логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Как крутить кино... Ольга ВОЛОДЧЕНКО - «Контракты» №4 Январь 2004г.

Кинобизнес требует серьезных финансовых вложений. Но при этом приносит неплохие доходы, с тенденцией к росту


До начала 90-х каждый украинец
посещал кинотеатр в среднем 15
раз в год, сегодняшний показатель — 0,5

Украинскому рынку современного кинопроката — пять с небольшим. И сегодня заработать на киноманах может каждый, кто вложит деньги в реконструкцию кинотеатра или построит новый. Средняя рентабельность такого бизнеса — 35-40%, спрос — огромный, как в столице, так и в регионах, а конкуренция невысокая. Пока...

Время вкладывать в кинопрокат

Качественный кинопрокат можно отнести к одному из наиболее привлекательных объектов вложения инвестиций. Прежде всего потому, что данная ниша остается практически незанятой в регионах. А значит, реальной конкуренции пока можно не опасаться. К концу 2003 года в Украине, по данным компании «КiноСвiт», насчитывалось всего 111 кинозалов, работающих в системе Dolby. И, как отмечают операторы рынка, их явно недостаточно для наших кинолюбителей. Вместе с тем, при правильной организации, бизнес может приносить весьма неплохие доходы, с тенденцией к росту. Скажем, если в 2002 году демонстрация «Звездных войн» и первой части «Властелина колец» позволила отечественным кинотеатрам собрать немногим более $500 тыс. каждый, то в прошлом году «Матрица: Перезагрузка» успешно перешагнула барьер в $1 млн. В крупных киевских кинотеатрах месячные сборы этого фильма достигали $150 тыс.

Однако несмотря на растущий интерес к кинобизнесу и профессионалов, и дилетантов, серьезных структурных изменений на рынке пока не происходит. К примеру, сейчас в Киеве, как и полгода назад, в тройку лидеров входят «Украина», «Киевская Русь» и «Баттерфляй». Это объясняется рядом причин. Начнем с того, что решившим заняться кинобизнесом, предстоит начать с серьезных финансовых вложений. Во-первых, на покупку помещения. Как показывает практика, желающих инвестировать в нее находится не так много. К примеру, в свое время столичный кинотеатр им. Довженко был продан за 3,7 млн грн, что всего лишь на 200 тыс. выше стартовой цены объекта, выставленной региональным отделением ФГИ Киева, а киевская «Аврора» — за 2,5 млн грн, при начальной цене 2,148 млн грн. В других крупных городах порядок цен примерно тот же.

Конечно, можно и сэкономить, скажем, не выкупив помещение, а арендовав его. Однако в этом случае будущий собственник кинотеатра ставится в жесткую зависимость от номенклатурных раскладов — желание предпринимателя не всегда совпадает с желанием местной власти, от которой зависит решение о передаче того или иного объекта в аренду. Поэтому те, кто уже занимается кинобизнесом, предпочитают либо заниматься строительством нового кинотеатра, либо переоборудовать под него один из имеющихся долгостроев. Но и эти варианты далеко не идеальны. В первом случае будущий владелец кинотеатра столкнется с довольно сложной проблемой землеотвода, во втором — ему снова-таки придется добиваться нужных разрешений у местной власти.

Впрочем, компаниям все же удается преодолевать возможные препятствия. Ибо сегодня чуть ли не каждый месяц в столице открывается новый или реконструированный кинотеатр. На подходе — старт современных кинотеатров в киевских торговых центрах «Украина», «Караван», «Аладдин», «Курени». Не отстают и регионы. Ожидается, что в этом году количество кинотеатров увеличится там еще на 50. Кстати, потенциальный интерес к созданию современных кинотеатров есть даже в городах с населением 20 тыс. жителей. Правда, средняя посещаемость кинотеатра по всем подсчетам тут может составить всего 3%. Тем не менее, как утверждают специалисты, успех будет иметь каждый оператор, кто вовремя «застолбит» свое место на рынке. «Эта отрасль ежегодно растет на 70-80%. Поскольку является одной из самых привлекательных в инвестиционном плане», — подытоживает Олег Фокша, аналитик компании «КiноСвiт».

