логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Зимняя жара. На рынке газовых котлов становится тесно Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №38 Сентябрь 2004г.

Газовый котел — непременный атрибут современного коттеджа, а иногда и квартиры, поскольку позволяет быстро греть воду как для отопления, так и для джакузи. Сентябрь — начало сезона для производителей котлов — уже зафиксировал несколько новых тенденций, способных изменить структуру рынка.


Спрос: покупатель готов платить дороже

Наиболее популярны на рынке сейчас котлы отечественного производства, оборудованные импортной автоматикой. У них оптимальное соотношение цена — качество. Применение в бытовых газовых котлах иностранной автоматики вместо украинской удорожает продукцию, по меньшей мере, на 10%. Однако выяснилось, что покупатели готовы платить больше. Импортная автоматика не только лучше поддерживает заданную температуру воды в системе отопления, но и бережнее использует газ. Украинцы сразу оценили эти преимущества.

«Самые ходовые — настенные двухконтурные (и отапливают, и греют воду в кране) газовые котлы мощностью 20-23 кВт. Это связано с тем, что такие котлы сравнительно недорогие (даже немецкие можно купить за 4300-4600 грн) и пригодны для установки в городской квартире», — рассказывает продукт-менеджер представительства «Роберт Бош Лтд Термотехника» Виктор Данильченко. Популярны также напольные котлы мощностью 28-56 кВт, рассчитанные на большие коттеджи с джакузи или небольшими бассейнами с подогревом воды.

Главными покупателями становятся владельцы новопостроенных коттеджей, число которых в последнее время стремительно растет. Кроме того, владельцы домов активно заменяют советские котлы, отработавшие по полтора-два десятка лет, новыми. Новым классом покупателей котлов за последние годы стали владельцы городских квартир, где центральное отопление работает, из рук вон плохо.

Предложение: цена растет вместе с качеством

В соответствии с изменением вкусов украинцев свою стратегию оперативно корректируют производители. «Когда мы начали делать котлы, то оборудовали их автоматикой одного из киевских оборонных заводов, но спрос на них был невысок и существенно вырос только после того, как предприятие стало устанавливать итальянскую Eurosit», — рассказал заместитель председателя правления ОАО «Барский машзавод» Вячеслав Яворский. Аналогичная ситуация с горелками. «Из-за жалоб покупателей на очень низкое качество отечественных производителей приходится ставить импортные», — рассказывает заместитель директора завода «Маяк» Алексей Муштай.

Со своей стороны честолюбивые планы захвата рынка в этот сезон вынашивают иностранные производители. Согласно информации представительства «Роберт Бош Лтд Термотехника», за последние два года импортные котлы подешевели на 5-15%. На рынке появился ряд недорогих зарубежных марок, а также моделей, изготовленных специально для Восточной Европы. При этом продавцы импорта решили пожертвовать своим заработком ради увеличенных объемов продажи. Однако качество, экономность и надежность котлов ведущих мировых марок привлекает все более широкие круги покупателей. «Если раньше среди импортной техники лидерами продаж были итальянские котлы, стоившие недорого и имевшие соответствующее качество, то сейчас основная масса наших клиентов предпочитает чуть более дорогую, но более качественную немецкую технику Buderus и Viessmann», — рассказывает президент «Национальной водопроводной компании» Владимир Дрыгалюк.

Между тем объемы украинского рынка котлов растут довольно высокими темпами. Представительство немецких производителей «Роберт Бош Лтд Термотехника» в этом сезоне рассчитывает на рост продажи на 10-20%, а некоторые отечественные производители — на все 50%. По прогнозам компании «Газ Украины», темпы газификации жилья в этом году сохранятся на уровне около 70 тыс. в год. При этом ожидается, что отечественные производители сохранят свою долю на рынке, которая уже достигает 80%.

