логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ну очень много нефти: Подорожание нефтепродуктов «откладывается» до февраля Владимир БЕРЕЗИН - «Контракты» №4 Январь 2004г.

Начавшаяся в середине декабря стабилизация цен на рынке нефтепродуктов, которая помимо сезонного фактора была вызвана и удешевлением российской нефти, в январе трансформировалась в их плавное снижение. Однако, не исключено, что уже в феврале из-за наращивания российской «Транснефтью» экспортных возможностей и, как следствие, удорожания urals на внутреннем рынке России, цены на нефтепродукты начнут свое очередное восхождение. Кроме того, поспособствовать удорожанию топлива обещает и парочка других факторов...


Без резких движений

Ухудшение в декабре погодных условий в районах нефтеперевалочных терминалов, а также проблемы с прохождением танкеров через Босфор из-за его загруженности, сделали свое дело и в середине прошлого месяца стоимость нефти на российском рынке, ввиду уменьшения экспорта, медленно поползла вниз. Это, в свою очередь, отразилось и на поставках сырья в Украину: по данным Минтопэнерго, в декабре на нефтеперерабатывающие заводы был поставлен один из наиболее крупных в ушедшем году объемов нефти — почти 2,2 млн тонн. Кроме того, снизилась и цена поставляемого на НПЗ urals (в среднем на 10-15 долларов за тонну). В итоге, переработав более 1,9 млн тонн нефти, украинские НПЗ произвели более 479 тыс. тонн бензинов и 530 тыс. тонн дизельного топлива, что на фоне невысокого рыночного спроса стало неплохой предпосылкой к переходу от декабрьской стабилизации цен на нефтепродукты к их плавному январскому снижению. Собственно, так и произошло, но с некоторыми поправками.

Вопреки ожиданиям, с начала 2004 года цены на нефтепродукты снизились незначительно. Это было вызвано, в первую очередь, высокими мировыми ценами на нефть и, как следствие, стабилизацией цен на российское сырье (стоимость поставляемого в Украину urals осталась относительно декабрьского уровня практически неизменной — около $180 за тонну).

Однако несмотря на снижение спроса со стороны потребителей, праздничные дни и похолодание, производство нефтепродуктов в Украине в январе было (также как и в предыдущем месяце) на достаточно высоком уровне. В результате, по итогам первых двух декад января нефтепродукты подешевели в Украине в среднем на 1-2,5%. Цена бензина А-76 уменьшилась на 1,5% и составила по состоянию на 20 января в среднем 1865 грн/т; бензин А-92 подешевел на 1% — до 2016 грн/т. Вместе с тем, цена бензина А-95 осталась относительно уровня начала месяца практически без изменений — на уровне 2115 грн/т. Что касается дизельного топлива, то в связи с большими объемами производства на НПЗ и сезонным отсутствием спроса со стороны аграриев, его цена почувствовала наибольшее среди других нефтепродуктов снижение — 2,5% (до 1760 грн/т).

Как утверждают участники рынка, до конца января—начала февраля на рынке нефтепродуктов каких-либо заметных изменений не предвидится. По мнению аналитиков ООО «ТД ТНК-Украина», до конца января на рынке нефтепродуктов будет наблюдаться ценовая стабильность со слабой тенденцией к снижению. Этому по-прежнему будет способствовать наметившаяся стабилизация цен на поставляемую НПЗ нефть, а также растущие запасы топлива у потребителей. Не последнюю роль в поддержании стабильных рыночных цен сыграют и проблемы с экспортом нефтепродуктов вследствие продолжающихся заторов танкеров в Босфоре.

Другие правила

Примечательно, что в прежние годы фактор сезонности «валил» цены на нефтепродукты значительно сильнее — в среднем на 10-15%. Не последнюю роль в этом «дисконте» играла цена поставляемой в Украину российской нефти, которая, будучи скованной ограниченными экспортными возможностями «Транснефти», просто вынуждена была попадать именно к нам или в соседнюю Беларусь. Но времена, когда потребитель диктовал условия поставщику, похоже, канули в Лету.

В июле прошлого года «Транснефть» сдала в эксплуатацию вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), а в апреле планирует запустить третью. Таким образом, общая мощность этого экспортного коридора, заканчивающегося нефтеналивным терминалом в порту Приморск, увеличится до 42 млн тонн нефти в год.

Многие аналитики связывают сентябрьский кризис на рынке нефтепродуктов непосредственно с удорожанием сырья, вызванным запуском второй очереди БТС, так что презентация «Транснефтью» нефтяному сообществу третьей ее очереди может привести к не совсем приятным для Украины последствиям. Причем отголоски предстоящего перераспределения нефти слышны уже сегодня.

По имеющимся у «Контрактов» данным, в феврале «Транснефть» планирует увеличить для нефтяных компаний экспортный график БТС на 500 тыс. тонн — до 3,5 млн тонн нефти. По мнению трейдеров, на фоне оживления спроса на внутреннем российском рынке, этот факт может привести к удорожанию сырья, что, в свою очередь, может сказаться на украинском рынке нефтепродуктов.

Еще одним фактором для повышения цен на топливо может выступить увеличение в России экспортных пошлин на нефть и введение дифференцированного налога на ее добычу, с помощью которых Владимир Путин (идея принадлежит именно ему) намерен изымать у нефтяных компаний сверхприбыль.

Российское правительство уже рассматривает целесообразность увеличения объема налоговых изъятий у компаний при высоких ценах на нефть. «Высокими», в правительстве считают цены свыше $25 за баррель нефти сорта urals. Все средства, которые нефтяные компании получают при ценах сверх $25/барр., считает российский премьер, «не заработок», а «так, свалившиеся откуда-то (деньги)».

Если эти инициативы материализуются, то компенсировать потери нефтяникам придется за счет потребителей.

Контракты №4 / 2004


Вы здесь:
вверх