Четыре варианта «навести красоту»

Далее, купленное помещение кинотеатра необходимо переоборудовать. Скажем, арендаторам киевского кинотеатра «Украина» эта операция обошлась примерно в $5 млн. Однако суммы могут быть и более скромными. Тут можно выбирать из нескольких вариантов: «под ключ» или поэтапный реинжениринг. «Киевские проекты, как правило, предусматривают полную реконструкцию зала (с возможным разбиением на несколько залов), установку нового проекционного и акустического оборудования, экрана, кресел. А также ремонт туалетов, фойе, вентиляции, достройку дополнительных помещений, — объясняет Сергей Стронов, директор компании «КiноСвiт». — Это самый дорогостоящий — от $500 тыс., но и самый окупаемый вариант. В регионах по причине меньших инвестиций многие выбирают постепенное переоборудование и начинают, как правило, со звука и экрана».

Вариант попроще ($80-100 тыс.) предполагает установку современной звуковой системы и достройку вспомогательных помещений, но без капитальных строительных работ. Возможно сохранение существующего проекционного оборудования, если оно сможет проработать еще лет десять.

Переоборудование может сводиться также к работе только с залом: ставятся акустические и специально считывающие системы на существующие проекторы. Кресла остаются в том же состоянии, но заново перетягиваются. Возможны компромиссы с установкой звука — цифрового ($40 тыс.) или же аналогового ($15 тыс.).

А просто восстановление жизнеспособности кинотеатра и кинопоказа в существующем варианте моно звука, кресел, оборудования или хотя бы с заменой проектора обойдется до $1 тыс.

Как заметили специалисты, в случае закупки технологической начинки кинотеатра сегодня предпочтительнее обращать внимание на американский рынок оборудования. В связи с ростом курса евро нынешняя стоимость американского оборудования оказывается на 40% меньше по сравнению с началом прошлого года и значительно дешевле европейского.

Тонкости бизнеса на киноманах

В денежном выражении украинский рынок кинопроката оценивается в сумму около $15 млн. Средняя рентабельность — от 35-40 %. Однако, чтобы добиться такой рентабельности, владельцу кинотеатра придется вникнуть во все нюансы этого бизнеса.

Следующие вопросы, которые приходится решать компании, открывшей модный кинотеатр, — построение отношений с кинопрокатчиком и подбор фильмов для показа. Как объясняет Александр Щелущенко, директор компании KinoMedia, во всем мире касса сборов делится поровну. Если же прокатчик не доверяет кинотеатру, то ему выставляется твердый счет — кинопрокатчику приходит сумма заранее, он на определенный срок дает право демонстрировать фильмокопию только в данном конкретном кинотеатре, на определенном сеансе, по оговоренной заранее цене билета. Такой подход не позволяет кинотеатру демпинговать на рынке. Если кинотеатр «слабый», то процент сбора меняется в сторону прокатчика. «Исключение составляет рекламный бюджет (печать флаеров, теле-, радио и наружная реклама, акции и радио) — по нашим данным прокатчик выставляет другой процент — 15-10% от вала», — говорит Александр Щелущенко.

Сейчас отечественный рынок дистрибьютеров фильмов делят всего несколько игроков: 40 % принадлежат компании «Синергия» и ее подразделению компании KinoMedia (Warner Brothers, New line — фильмы «Гарри Поттер, «Матрица», «Властелин колец», «Остин Пауэрс»), все остальное в долях делят ЗАО «ВИН» (Disney, Parmount — «Пираты Карибского моря»), «Гемини» (20th Century FOX — «Звездные войны») Киевоблкино (Sony Pictures — «Терминатор», «Люди в черном»), и одесская компания «Альфа» (европейское кино, самый удачный проект — «Такси-3»).

Большая свобода выбора предоставляется кинотеатру при выборе лент для демонстрации. Чтобы получить ожидаемую прибыль, нужно не ошибиться при подборе фильмов. Как правило, хорошие деньги собирают продолжения блокбастеров или то, что пользовалось особым спросом на западном кинорынке. Все остальное, по утверждению руководителя рекламной службы компании «Гемини» Анатолия Базильчука, раскрутке практически не поддается: «Хотя бывают исключения — если предварительно была проведена удачная рекламная кампания. Например, совершенно не коммерческий и сложный фильм «Хозяин морей», про который никто из наших зрителей не знал, смог собрать полные залы и имел хорошие результаты по прокату».

Другие же операторы рынка отметили, что привычка киноманов постоянно «засвечиваться» на показах была вскормлена в основном изобилием рекламных акций и регулярными предпремьерными шоу — выступлениями актеров, певцов и диджеев, различными розыгрышами и викторинами. К примеру, в «Киевской Руси» (Киев) подобные мероприятия организовываются как собственными силами, так и с помощью столичных специализированных агентств. Проводятся они и в столичных кинотеатрах «Баттерфляй», «Кінопалац», «Киев». Правда, по желанию прокатчика, цена входных билетов в данном случае, как, впрочем, и в первые несколько дней показа, может увеличиваться на 10-15 грн.

