логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мытые деньги Панас КЛИМЧИК,
экономист - «Контракты» №41 Октябрь 2004г.

Борьба с отмыванием денег перестала быть декларативным словосочетанием и превратилась в реальную... с предприятиями, которые обросли большим количеством контрагентов.


Группа риска

Введенные еще в прошлом году механизмы финансового мониторинга уже спровоцировали многомесячные проверки некоторых предприятий. Со временем эта тенденция будет усиливаться. Госдепартамент финансового мониторинга при Минфине становится все более влиятельным органом. А согласно недавно подписанному Указу Президента, с 1 января 2005 года госдепартамент должен трансформироваться в Государственный комитет финмониторинга и получить специальный статус центрального органа исполнительной власти. Очевидно, новый статус позволит финансовым разведчикам осуществлять контролирующую деятельность еще активнее — со всеми вытекающими последствиями для бизнеса.

Курс на тотальное отслеживание финансовых потоков привел к тому, что теперь любое предприятие внезапно может попасть под проверку не только налоговиков, но и СБУ, МВД, Гостаможслужбы... Ревизионная лихорадка, как правило, начинается после того, как информацию о подозрительных банковских операциях субъекта получает Государственный департамент финансового мониторинга. Причем потенциальные жертвы даже не догадываются об этом — информацию предоставляют банки и другие финансовые учреждения, в которых обслуживается «подозреваемый».

Оснований для сообщений в Госфинмониторинга более чем достаточно. В частности, при перечислении суммы в размере 80 тыс. грн (особенно эквивалента этой суммы в инвалюте за границу), внесении наличности с дальнейшим ее переводом, при транзакциях с новообразованными или с офшорными партнерами и при других «сомнительных операциях» (полный перечень признаков сомнительности содержится в Законе «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем») предприятие сразу попадает в поле зрения Госфинмониторинга. Более того, в банках и финансовых учреждениях существует и так называемый внутренний финансовый мониторинг (Контракты, № 16). В этом случае мониторят операции, которым присущи также «запутанность» или «неопределенность» — признаки таких операций финансовые учреждения устанавливают самостоятельно! Вот и выходит, что при желании любую финансовую операцию можно окрестить «запутанной», «необычной» или проводимой с целью легализации (отмывания) доходов.

Такое творчество банков обусловлено требованиями Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Кстати, в соответствии с законом, финансовые учреждения должны создавать Программу идентификации и изучения клиентов (которая должна включать порядок и критерии классификации клиентов в соответствии с оценкой риска осуществляемых ими операций). Банк также в отношении своих клиентов формирует и ведет соответствующие анкеты.

И не стоит надеяться на то, что банковские работники сообщат бизнесменам об опасности, поскольку, в соответствии с упомянутым выше законом, работникам субъектов первичного финансового мониторинга, которые послали в Госфинмониторинга «сообщения о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, запрещается сообщать об этом лицам, осуществляющим финансовую операцию, и любым третьим лицам».

Когти системы

После того как информация о подозрительных финансовых операциях поступает в Госфинмониторинга, она заносится в специальную базу данных со сложным названием — Единая государственная информационная система в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме Госфинмониторинга определенную информацию в систему сливают и другие субъекты мониторинга — СБУ, МВД, ГНАУ, Гостаможслужба, ГлавКРУ, Госкомсвязи, Госкомстат, Госкомпредпринимательства и другие органы исполнительной власти. Например, налоговики должны обеспечивать предоставление в систему сведений о полученных доходах и уплате налогов. СБУ, МВД, ГНАУ и др. имеют право и на получение информации из системы. Таким образом, все фискальные ведомства получают готовую базу «объектов» для проверок — с точными данными о реквизитах компании, партнерах, финансовых оборотах. Получается, что мишенью госорганов можно стать даже в случае, если предприятие работает полностью легально, вовремя выплачивая налоги.

