логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Проверки отменяются Сергей Терен - «Контракты» №41 Октябрь 2004г.

Депутаты решили защитить отечественный бизнес от своеволия контролирующих и правоохранительных органов. Теперь для проведения внеплановой проверки необходимо решение суда.


Судьбоносный для бизнеса документ до сих пор не получил большого резонанса, возможно потому, что проходил через сессионный зал под ни о чем не говорящим названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины касательно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству личности, правовую помощь, защиту». Наши граждане уже привыкли к тому, что обычно под столь пафосным названием пытаются скрыть блеклый смысл норматива. В этот раз все оказалось по-другому. Новый документ внес ряд существенных изменений сразу в несколько законов — о милиции, о контрольно-ревизионной и налоговой службах, об оперативно-розыскной деятельности и предварительном заключении, а также в отдельные статьи Уголовного и Административного кодекса. Причем, в один день, 21 сентября, народные избранники приняли документ сперва в первом чтении, а затем и в целом. Впрочем, столь быстрому его прохождению через парламент (до этого проект пролежал без движения больше года) во многом поспособствовала ситуация — суть нового закона как нельзя к стати подчеркивает заботу об определенной части электората. Ибо большинство новаций призваны защитить отечественных предпринимателей от чрезмерной опеки представителей власти.

Незваный гость хуже татарина

Если новый документ вступит в силу, взаимоотношения налогоплательщиков и мытарей изменятся до неузнаваемости. Прежде всего потому, что документ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок и отбирает у налоговых органов непреложное право на свое усмотрение решать к кому и по какому поводу наведываться с незапланированным визитом.

Вот как прокомментировал суть нового правового акта юрист юридической фирмы «Салком» Тарас Лукаш: «Документ устанавливает правило, по которому внеплановые налоговые проверки могут проводиться исключительно по решению суда; для этого орган налоговой службы — инициатор проверки, — подает в суд письменное обоснование ее необходимости, указывает дату начала и окончания ревизии, состав лиц, которые ее будут проводить». Кроме того, суду должны быть предоставлены данные о виде, количестве и результатах проверок, проведенных на этом предприятии ранее. «При этом в рассмотрении вопроса о предоставлении налоговикам права на внеочередную проверку могут принимать участие и представители субъекта хозяйствования», — подчеркнул Тарас Лукаш.

Впрочем, некоторые скептически настроенные юристы усматривают в этой, безусловно прогрессивной норме, некую декларативность. «Суды будут просто завалены заявлениями налоговиков о необходимости проведения внеплановой проверки, и вполне вероятно, начнут выдавать такие разрешения автоматически, как это происходит со слушанием дел по административным правонарушениям. Такое положение нивелирует позитивный эффект данной нормы», — прогнозирует адвокат адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов.

Аналогичным образом — через суд — налоговые органы смогут продлевать сроки проведения плановых и внеплановых проверок (для плановых проверок крупных компаний разрешенный законом срок составляет 20 дней, для внеплановых — 10, для субъектов малого предпринимательства — соответственно — 10 и 5 дней). Кроме того, только после судебного вердикта налоговики смогут изымать оригиналы финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, останавливать операции по банковским счетам и отчуждать активы компаний. И это далеко не полный перечень фискальных функций, выполнение которых возможно после соответствующего судебного решения.

По словам старшего партнера юридической фирмы «КМ Партнеры» Александра Минина, в новой редакции Закона «О государственной налоговой службе» определяется, что финансовые санкции, административные взыскания, суммы недоимки, пени, начисленные органами налоговой службы, уплачиваются налогоплательщиком добровольно или взыскиваются в судебном порядке. Это должно остановить непрекращающиеся до сих пор попытки налоговых органов самостоятельно взыскивать такие суммы и требовать от банков выполнения соответствующих решений. «Иными словами, в профильном законе прописывается норма Гражданского кодекса, по которому деньги со счета могут быть списаны либо на основании распоряжения владельца счета, либо на основании судебного решения», — подытожил Александр Минин.

