логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Златая цепь на курсе том. Валютно-курсовая политика Нацбанка останется неизменной Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №38 Сентябрь 2004г.

Очередная атака совета Нацбанка на собственное правление закончилась провалом. Исполняющий обязанности председателя правления Арсений Яценюк предпочитает воздерживаться от перекраивания курсовых ориентиров.


Валютная либерализация в очередной раз отложена Нацбанком до лучших времен. На чашах весов с одной стороны — ценовая стабильность, с другой — конкурентоспособность экспорта. Но решающим в конечном итоге является политический фактор, то есть чиновничья неготовность рисковать стабильностью.

Тише едешь — дальше будешь

В следующем году Нацбанк сохранит принцип обязательной продажи валютной выручки экспортерами, и все так же будет проводить интервенции на межбанковском валютном рынке. Правда, Нацбанк уже в который раз надеется выкупать валюту в гораздо меньших объемах. То есть ожидается, что ухудшение сальдо платежного баланса (единственного фактора, существенно влияющего на предложение денег в Украине) станет причиной уменьшения денежной эмиссии. «Если в этом году мы купили на валютном рынке около $5-6 млрд, то в следующем планируем увеличить резервы на $1,8-2,4 млрд», — прогнозирует председатель совета НБУ Анатолий Гальчинский. Учитывая, что в предыдущие годы Нацбанк неоднократно промахивался с аналогичным прогнозом, вероятность двукратного замедления темпов роста денежной массы в следующем году близка к нулю.

Похоже, даже Гальчинский, известный как сторонник валютной либерализации, смирился с безальтернативностью нынешней политики. «Или нужно выкупать валюту, или резко повышать курс гривни», — объясняет позицию Нацбанка председатель совета, отмечая, что последнее вряд ли пойдет на пользу экономике. Особенно на фоне того, что многие крупнейшие экономики мира — США, Китай и Россия — проводят политику девальвации с целью стимулирования экспорта.

Примечательно, что до заседания совета НБУ 10 сентября Гальчинский апеллировал такими аргументами, как размер резервов, достаточный для отмены обязательной продажи и невозможность выполнения Нацбанком функций кредитора последней инстанции в условиях масштабной эмиссии через валютный канал. «Фактически экспортеры, нуждающиеся в гривне, продают не 50%, а 70-80% валютной выручки. Таким образом, это формальная норма, но отменять ее правление НБУ также не спешит — перестраховывается», — отметил Гальчинский после заседания.

Согласно прогнозам совета НБУ, инфляция в нынешнем году не превысит 9%, а в следующем — 7%. Вопреки стремительным темпам роста денежных агрегатов (50-60%), в Нацбанке уверены, что держат руку на пульсе. «Наша задача обеспечить необходимый для экономического роста уровень монетизации экономики (соотношение денежной массы к ВВП). В 2000 году уровень монетизации составлял 15,6%, сейчас — 32%, а оптимально для развивающихся стран — 40-50%», — объясняет Гальчинский. По его словам, ускорение инфляции будет неизбежным следствием увеличения денежной массы только тогда, когда экономика будет достаточно насыщена деньгами. Сейчас, по словам Гальчинского, Украина приближается к критическому показателю инфляции в 10% не по монетарным причинам. И все же для предотвращения инфляции Нацбанк продолжит номинальную ревальвацию гривни — в следующем году курс гривни составит 5,27-5,31 UAH/USD.

Миссия невыполнима

Между тем в Международном валютном фонде считают, что валютно-курсовая политика Нацбанка усугубляет инфляционные риски. МВФ неоднократно рекомендовал Нацбанку ограничить присутствие на валютном рынке и предпринять шаги по его либерализации. Стоит отметить, что в то время как в понимании Нацбанка в Украине действует управляемый рыночный валютный курс, в МВФ считают, что де-факто существует фиксация курса гривни к доллару.

«Для предотвращения инфляции необходимы изменения в монетарной и курсовой политике. Бурный приток валюты, рост банковского кредитования и несбалансированная фискальная политика создают все условия для того, чтобы инфляция в Украине в этом году превысила граничное значение», — говорится в отчете, размещенном на сайте МВФ. Там же напоминается, что эффективность процентной политики Нацбанка будет зависеть от гибкости курса гривни.

«У меня нет принципиальных разногласий с МВФ. Я тоже за либерализацию, за то, чтобы постепенно отпускать курс и так далее. Но в Украине наблюдается отток валюты, и его небезосновательно опасается правление Нацбанка», — излагает свою точку зрения Гальчинский.

В то же время в МВФ полагают, что хотя нынешний валютный режим и сослужил властям хорошую службу, дальнейшая фиксация курса гривни к доллару влечет за собой инфляционные риски. Внедрить более гибкий валютный режим предлагается сменой монетарных приоритетов, то есть переходом от целевого значения валютного курса к целевому значению инфляции (режим, именуемый таргетированием инфляции). Этот режим означает, что ценовая стабильность достигается через промежуточные цели (темпы роста денежных агрегатов, темпы роста ВВП), которые в свою очередь достигаются при помощи процентной политики. В этом случае валютный курс является второстепенной целью и может варьироваться для достижения целевого уровня инфляции.

Нацбанк менять приоритеты монетарной политики не планирует. «По крайней мере, я против инфляционного таргетирования», — заявляет Гальчинский. По его словам, Украина не готова к такому режиму хотя бы ввиду недостаточной монетизации экономики, означающей, что в росте цен монетарные факторы играют весьма незначительную роль. Кроме того, говорит Гальчинский, стабильная валюта — это и накопление капитала, и стабильные инвестиции.

К этим аргументам стоит добавить и технологические сложности. Для того чтобы заявленное значение инфляции было не просто декларацией, одних интервенций на межбанковском рынке недостаточно. Обеспечить инфляционную цель можно, лишь зная механизм влияния процентных ставок на реальный сектор экономики. Между тем Нацбанк становится пассивным заложником конъюнктуры, надеясь на скромные доходы металлургов в следующем году. Остается и другой механизм денежно-кредитной политики, неоднократно доказавший свою эффективность — игра со статистическими данными, позволяющая устанавливать нужную инфляцию в нужное время.


Прогнозные значения отдельных макропоказателей

 
2004
2005
Денежная база 51-56% (32-39%)* 20-26%*
Денежная масса 53-59% (26-32%)* 28-33%*
Золотовалютные резервы $11-12 млрд $14-15 млрд
Валютный курс (UAH/USD) 5,31-5,35 (5,38-5,42)* 5,27-5,31 (5,29-5,35)*
Инфляция 9% 6-7%
Торговое сальдо $6,4 млрд $3,2 млрд

*Предыдущий прогноз

Контракты №38 / 2004


Вы здесь:
вверх