логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Разговор с фининспектором по интернету: Плюсы и минусы электронной отчетности Елена ДЕМИНА - «Контракты» №4 Январь 2004г.

Говорят, совпадений не бывает. Возможно, и так. Во всяком случае, когда несколько лет назад мне пришлось подыскивать новое жилье, выбор остановился на квартире в доме по соседству с одной из районных налоговых инспекций. Зато теперь из окна я могу ежедневно видеть людей, для которых пишут «Контракты». Особая суета во дворе говорит о начале кампании по подаче отчетности. Новая тема появляется сама собой: ГНАУ разрешила всем плательщикам подавать отчетность на магнитных носителях (с марта 2001 года — на дискетах, а с 1 июня прошлого года практически во всех крупных городах отчетность можно пересылать по электронной почте). Однако этой возможностью пока воспользовались не более 5% от зарегистрированных в стране предприятий. Почему? Попытаемся выяснить.


Прелести бесконтактного общения с инспектором

В теории применения электронной формы отчетности выгодно обеим сторонам процесса. Намного приятнее видеть отчет подопечного предприятия на мониторе, а не на бумаге, налоговикам. Ведь получив его в документарной форме, инспектору все равно должен переносить отображенные в нем цифры в электронную базу данных. Поскольку так называемые карточки персонального учета субъектов хозяйствования уже давно не ведутся налоговиками на бумаге. Да и для бухгалтера бездокументарная форма отчета предпочтительней. Во всяком случае в ГНАУ для этого сделали все возможное. О преимуществах бесконтактного общения «Контрактам» рассказали сами налоговики.

Михаил СЕМИРГА, директор Департамента автоматизации процессов налогообложения ГНАУ: «Подчеркну, — налогоплательщик сам выбирает, в какой именно форме ему отчитываться в налоговой. Тем не менее, мы стараемся заинтересовать предприятия в переходе на электронную форму отчетности. Пока у нас это получается хуже, чем, скажем, в Греции (там плательщики, отчитывающиеся в бездокументарной форме, имеют право уплачивать некоторые виды налогов по меньшей ставке. Но такие решения должен принимать законодатель). ГНАУ приходится решать этот вопрос в рамках своих полномочий. Скажем, бухгалтер, принесший отчет на дискете, может подать его вне очереди.

Предоставив предприятиям возможность подачи отчетности через интернет, мы решили установить следующее правило: электронная отчетность должна подаваться в установленные для этого сроки. А вот бумажный вариант потребуем только, если у нас возникнут вопросы по предоставленным данным. Ведь иногда отношения с плательщиком приходится выяснять и в судах, которые пока не готовы рассматривать электронные версии документа в качестве доказательства. К тому же, бухгалтер сможет подвезти «бумажный» отчет в любое удобное для него время и по истечении сроков подачи отчетности. Это не будет считаться нарушением».

Богдан МИСЬКИВ, заместитель директора Департамента автоматизации процессов налогообложения ГНАУ: «Преимущества очевидны: отчетность передается бухгалтером непосредственно с рабочего места. К тому же налоговая отчетность автоматически проверяется на наличие в отчетных документах ошибок. Для таких проверок в системах подготовки отчетности заложен специальный алгоритм. Так что плательщик может выявлять и исправлять ошибки самостоятельно, еще до подачи отчетности. Кроме того, отпадает потребность и в самих бланках отчетных документов. Пока окончательно не разработан механизм использования новых законов «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи» с плательщиками, решившими передавать отчетность по e-mail, ГНИ заключает специальный договор о признании такой отчетности. Подтверждением плательщику о передаче отчетных документов в инспекцию является электронная квитанция отправителю, передающаяся на компьютер, с которого была отправлена отчетность».

Что беспокоит предприятия

Возможно, столь привлекательные возможности предприниматели не используют только потому, что пока психологически не созрели для столь прогрессивных нововведений? Однако, пообщавшись с бухгалтерами компаний, мы поняли, что дело не только в этом. Тем более, что замечания высказывали те, кто не понаслышке знает, что такое электронная отчетность. Впрочем, практически на все вопросы у налоговиков нашлись ответы.