Кроме того, налоговым проверяющим придется серьезно пересмотреть свое поведение во время проведения проверок — в документе отдельно оговаривается, что проведение ревизий не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщика. В противном случае ему разрешено апеллировать к суду, требуя возмещения моральных и материальных убытков, понесенных по причине действий фискалов. Очевидно, что такой возможностью предприятия не преминут воспользоваться. К тому же парламент постарался, чтобы финансовая сторона вопроса не мешала предпринимателям реализовать это право. Законодатель освободил субъектов малого предпринимательства от уплаты госпошлины при подаче соответствующих исковых заявлений.

Милиционерам запретили пытки

Взаимоотношения милиции и граждан — тема отдельного разговора. Украина уже давно переплюнула развитые (а также развивающиеся и некоторые «недоразвитые») страны по количеству подозреваемых, которым в качестве превентивной меры избирается содержание под стражей. Еще до суда у нас арестовывают 37% всех обвиняемых в преступлениях. Как именно обращаются с ними правоохранители, также известно очень хорошо (Контракты, № 40,2004). Чтобы исправить ситуацию, Верховная Рада внесла ряд существенных новаций в Закон «О милиции».

К примеру, правоохранителям при задержании теперь вменено в обязанность зачитать задержанному его права. Милицию обязали устно разъяснить задержанному или арестованному положения Конституции, в соответствии с которыми лицо не несет ответственности за отказ давать показания или пояснения относительно себя, членов семьи или близких родственников. Милиционеры также должны предоставить письменное разъяснение гарантированных Конституцией прав уважения его достоинства, свободы и личной неприкосновенности, имеющейся у него возможности судебной защиты, а также о том, что человек не может считаться нарушителем, пока его вина не будет доказана судом. Неисполнение этих предписаний может стать основанием для того, чтобы лицо, права которого были нарушены, обратилось в суд с заявлением о возмещении морального ущерба. «При этом, в ходе рассмотрения такого заявления судьями одновременно будет рассматриваться вопрос и о привлечении работника милиции, виновного в этом нарушении, к ответственности», — комментирует Тарас Лукаш.

Правоведы полагают, что эта норма может оказаться очень важной и с чисто психологической точки зрения — пока задержанному будут объяснять его права, он сможет справиться с первоначальным шоком от случившегося, а значит, не наделает глупостей, которые впоследствии обернутся против него. Что же до милиционеров, то наказывать будут не только за то, что задержанных не ознакомили с их правами. «Выбивание показаний», согласно новому закону, будет квалифицироваться Уголовным кодексом как пытки, за которые для виновных предусмотрено тюремное заключение на срок от трех до десяти лет. Да и самим арестованным предпринимателям дали возможность «сидеть» в более комфортных условиях. В соответствии с новым документом, обвиняемых в экономических преступлениях при предварительном заключении должны держать отдельно от воров и убийц.

Существенно ограничены теперь и возможности правоохранителей вмешиваться в хозяйственную деятельность компаний. «Новый закон устанавливает обязательность получения санкции прокурора на привлечение специальных подразделений правоохранительных органов к проведению проверок компаний с тем, чтобы искоренить практику запугивания предпринимателей», — пояснил аналитик адвокатской компании «Правис: Резников, Власенко и партнеры» Олег Сидорец. Кроме того, прокурора будут оповещать о всех фактах применения правоохранителями физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Для получения данных (в частности, документов) в ходе оперативно-розыскных мероприятий милиционерам, так же как и налоговикам, придется обращаться в суд.

Однако впадать в эйфорию пока рано — закон до сих пор не подписал Президент. Нам остается надеяться, что это произойдет в ближайшее время и права предпринимателей будут защищены по евростандартам.

Контракты №41 / 2004


Вы здесь:
вверх