Методы противодействия

Чтобы невзначай не вляпаться в неприятность с условным названием «борьба с отмыванием грязных денег», можно посоветовать избегать операций, подлежащих финмониторингу (см. «Признаки сомнительности финансовых операций»). Как свидетельствует практика, это не так уж и трудно. Например, при необходимости перечисления больших сумм своим контрагентам, эти суммы следует дробить таким образом, чтобы один платеж не превышал 80 тыс. грн (или эквивалент данной суммы в инвалюте). По возможности нужно избегать перечисления денег, только что внесенных на счет наличными. Принимая во внимание то, что особое внимание органов финансовой разведки привлекают операции с партнерами из офшорных зон, имеет смысл осуществлять такие транзакции через посредников. Также по возможности следует проверять новых партнеров по бизнесу, учитывая при этом, что финансовые операции с субъектами, которые только что начали деятельность (или зарегистрированы меньше трех месяцев назад), подлежат финансовому мониторингу.


Письмо читателя

«В последнее время нашу компанию проверяют еженедельно. И если раньше проверки проводили почти исключительно налоговики, то теперь в офисе появляются представители почти всех контролирующих органов: то налоговики, то таможенники, даже из СБУ приходили. Работать не дают... Выделил для них отдельное помещение, поставил технику, мебель, общаюсь с ними больше, чем со своими заместителями. Дело тормозится, ничего не успеваю, отвлекают. Уже и аудит заказывал, и консультантов нанимал, и судиться с ними пытался — все напрасно. Найти — ничего не находят (ну, конечно, по пустякам что-то там пишут), но для меня потеря времени и темпа — самый сильный штраф. Знакомый банкир говорит, что это из-за того, что мы иногда перечисляем за границу большие суммы (самая большая транзакция — эквивалент 300 тыс. грн). Я думаю, что чиновники решили «потрусить» крупных субъектов внешнеэкономической деятельности — тех, у кого есть деньги...»

Финансовый директор

И. Г. Трофимов, г. Киев


Признаки сомнительности финансовых операций

К операциям, подлежащим мониторингу, относят почти все финансовые операции — от перевода денег до предоставления услуг по выпуску, купле или продаже ценных бумаг. Однако для того, чтобы финансовая операция подлежала обязательному финмониторингу, должны одновременно выполняться два условия: во-первых, сумма финансовой операции должна быть не меньше 80 тыс. грн (или эквивалент в иностранной валюте), а во-вторых, операция должна иметь один из признаков «сомнительности», которые приведены в Законе «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»:

l деньги перечисляются или поступают из офшорных зон;

l финансовые операции проводятся с партнерами в стране, не принимающей участия в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

l зачисление на счет средств в наличной форме с их дальнейшим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;

l зачисление денежных средств на счет или списывание денежных средств со счета новообразованного партнера (до трех месяцев со дня его регистрации) или операции с партнером, у которого до этого вообще не было движения по счету;

l открытие счета с внесением на него средств в пользу третьего лица;

l перевод лицом, при отсутствии внешнеэкономического контракта, средств за границу;

l обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

l проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;

l приобретение лицом ценных бумаг за наличные;

l выплата физическому лицу страхового возмещения или получение страховой премии;

l выплата лицу выигрыша в лотерею, казино или в другом игорном заведении;

l размещение драгоценных металлов, камней и других ценностей в ломбард.

Кстати

Ежемесячная отчетность

В соответствии с распоряжением Госфинуслуг от 20 августа № 2088 «О внесении изменений и дополнений в Порядок предоставления отчетности финансовыми компаниями и юридическими лицами...», введена ежемесячная (раньше была только квартальная и годовая) отчетность перед Госфинуслуг. Отчеты обязательны для финансовых компаний, предоставляющих услуги по привлечению финансовых активов физических и юридических лиц с обязательным их дальнейшим возвращением. Так, в соответствии с Законом «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», управляющий — это финансовое учреждение, осуществляющее управление имуществом, полученным в доверительную собственность по договору управления имуществом. По этому закону управление Фондом финансирования строительства (ФФС) осуществляет управляющий ФФС, управление Фондом операций с недвижимостью (ФОН) осуществляет управляющий ФОН. Ежемесячная отчетность управляющих состоит из титульного листа, двух информаций о деятельности управляющего (одна для управителя ФФС, другая — для управляющего ФОН) и соответствующих электронных копий отчетности.

Контракты №41 / 2004


Вы здесь:
вверх