логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Предвыборная жадность. Обиженные на правительство повышают предвыборные риски Сергей СЫРОВАТКА - «Контракты» №38 Сентябрь 2004г.

«Этому дала, этому дала, а этому не дала», — говорила сорока, раздавая кашу птенцам. Детская басня максимально точно объясняет суть нынешних политических раскладов, приведших к истощению парламентского большинства. Чтобы влиятельные бизнес-группы продолжали поддерживать премьера в борьбе за президентское кресло, с ними нужно делиться. Но даже в истории с сорокой каши на всех не хватало.


Похоже, именно физическая невозможность быть добрым сразу для всех «потенциальных инвесторов» стала причиной резкого ухудшения отношений правительства с отдельными фракциями Верховной Рады. «Янукович и его политическая команда, его штаб гарантирует всем политическим силам, которые есть на данный момент, не только сохранить их статус, но и приумножить их возможности», — успокаивал депутатов координатор парламентского большинства Степан Гавриш. Разумеется, после выхода 15 депутатов возглавляемой им фракции Деминициативы, ему мало кто верил.

Между тем, наблюдатели напрямую связывают поведение Деминициатив со странными обстоятельствами, сопровождающими дополнительную эмиссию акций Укрнефти. «Михаил Чечетов возглавляет Фонд госимущества от нашей депутатской группы, но позицию по некоторым вопросам не согласовал», — так прокомментировал демарш депутат Дмитрий Святаш в интервью 5-му каналу. Что это за вопросы, уточнять он отказался. Но как бы там ни было, очевидно, что правительство Януковича сейчас находится под жесточайшим прессингом, усиливающимся с приближением выборов.

Показательным на этом фоне был и выход из большинства фракции Аграрной партии Украины. Это случилось на следующий день после решения правительства о передаче в ФГИУ для дальнейшей продажи 18 предприятий государственного холдинга Украгромашинвест — крупнейшего производителя сельхозтехники. Хотя, возможно, это лишь совпадение. Ранее почти все экономические и бизнес-инициативы со стороны аграриев правительство безоговорочно поддерживало. Теперь многое изменилось. «Можете представить, чего стоит отражать все нападки, звонки и указания», — жалуется журналистам спикер Владимир Литвин.

Имущества на всех не хватает

Премьер Виктор Янукович переживает, пожалуй, самый сложный период работы на нынешнем посту. Участие в предвыборной гонке сделало его максимально зависимым от лояльности народных депутатов, губернаторов, мэров и даже директоров не самых крупных промышленных предприятий. Именно они формируют ядро той силы, которую так модно называть админресурсом. Политологи как-то уж слишком автоматически зачислили всех бизнес-фаворитов Президента Леонида Кучмы в избирательный кортеж кандидата от власти. А на самом деле все оказалось не так просто. Выяснилось, что национальным и областным промышленно-финансовым группам за поддержку кандидата мало одних лишь гарантий сохранения нынешнего статуса. Они хотят контролировать новые высокодоходные предприятия и требуют поддержки разных, в том числе и сомнительных проектов на правительственном и парламентском уровне. Удовлетворение этих аппетитов в последнее время и определяет политические успехи и поражения Виктора Януковича. Его личная власть в этих условиях сузилась до границ родной партии. Даже возможность чаще других появляться на экранах телевизоров ему дарят явно ситуативные союзники.

Конечно, сам премьер непосредственно занимается предвыборным торгом лишь в исключительных случаях. Например, когда речь идет о нефтетрейдерах, от которых зависит стабильность цен на бензин. Так уж исторически сложилось, что эти вопросы нынче нужно решать в Москве, и переговоры с руководством российского правительства Януковичу довелось проводить лично. В итоге, после утверждения реверсного варианта прокачки нефти по трубопроводу Одесса—Броды, проблема топливных цен перестала быть самой актуальной, как минимум, до конца осени.