Игроков на рынке станет меньше

Впрочем, заработать на росте спроса, очевидно, удастся не всем производителям. Маленьким предприятиям отрасли, которых в Украине больше ста, вряд ли окажется под силу сдержать атаку лидеров рынка. Установить импортную автоматику может и небольшой производитель, но его продукция от этого подорожает значительно ощутимее, чем у крупного предприятия. У лидеров больше возможностей сдерживать цену. «Чем больше объемы производства, тем меньше себестоимость одного котла: кроме экономии на масштабах, у крупного предприятия больше возможностей автоматизировать производство и организовать на высоком уровне контроль за качеством», — объясняет Яворский.

Поэтому господствующее положение на рынке в нынешний сезон уже заняли предприятия с объемами производства от тысячи до нескольких тысяч котлов ежемесячно — «Агроресурс» (Ровно), «Барский машиностроительный завод» (г. Бар Винницкой обл.), «Агротепломаш» (Житомир), Красиловский машиностроительный завод (г. Красилов Хмельницкой обл.), завод «Маяк» (г. Змиев Харьковской обл.), DANI (г. Новогродовка Донецкой обл.). Недавно в группу лидеров пробилась и харьковская фирма «РОСС», владеющая местным заводом агрегатных станков. «Мы внимательно отслеживаем спрос на разнообразную сложную машиностроительную продукцию, поэтому предприятие в последнее время прекратило производство малогабаритного перерабатывающего оборудования и сейчас активно развивает производство котлов, доведя его до 3500 шт./мес.», — говорит менеджер отдела маркетинга фирмы «РОСС» Сергей Попов.

Производителям областного масштаба, выпускающим в лучшем случае сотню котлов в месяц, следует готовиться к трудным временам. Похоже, на неудачу обречены и проекты большинства оборонных машиностроительных предприятий, пробующих найти новую рыночную нишу в производстве котлов. Их слабость в невозможности эффективно управлять большим производственным ассортиментом. Исключение составят только те предприятия, которые сосредоточились именно на котлах и сделали их основным (как DANI, «Маяк» и «Агроресурс») или вторым по важности видом продукции. Барский машиностроительный завод, специализировавшийся на оборудовании для консервной промышленности, взялся за котлы всего три года назад, чтобы как-то выжить в условиях спада спроса на традиционную продукцию. Сейчас завод выпускает 15 тыс. котлов в год, а их доля в общем объеме производства выросла до 50%.

Интересно, что концентрации производства в отрасли помог и такой неожиданный фактор, как симпатия покупателей к проверенным торговым маркам. «Люди обмениваются информацией, узнают, какой котел стоит у знакомых и как он работает, на какую сумму сжигает газа», — рассказывает Дрыгалюк. И чаще всего такие обстоятельные исследования приводят покупателей к выбору в пользу ведущих отечественных и иностранных марок, а не региональных. Опрошенные нами эксперты рынка ожидают, что последствия этой тенденции будут очень жесткими: в течение двух-трех лет отечественных производителей котлов останется в лучшем случае два десятка.

Выиграет тот, кто предоставит лучший сервис

При условиях, когда ценовой фактор перестал играть решающую роль в конкурентной борьбе производителей котлов, на первое место выходит сервис. А в этой сфере отечественные производители традиционно уступают иностранным. И это может иметь существенные последствия для дальнейшей структуры рынка, если предпродажное сопровождение товара не станет правилом для украинских предприятий.

Покупатели бытовых котлов сегодня ждут от продавца квалифицированной консультации и послепродажного сервиса — установки, гарантии, обслуживания. Сегодня из-за большого ассортимента (есть магазины, где в зале выставлены более десятка марок котлов и работают один-два продавца), как показывает практика, продавцы-консультанты знают выставленный товар довольно поверхностно. А фирмы, которые берутся устанавливать и обслуживать котлы, имеют в ассортименте только несколько марок (иногда — вообще одну). И чаще всего — это те марки, представители которых проводят бесплатное обучение монтажных бригад фирм-партнеров. Так что отечественным производителям в ближайшее время придется перенять у иностранных конкурентов сервисный опыт или уступить им место на рынке.

Контракты №38 / 2004


Вы здесь:
вверх