Бухгалтер совместного украинско-чешского предприятия «Биг-Борд ЛТД» Ольга БЕРЕЗОВА: «Прежде всего не устраивает, что программу «Бест-Звіт» нужно заполнять механически, то есть вручную переносить данные из программы «1С бухгалтерия». Если предприятие большое, как наше, у бухгалтера просто нет времени на такую работу. К тому же всегда есть риск при перенесении данных допустить ошибку. Программисты говорят, что связь между бухгалтерской программой и программой подготовки отчетности можно установить. Хотя это очень дорого. Конечно, потратиться можно, если бы нормативная база оставалась стабильной. Но перестраивать связь каждый раз, когда меняются формы отчетности, чересчур затратно».

Как оказалось, главный налоговый офис готовится к беспрецедентной акции.

Михаил СЕМИРГА: «До этого времени передавать отчетность в электронном виде могли только плательщики, которые приобрели ПО «Бест-Звіт» и заключили договор с ГНИ, в котором оговариваются все аспекты подачи отчетности в электронном виде. Но теперь, после вступления в силу профильных законов, разработки и утверждения отраслевого стандарта электронного отчетного документа, возможность создания отчетного документа в электронном виде предоставлена всем плательщикам, и формировать ее они могут с использованием различных программных продуктов. В ближайшее время электронные форматы отчетных показателей налогоплательщиков и отраслевой стандарт относительно требований к самому электронному отчетному документу будут опубликованы в СМИ. После публикации такой информации плательщик, имеющий компьютер, сможет сам подготовить отчетный документ в электронном виде».

«Контрактам» также удалось узнать, что электронные версии отдельных форм отчетности плательщики смогут получить бесплатно уже в ближайшее время — они будут размещены на официальном сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua).

Галина ОВСЯННИК, директор дочернего предприятия «Лыбидь» украинско-чешского СП «Беназир ЛТД»: «Да, но ведь даже подготовив электронный отчет на дискете, бухгалтер все равно должен ехать в налоговую, чтобы передать еще и бумажный дубликат. Без этого отчет считается не поданным. Для предприятия весь смысл подготовки электронной версии отчета нивелируется».

Очевидно, необходимость в подаче отчета на бумажном носителе отпадет, когда исполнительная власть подготовит подзаконные нормативы, обеспечивающие полноценное функционирование электронной подписи.

Еще одна категория предпринимателей обеспокоена другим.

Нина МОЙСЕЕНКО, бухгалтер государственного предприятия «Укринтеравтосервис»: «Новая форма подачи отчетности создает еще одну проблему — защиту информации. Кто может дать гарантии, что пересылаемые нами данные не будут прочитаны третьей стороной? Возможно, налоговой для передачи отчетности через интернет нужно установить программу, подобную программе «Банк-клиент»? »

Предложение вполне резонное. Однако в налоговой считают этот предпринимательский страх несколько преувеличенным.

Николай ХАРЧЕНКО, начальник Управления автоматизированного администрирования налогов ГНА в Киевской области: «Сейчас в двух налоговых инспекциях Киева проводится эксперимент по подаче отчетности через интернет с помощью АРМ «Бест-Звіт». Этой возможностью пользуются пока только около сорока плательщиков. Но они с подобной проблемой не сталкивались. Система ключей, которые используются для передачи информации, сертифицирована специальным департаментом СБУ и имеют очень высокую степень защиты».

Как подать электронную отчетность без компьютера

Совсем иные проблемы с подачей электронной отчетности у предприятий, работающих на периферии. Там уровень компьютеризации, а зачастую, и связи, способен надолго похоронить идею электронной отчетности.

Однако варианты решения этой проблемы, порой совсем неожиданные, «Контрактам» подсказали наши собеседники.

Леонид МИШНЕВ, представитель Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Киевской области: «Сейчас практически в каждом населенном пункте есть свой компьютерный клуб. Для начала можно, к примеру, предложить владельцам таких клубов установить у себя программу «Бест-Звіт», чтобы бухгалтер смог там подготовить свой отчет».

Александр РОДИН, представитель Киевской областной общественной организации «Украинский союз инвалидов»: «Выходом могло бы стать создание центров обслуживания предприятий по оформлению электронной отчетности. Главное — найти деньги под этот проект. И в данном случае можно было бы посотрудничать с Фондом социальной защиты инвалидов. Фонд предоставляет беспроцентные кредиты, и погашать их можно начиная с третьего года с момента получения. Единственное условие — соблюдение квоты по трудоустройству инвалидов».

Вот и получается, что все проблемы с подачей отчетности в электронном виде вполне решаемы. Может, попробуете?

Контракты №4 / 2004


Вы здесь:
вверх