Решать вопросы попроще уполномочен руководитель «серого штаба» кандидата — вице-премьер Андрей Клюев. Без его личного звонка опытные руководители министерств и ведомств вплоть до декабря не будут удовлетворять запросы различных ФПГ. Иногда, правда, чиновники «залетают», но происходит это в основном по неопытности. «Предвыборное кидалово» стало настоящей головной болью избирательного штаба Януковича — иногда даже провинциальные мэры позволяют себе звонить в Киев, требуя срочной приватизации того или иного предприятия и ссылаясь на то, что «Андрей Петрович разрешил». В таких случаях уже по личному звонку «сверху» решение того или иного органа власти иногда приходится отменять.

К числу опытных руководителей, безусловно, принадлежит председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов. Его просто так не проведешь. Однажды он получил хороший телекоммуникационный урок — находящемуся в рабочей поездке Президенту пришлось отменять решение ФГИУ звонком из-за рубежа. Чечетов не скрывает, что предложения со стороны «потенциальных инвесторов» нагревают его телефон докрасна, но имущества на всех не хватает. И дело здесь, очевидно, не в прижимистости, просто «потенциальных инвесторов» стало слишком много.

Настолько много, что когда к недовольным добавились оппозиционные голоса тех, кому покупать госимущество в этот период в принципе не положено, Верховная Рада приняла закон об особенностях отчуждения акций, находящихся в госсобственности. Закон запретил передачу госпакетов акций в уставные фонды хозяйственных обществ, а ведь именно так правительству удавалось «решать вопросы», когда речь шла об интересах крупных украинских ФПГ. Председатель Фонда госимущества тут же выступил с жесткой критикой парламентского решения. По его словам, этот закон может негативно отразиться на процессе санации предприятий. Впрочем, судя по решительности Михаила Васильевича, закон обречен на президентское вето.

Соблазн бюджета-2005

Не исключено, что решать проблему возврата фракций «в семью» правительство примется проверенными методами экономических соблазнов. Одним из них может стать проект государственного бюджета, переданный на минувшей неделе Кабмином на рассмотрение Верховной Радой. Проект предусматривает увеличение доходов казны в 2005 году на треть (доходная часть госбюджета-2004 — 64 млрд грн). Теоретически, более 92 млрд грн госбюджета должно хватить на то, чтобы финансовые требования депутатов были выполнены в обмен на предвыборную поддержку. Конечно, не зря председатель парламентского бюджетного комитета парламента Петр Порошенко опасается, что принять реальный бюджет в этом году не получится. Если учесть, что рост ВВП правительство запланировало на 8,6-11%, то столь резко увеличить доходы государству непросто. Впрочем, таких задач перед собой никто и не ставит. В конце концов в следующем году, когда предвыборная пыль рассеется, бюджет можно и секвестрировать. А пока главное — никому не отказать, чтобы никто не остался обиженным.

Но в штабе провластного кандидата работают неглупые люди, и они уж точно догадываются, кто кого в итоге обманет. Ведь опыт есть — подобные торги, хоть, конечно, и не столь масштабные, приходилось вести практически всем украинским премьерам, когда в воздухе появлялся запах отставки. Например, когда премьером был Виктор Ющенко, переговоры об условиях сохранения его должности вел тогдашний первый вице-премьер Юрий Ехануров. Тогда многим депутатам удалось добиться от правительства срочной передачи под контроль определенных компаний различных нефтебаз и прочих объектов. Но после голосования выяснилось, что договоренности не соблюдены. «Ублаженные» правительством депутаты спокойно проголосовали за отставку Виктора Ющенко.

Повторение подобного сценария не исключено и сейчас. Ну, а итоги нынешних масштабных торгов будут иметь сильнейшее психологическое влияние как на результат выборов, так и на перспективы политической реформы, призванной изменить баланс власти между Президентом, Кабмином и Верховной Радой.

Контракты №38 / 2004


Вы здесь:
вверх