логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
СудТрансАвто Олег ПРИТЫКИН - «Контракты» №41 Октябрь 2004г.

Пройдя все судебные инстанции вплоть до Европейского суда по правам человека (!), корпоративный конфликт между российским «Совтрансавто» и украинским «Транс Кингом» снова вернулся на рассмотрение отечественных слуг закона.


Противостояние между крупнейшими автоперевозчиками Украины и России наметилось еще во времена СССР. После обретения Украиной независимости, автопредприятие «Совавто-Луганск», находившееся в собственности Минтранса Российской Федерации, было приватизировано. Собственником акций ОАО стал трудовой коллектив и российский холдинг «Совтрансавто». Теоретически луганчане могли приватизировать предприятие и без участия россиян, однако активным противником этого оказался бывший патрон — Минтранс России, оказывавший ощутимое давление на всех уровнях, включая правительственный. Кроме того, украинскому автопредприятию без российского содействия по-прежнему невозможно было осуществлять международные перевозки. Ведь Ассоциация международных автоперевозок Украины начнет работать позже — в 1994 году.

Спустя полтора года после регистрации ОАО «Совтрансавто-Луганск», в ноябре 1994 г., Госкомитет РФ по управлению госимуществом в одностороннем порядке вносит изменения в план приватизации луганского автопредприятия. Распоряжение российского министерства на украинской территории было расценено как нарушение прежних договоренностей.

Между тем, в 1997 году автомобилям ОАО «Совтрансавто-Луганск», как и многим другим перевозчикам Украины, был запрещен въезд в Россию. Поводом послужило то, что клиенты автопредприятия — российские грузополучатели оказались замешанными в таможенные аферы. Однако пострадали от этого перевозчики — российские власти лишили «Совтрансавто-Луганск» права осуществлять перевозки по территории России, включая и транзитные рейсы. Поскольку «российские» заказы обеспечивали около 80% работ, автопредприятие почти остановилось. На собрании акционеров ОАО «Совтрансавто-Луганск» было решено ликвидировать предприятие, оказавшееся на грани банкротства. В 1999 году ликвидационная процедура была завершена. Акционерам, в том числе и российским, была выплачена причитающаяся им часть средств.

Уже в следующем году 143 работника «Совтрансавто-Луганск» учредили новое предприятие — ЗАО «Транс Кинг». В период 1998-1999 годов ЗАО скупило машины и недвижимость, ранее находившуюся на балансе «Совтрансавто-Луганск». ЗАО «Транс Кинг» не являлось правопреемником «Совтрансавто-Луганск». Однако в российском «Совтрансавто» считают, что ситуация с ликвидацией и продажей имущества «Совтрансавто-Луганск» была создана искусственно, поскольку автопредприятие осталось на том же месте, и работают на нем те же люди.

В июне 1997 года российская сторона обжаловала действия украинцев относительно «Совтрансавто-Луганск» в судах. Ответчиками выступали «Совтрансавто-Луганск» и исполком Луганского горсовета. Судебные процессы шли в течение полутора лет, однако суды приняли решение в пользу луганчан. В январе 1999 года Судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины (ныне — Высший хозяйственный суд) приняла решение оставить жалобы заявителя без удовлетворения.

В мае 1999 года компания «Совтрансавто Холдинг» обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека с иском против государства Украина. Истец утверждал, что в Украине: а) было нарушено его право на справедливый суд; б) право на защиту собственности; в) во время судебных разбирательств происходила дискриминация по национальному признаку, якобы суды действовали в угоду украинскому предприятию. «Совтрансавто Холдинг» настаивала на выплате ей компенсации в размере $17 млн. В октябре 2003 года страсбургский суд вынес решение в пользу российской компании, признав справедливость двух пунктов жалобы из трех. Однако размеры компенсации оказались значительно меньше заявленных — EUR625 тыс.

В нынешнем году «Совтрансавто Холдинг» снова подала иск в Луганский хозяйственный суд, но решение снова принято в пользу луганчан. В середине июля, рассмотрев жалобу истца на это решение, Донецкий апелляционный хозяйственный суд ее отклонил. В ближайшее время Высший хозяйственный суд рассмотрит кассационную жалобу россиян. Не исключено, что дело опять дойдет до Евросуда.

Представитель ЗАО «Транс Кинг» Сергей Нечай говорит, что сверхзадачей российского автоперевозчика является либо получение контроля над ЗАО «Транс Кинг», либо его уничтожение. На это указывают и астрономические суммы в исковых заявлениях. По словам Сергея Нечая, активы всей системы российского «Совтрансавто» (38 предприятий и филиалов) составляют всего $8 млн. Причем автопарк «Совтрансавто-Луганск» в свое время составлял десятую часть всего парка «Совтрансавто». Российская сторона оценивает свои убытки в $15 млн. То есть, получив компенсацию через суд, «Совтрансавто Холдинг» увеличит свои активы почти в три раза. Вместе с тем, по словам представителей россиян, компания готова отозвать исковые заявления, если получит контроль над 75% акций луганского ЗАО.


Цена вопроса

Государственное автотранспортное предприятие международных перевозок «Совавто-Ворошиловград» (переименованное в «Совавто-Луганск») основано в 1985 году, в 1992 приватизировано и преобразовано в ОАО «Совтрансавто-Луганск». Обществом были выпущены акции на сумму 45,1 миллиона рублей. В 1999 году предприятие ликвидировано.

ЗАО «Транс Кинг» зарегистрировано 12 июня 1998 года. В настоящее время штатная численность работников — 357 человек. По оценкам специалистов, в парке ЗАО «Транс Кинг» и его партнеров по бизнесу (луганские автоперевозчики — «Транспеле» и «ЛАА Транс»), находится около 400 автопоездов. Объем перевозок ЗАО «Транс Кинг» в денежном выражении, согласно неофициальной информации, составляет около 50 млн грн в год.

Контракты №41 / 2004


Вы здесь:
вверх