логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Пивная прозрачность Иван Лучковский - «Контракты» №38 Сентябрь 2004г.

Большой открытый офис, где почти все работники видят друг друга, — так выглядит новый Киевский пивзавод «Славутич».


Такие офисы в Украине только появляются — сперва в западных компаниях, потом модную волну подхватили и отечественные предприниматели. Рациональное использование площади, корпоративная культура, формирование командного духа путем создания эффекта причастности: «все мы делаем одно дело» — так аргументируют свою политику офисные новаторы.

Модерн-проект ВВН

Дальше других в своих экспериментах с открытостью зашел менеджмент транснациональной корпорации Baltic Beverages Holding при подготовке проекта нового пивзавода в Киеве. Было решено сделать прозрачными не только управленческие офисы, но и промышленные помещения.

Если бы не яркие логотипы «Славутича», «Львовского» и «Арсенала» на заводском фасаде, специализацию предприятия определить на глаз было бы тяжело. Еще сложнее эта задача становится, когда попадаешь на территорию завода. Длинный застекленный коридор, потом просторный офис, окна которого выходят в почти безлюдный цех. И тишина. На первый взгляд кажется, что деятельность предприятия, скорее, относится к микроэлектронике: тихо, стерильно, современно. Окончательно убеждаешься, что попал все-таки на пивзавод, когда заходишь в варильный цех, — такие специфические чаны невозможно спутать с чем-то другим.

На вопрос о причинах, побудивших авторов проекта совместить офис с производственным цехом, президент компании Петр Перетятько ответил, не скрывая удовольствия: «Разработчики проекта нашего завода решили объединить производственное и управленческое звено под одной крышей: во-первых, облегчается коммуникация между менеджерами и производственниками, во-вторых, заводские помещения расположены компактно, в-третьих, усиливается контроль за работой со стороны управленцев. Обратите внимание: окно кабинета главного пивовара выходит в варочный цех. Это не случайно, так он может собственными глазами видеть, что происходит на доверенном ему участке».

Впрочем, главному пивовару нет необходимости постоянно смотреть в окно: новое оборудование работает стабильно, а за каждым агрегатом следит оператор. Главное — эффект причастности: где бы ни был работник — на рабочем месте за монитором или на втором этаже в столовой во время обеда, в окне он будет видеть одно и то же — мышцы машин и трубы, по которым транспортируются в соседний цех «Славутич», «Львовское» и «Арсенал».

Контроль — это главная функция большинства работников предприятия. Операторы следят за техникой, менеджеры — за порученными им участками бизнеса. Есть кому контролировать и заводских менеджеров: здесь же, на одной территории со «Славутичем», находится и главный офис ВВН-Украина. К новаторской организации производственного пространства на киевском «Славутиче» адаптируются и специалисты и менеджеры. Постепенно они привыкают к глобальной открытости на предприятии, убеждаясь, что стеклянные стены созданы не только для того, чтобы все видели, как ты работаешь, но и чтобы ты сам наблюдал роботу своих коллег, всех участков, предприятия в целом. Атмосфера открытости и тотальный контроль — не одно и то же: на некоторых украинских предприятиях руководство устраивает постоянное видеонаблюдение за работниками, что ничуть не способствует повышению взаимодоверия в трудовом коллективе.

Удвоить мощности — хоть завтра

Когда находишься на киевском «Славутиче», нельзя не заметить одного противоречия: менеджеры из главного офиса в Швеции проектировали компактный завод: все под одной крышей, упрощенная коммуникация, энергосбережение и т. д., но почему же в цехах «гуляют» десятки квадратных метров площади? Оказалось, что простор площадей временный: цеха проектировались так, чтобы завод мог без особых усилий удвоить свои мощности. Сделать это не сложно: смонтировать на свободном оперативном пространстве дополнительное оборудование — и завод будет производить пива вдвое больше.

За идеологией открытости и прозрачности на киевском пивзаводе «Славутич» нетрудно увидеть и прагматизм менеджмента холдинга. Завод под одной крышей — это рациональное использование земельных, тепловых, топливных и энергетических ресурсов: компактно расположенные помещения отапливать и обеспечивать электричеством легче, чем разбросанные на многих гектарах промышленные и административные постройки. Стеклянные стены — это тоже своеобразная экономия, в этом случае на стройматериалах при возведении промышленных помещений. Вполне возможно, что в ближайшем будущем при строительстве новых заводов украинские компании последуют примеру киевского «Славутича».


Справка

Киевский пивзавод «Славутич» презентован в июне этого года. Мощность предприятия — 120 млн л в год, в планах менеджмента завода — удвоить объемы производства. Общая сумма инвестиций, выделенных на строительство завода, — свыше EUR50 млн.

Контракты №38 / 2004


Вы здесь:
вверх