответствующая компьютерная программа, ни оператор, поскольку процедура выписывания полисов все равно будет занимать не менее 20 минут. Например, нужно заключить 100 тысяч договоров страхования до конца года. Только для выписывания такого количества полисов необходимо 70-75 человек, плюс ко всему клиента необходимо идентифицировать, произвести инкассацию платежей, вести документацию страховых событий, проследить за своевременной выплатой возмещений. Получается, что только одной компании для обеспечения всех процедур ОСАГО необходимо задействовать около 200 сотрудников! А в регионах многим компаниям придется налаживать работу по ОСАГО практически с нуля».

«Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств потребует крупных инвестиций в развитие дополнительных представительств компании в Киеве и регионах Украины. Необходимо значительно расширить штат специалистов, что повлечет расходы на его подготовку, — говорит председатель правления АО «Украинская транспортная страховая компания» (UTICO) Галина Пишакова. — Однозначно возрастут расходы на транспорт, средства связи, разработку и внедрение информационно-программных продуктов».

По мнению Черняховского, появится проблема и с урегулированием убытков, поскольку оценщиков явно недостаточно. Он же предполагает, что ситуация стабилизируется лишь к концу 2005 года, когда выплаты будут производиться без задержек.

Неизвестно, как на введение автогражданки отреагируют сами водители. «То, как будет воспринята новая услуга владельцами автомобилей, во многом зависит от самих страховых компаний, — говорит заместитель председателя правления ЗАО «СК «ВЕСКО» Вячеслав Гавриленко. — Судя по опыту России, отношение к обязательному страхованию какое-то время будет настороженное». Так, по данным российских социологов, только 40% водителей приветствовали введение автогражданки.

Кроме проблем с очередями, автомобилистов может разочаровать и стоимость полисов. Например, в России полис ОСАГО стоит около $100. Специалисты украинского страхового рынка обсуждают различные варианты базового тарифа — от 100 до 300 грн. В разгаре дискуссия и о коррегирующих коэффициентах (системе бонус-малус, предусматривающей применение понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от частоты случаев ДТП у водителей. — Авт.).

«Рабочая группа Моторно-транспортного бюро Украины подала в Госфинуслуг на утверждение базовый тариф в размере 323 грн», — говорит зампредседателя правления СК «Статус», член рабочей группы МТСБУ по разработке новой редакции лицензионных условий Алексей Кушнир. По мнению Кушнира, именно такой тариф позволит страховщикам сформировать необходимый резервный фонд для урегулирования убытков и позволит компенсировать ущерб пострадавшим в полном размере в сжатые сроки.

Повышенная планка

Учитывая социальную значимость ОСАГО, требования к деятельности страховых компаний будут ужесточены. Например, в законе прописано обязательное наличие лицензии и членства в МТСБУ. Для получения статуса ассоциированного члена в Моторно-транспортном бюро Украины страховой компании придется уплатить в фонд защиты потерпевших гарантийный взнос в размере эквивалентном EUR100 тыс. Лицензионные условия для СК, желающих работать с автогражданкой, также выше среднерыночных. Вдобавок, Госфинуслуг предлагает увеличить уставный фонд страховых компаний минимум до EUR5 млн.

«Такие требования позволят работать на рынке 3-4 страховым компаниям и приведут к монополизации рынка ОСАГО, — считает Кушнир. — На наш взгляд, уставный фонд страховой компании, занимающейся ОСАГО, нужно оставить в рамках EUR1 млн с постепенным увеличением к 2007 году до EUR3 млн». Помимо наращивания собственного капитала и внесения гарантийного взноса в фонд защиты потерпевших, компаниям придется инвестировать средства в развитие собственной инфраструктуры, обслуживающей автогражданку.

Как считает Черняховский, для того чтобы страховой портфель компании по ОСАГО не был подвержен резким колебаниям, необходимо заключить как минимум 100-200 тысяч договоров страхования. «Новой компании для вхождения в этот бизнес понадобится 6-10 млн грн для того, чтобы обеспечить страховку хотя бы 100 тыс. автовладельцев, — говорит он, — правда, и этого может не хватить. Ведь еще необходимо внести EUR100 тыс. в гарантийный фонд и создать резерв колебания убыточности».

На всех тормозах

За исключением отдельных компаний, многие страховщики не спешат инвестировать в развитие материально-технической и кадровой базы для работы по ОСАГО. Руководители некоторых СК заявляют об убыточности массовой работы по ОСАГО и не намерены увеличивать клиентский портфель с начала следующего года.

«Наша компания не планирует принимать активное участие в этом бизнесе из-за непредсказуемости его финансового результата и высокого риска возникновения отрицательного социального эффекта, — говорит председатель правления СК «ИФД-КапиталЪ Страхование» Игорь Арцимович — Для удовлетворения потребностей существующих и случайно возникающих клиентов мы не планируем инвестировать значительные суммы».

Многие компании заняли выжидательную позицию. Как отметил народный депутат Александр Морозов, в случае, если рынок не будет готов к массовой работе по ОСАГО с 1 января 2005 года, законодателям придется пролоббировать отсрочку оговоренной в законе даты. И хотя эта перспектива оценивается большинством страховых компаний как малореальная, вероятность именно такого развития событий все же существует. По оценкам компаний, полгода для подготовки к массовому страхованию ОСАГО недостаточно. Причем в МТСБУ пока затрудняются ответить, будут ли действительны действующие полисы ОСАГО в следующем году.


Справка

В 2003 году гражданскую ответственность перед третьими лицами по ОСАГО застраховали 1,180 млн автовладельцев. В первом полугодии 2004 года собственниками транспортних средств заключено 619 тыс. договоров ОСАГО. Согласно ст. 126 Кодекса Украины об административных правонарушениях, с 1 января 2005 года за отсутствие страхового полиса водитель будет обязан уплатить штраф от 14 до 21 грн.

Готов ли страховой рынок к внедрению автогражданки?

Игорь АРЦИМОВИЧ, председатель правления СК «ИФД-КапиталЪ Страхование»:

— Сколько времени ни дали бы на подготовку к внедрению ОСАГО, славянский менталитет потребителей и страховщиков не позволит подготовиться заранее, и сбои в первые месяцы работы неизбежны даже у самых подготовленных компаний.

Вячеслав ГАВРИЛЕНКО, заместитель председателя правления ЗАО «СК «ВЕСКО»:

— Рынок в целом готов. Хотя проблемы, конечно же есть: неравномерный спрос на услуги в начале действия закона, необходимость обработки большого массива данных и т.д.

Александр МИКОЛЕНКО, начальник управления автострахования СК «Остра-Киев»:

— Если все будет идти согласно утвержденным планам, страховщики успеют подготовиться к ОСАГО. Самое главное — внести изменения в законы и обеспечить контроль над выдачей полисов.

Вячеслав ЧЕРНЯХОВСКИЙ, председатель правления ЗАО «УСК «Веста»:

— К внедрению автогражданки рынок готов лишь идеологически, но не технически. Официально не утверждены лицензионные условия, а времени до 1 января осталось мало. Поэтому о наличии полиса мы рекомендуем позаботиться заранее. Не исключена ситуация, при которой все водители просто физически не смогут купить полис в последнюю декаду, даже если страховые компании будут работать круглосуточно и по выходным.

Алексей КУШНИР, зампредседателя правления СК «Статус»:

— Существует несколько проблем, от решения которых зависит эффективность ОСАГО. Одна из них — тарифная политика. Существующий сегодня базовый тариф в размере 100 грн сделает этот вид страхования убыточным.

Контракты №38 / 2004


Вы здесь:
вверх