логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Гибридный» чемпион: «Автомобилем года» в странах Северной Америки в этом году признан действительно необычный автомобиль Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №4 Январь 2004г.

Впервые за всю историю конкурса победила машина от Toyota, и так же впервые победа досталась автомобилю с гибридным (бензиновым и электрическим) двигателем. Toyota Prius отнюдь не экспериментальная машина, рассчитанная на горстку энтузиастов. В японской компании утверждают, что темпы роста продажи нового Prius были самыми быстрыми за всю историю Toyota.


Двигателей два — преимуществ много

Автомобиль под названием Prius (название латинское, означает «идти впереди») впервые появился на рынке в 1997 году. Это был первый в мире «гибридный» автомобиль, поставленный в массовое производство. Поэтому закономерно, что Prius стал самым продаваемым в мире автомобилем такого типа. Правда, количественные показатели продажи не слишком впечатляют: скажем, в 2000 году, когда Prius был презентован в США, на американском рынке было продано всего 5600 этих машин, в 2002-м продажа составила более 20 тыс.

Prius «второго поколения», вышедший на рынок осенью 2003 года, унаследовал от «первенца» только название и концепцию гибридного двигателя. Машина построена на полностью новой платформе. Колесная база выросла на 15 см, что добавило пространства в интерьере — по объему салона машина лишь немного уступает Toyota Camry. Новый дизайн кузова «лифтбек» не только придает автомобилю эффектный вид, но и обеспечивает качественную аэродинамику (коэффициент аэродинамического сопротивления Prius — всего 0,26).

Однако самое интересное в новом Prius — гибридный силовой агрегат. Система Toyota Synergy относится к так называемым полным гибридным, у которых бензиновый и электрический двигатели могут приводить машину в движение вместе или каждый отдельно. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,5 л развивает 76 л. с., его электрический «коллега» имеет мощность 50 кВт (67 л.с.) — это на 50% больше, чем у предыдущей модели Prius. У машины бесступенчатая автоматическая трансмиссия (передачу также можно переключать вручную при помощи «джойстика» на панели приборов).

Аккумулятор, от которого работает электромотор, заряжается автоматически от бензинового двигателя во время движения. Одно из интересных технологических преимуществ, благодаря которому «гибриды» экономят горючее, заключается в «утилизации» энергии торможения. Кинетическая энергия обычной машины при торможении теряется, а у гибридных систем при плавном (не экстремальном) торможении ее в значительной степени «отбирает» генератор и использует для зарядки батареи. Еще одна интересная особенность гибридной системы — несмотря на сравнительно небольшую мощность бензинового двигателя, у машины неплохая динамика (разгон до 100 км/ч за 10 секунд). Дополнительное ускорение обеспечивает электромотор, который при необходимости «включается в работу» одновременно с бензиновым двигателем. Комбинирование режимов работы двигателей полностью автоматическое.

Экономность должна быть экономической

Именно так, немного перефразировав известный советский лозунг, можно передать суть маркетинговой концепции Prius, которая и обусловила значительный рост объема продаж. Так, в «рекордном» декабре 2003 года было продано 4025 машин, что на 116,2% больше, чем за аналогичный период позапрошлого года. Prius пришелся по душе не только энтузиастам экологии и новых технологий, но и обычным покупателям с совершенно прагматическими мотивами. В первую очередь благодаря экономичности Prius расходует в комбинированном режиме всего чуть больше 5 л/100 км (55 миль на галлон). Для машины среднего класса это очень высокие показатели. Интересно, что в городском режиме машина экономичнее (4,7 л/100 км) — эти «обратные» по сравнению с обычными машинами показатели объясняются тем, что на небольших скоростях и в режиме «старт-стоп» Prius может двигаться только при помощи электродвигателя, экономя таким образом бензин. Кроме того, Prius на 90% меньше загрязняет воздух, чем автомобиль аналогичного класса с бензиновым двигателем — немалое преимущество в условиях задыхающихся от смога больших городов.

Однако платой за более эффективный, но и более сложный силовой агрегат Prius стала повышенная цена — в США машина стоит $20 тыс., что на несколько тысяч долларов дороже модели такого же класса с бензиновым двигателем. Чтобы ослабить «ценовой фактор», автопроизводитель предлагает для Prius более «богатую» комплектацию. В «базу» входят кондиционер с системой фильтрации воздуха, круиз-контроль, боковые зеркала с подогревом, электропакет, аудиосистема с шестью колонками и т. д.

Успех Prius увенчал очень удачные результаты Toyota в 2003 году. Компания отчиталась о наивысшем за 46 лет объеме продаж в США — 1,866 млн машин и заявила, что, по итогам мировой продажи, имеет все шансы стать вторым по величине автопроизводителем, опередив Ford Motor.


Другое мнение

General Motors — против «гибридов»

Роберт Лутц, который работает в концерне General Motors на должности заместителя директора подразделения по разработке новой продукции, заявил, что создание компактных автомобилей с гибридными двигателями наподобие Toyota Prius — плохой бизнес. «Нет природоохранного или экономического смысла в том, чтобы ставить дорогой двойной силовой агрегат на недорогие машины, у которых и так хорошие показатели экономичности. Гибриды — это интересно, и мы будем выпускать некоторое их количество. Но имеет ли это смысл при цене горючего $1,5 за галлон? (4,54 л. — Прим. авт.) Нет, не имеет». В GM считают, что гибридный привод будет выгоден только тогда, когда его будут устанавливать на пикапы и внедорожники — дорогие машины, к тому же «страдающие» прожорливостью.

Концерн GM сейчас выпускает пикапы Chevrolet Silverado и GMC Sierra с гибридными двигателями, и они поставляются только корпоративным заказчикам и не появятся в розничной продаже до третьего квартала этого года. Но, очевидно, это не тот случай, когда GM может чему-то научить специалистов из Toyota. Во-первых, устойчивый рост спроса на Prius дает все основания утверждать, что автомобиль не станет убыточным. Во-вторых, даже критики «гибридов» указывают на огромный PR-эффект, который получила Toyota от нового Prius. И, наконец, Toyota уже выпустила две гибридные версии своих внедорожников — Highlander и Lexus RX400h.

Контракты №4 / 2004


Вы здесь:
вверх