В другом столичном кинотеатре — «Кинопанораме» — после просмотра ленты «Дети шпионов» зрителям раздавали мороженое, а также вручали фирменные кепки и футболки с логотипом фильма каждому 100-му посетителю. В большинстве кинотеатров стандартным методом привлечения аудитории остаются скидки 20-25% для учеников и студентов на утренние и дневные сеансы.

Правда, по признанию большинства директоров кинотеатров, объем киносборов по-прежнему зависит от пакета фильмов. Поэтому месячные доходы кинотеатра могут колебаться от $25 тыс. до 100 тыс. Неплохо зарекомендовали себя и фильмы, показываемые в рамках фестиваля «Молодость», еще несколько лет назад считавшегося малоприбыльным, даже несмотря на значительный ценовой демпинг. Хитами этого года, а соответственно наиболее прибыльными, по мнению специалистов, могут стать третьи части «Гарри Поттера» и «Властелина колец», «Троя», «Последний самурай».

Каждому зрителю — по дивану и попкорну

Если разумно подойти к выбору мощности своего бизнеса, то всевозможными маркетинговыми, рекламными, PR-мероприятиями и управленческими методами можно добиться средней заполняемости кинотеатра, которая варьируется от 25 до 35 % от всего количества установленных мест — показатель, который позволяет выходить на довольно высокий уровень рентабельности.

Средняя цена билета зависит от уровня конкуренции, который сложился в определенном регионе и от благосостояния и количества потенциальных зрителей. Стремительный рост числа кинотеатров в Украине должен привести к снижению цен на билеты уже в следующем году. «По моему убеждению, билет будет стоить в Украине — 2 доллара, т. е. 10-12 грн, — говорит Анатолий Базильчук. — Кино — все-таки массовая культура и чем она «массовее», тем лучше самим кинотеатрам. Сегодня же средняя цена билетов в Киеве — 18-20 грн. В регионах — 12 грн (самые высокие в Одессе — 15 грн, а дешевые в Харькове — 9 грн)».

Правда, при этом не стоит забывать, что у кинотеатра пока останется незыблемым другой источник дохода — продажа напитков, попкорна и другой мелочевки. Стоит сказать, что рентабельность, скажем, продажи воздушной кукурузы, как признаются операторы, достигает 300%, не намного меньше и рентабельность продаж той же колы.

У этого бизнеса есть и другие немаловажные «плюсы». Скажем, наличие всегда гарантированного продукта, пользующегося неизменным спросом. Кино, по идее, одно единственное — представленное Голливудом, Европой, Россией. В любом случае все торгуют одним и тем же продуктом и конкурируют только за количество посетителей в кинотеатрах, но не за ТМ. Не нужно ломать голову, как улучшить продукт. Спрос на качественное кино всегда найдется, если следовать четким технологиям ведения данного бизнеса.


Справка

Основные затраты по переоборудованию кинозала на 250 мест, $
Кинопроекционное оборудование 10-40 тыс.
Звуковое оборудование Dolby 10-22 тыс.
Акустика 13-15 тыс.
Кресло (за шт.) 75-220
Экран 1,7 тыс.
Кондиционирование залов и всего кинотеатра 25 тыс.
Разработка дизайна фойе — лица кинотеатра (за м2) 15-30
Электронная система продажи билетов (2 рабочих места, с ПО) 5 тыс.

Плюс: затраты на постройку или ремонт гардероба, точек традиционного или быстрого питания, современных туалетов, курительных комнат и прочего.

По данным операторов рынка


Кинотеатры в городах-миллионниках

Регион Количество кинотеатров Население, тыс. чел. Количество экранов Экранов на 100000 жителей
Киев 8 2 619 16 0,61
Одесса 5 1 020 8 0,78
Днепропетровск 5 1 020 7 0,58
Харьков 4 1 466 6 0,41
Донецк 2 1 050 3 0,02

Данные компании «КіноСвіт»

Кинопрокат за рубежом

Страна Франция Финляндия Германия Англия Италия Польша
Кол-во кинотеатров на 100 тыс. населения 8,92 6,58 5,83 5,54 5,23 2,24
Посещаемость (на 1 жителя) 3,08 1,4 2,06 2,87 1,96 0,71

Данные «Невафильм»

Контракты №4 / 2004


Вы здесь:
вверх