логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Скрытая угроза Сергей ВАКУЛЕНКО - «Контракты» №41 Октябрь 2004г.

Контролировать ценовую ситуацию на рынке даже радикальными методами Кабмину будет сложно. Помимо подорожания нефти стабилизировать цены мешают события на Кременчугском и Дрогобычском НПЗ.


Кабмин разбушевался

Для украинского рынка нефтепродуктов октябрь начался с предупреждения — правительство будет разбираться со всеми АЗС, которые пытаются повысить цены на топливо вопреки нефтяным договоренностям. Несмотря на то, что в конце сентября между основными участниками нефтерынка и правительством было подписано очередное соглашение о фиксации цен на нефтепродукты, топливо уверенно продолжает дорожать. Например, изначально забитая в меморандуме цена 2,90 грн/л на бензин А-95 на отечественных АЗС в действительности составляет 3 грн/л (в среднем по Украине). Причем были далеко не единичные случаи реализации «пятого» и по 3,20 грн/л. С остальными марками нефтепродуктов похожая ситуация.

Реакцией Кабмина на бунт на корабле и стало «последнее китайское предупреждение» — мятежным заправкам лучше закрыться добровольно. В частности, на прошлой неделе премьер Виктор Янукович отметил, что местные власти не всегда используют свои возможности по регулированию рынка топлива. Стоит отметить, что в памяти еще свежи наезды на региональных розничных операторов, на АЗС которых в канун подписания меморандума то возникали проблемы с электричеством, то с водой, а потом практически поселились проверяющие. Поэтому данное премьером в начале октября поручение ГНАУ, МВД, Антимонопольному комитету, Минэкономики, Минтопэнерго и НАК «Нефтегаз Украины» стабилизировать рынок нефтепродуктов можно считать официальным приговором для непослушных торговцев.

Правда, при этом вице-премьер Николай Азаров все же признал, что обеспечить сегодня рыночную стабильность будет довольно сложно. «Вызывает тревогу тенденция, связанная с ростом цен на нефть. Мы говорим об этом открыто, общество об этом должно знать, если цена уже перевалила за $50 за один баррель, понятно, что в этих условиях очень трудно обеспечить ценовую стабильность на нефтяном рынке», — отметил первый вице-премьер.

Но, по мнению многих экспертов, наряду с неблагоприятной нефтяной конъюнктурой, еще больше Кабмину усложнили задачу по стабилизации рынка нефтепродуктов именно родные госорганы.

Смелые «эксперименты»

В первую очередь, основу для напряженности на рынке создали сентябрьские события вокруг нефтеперерабатывающего завода «НПК-Галичина». Львовские налоговики, обвинив завод в уклонении от уплаты налогов на сумму 421 млн грн, более недели блокировали отгрузку с предприятия готовой продукции. В итоге это привело к заметному росту дефицита нефтепродуктов на рынке (особенно в Западном регионе), и, как следствие, к удорожанию топлива. Отгрузки удалось разблокировать лишь после вмешательства группы народных депутатов. Однако конфликт «Галичины» с фискальными органами на этом исчерпан не был. С учетом того, что предприятие является основным поставщиком топлива практически для всей Западной Украины, любой срыв отгрузок с «Галичины» может спровоцировать очередной виток удорожания нефтепродуктов.

«Галичанский» фактор возможно и не привел бы к столь серьезным негативным последствиям для рынка, если бы не дестабилизация работы еще одного НПЗ — Кременчугского (ЗАО «Укртатнафта»). В частности, конфликт между смещенным в середине сентября руководством «Укртатнафты», 43% которой в рамках создания национальной нефтяной вертикально-интегрированной компании были переданы НАК «Нефтегаз Украины», и наблюдательным советом компании привел к тому, что к концу месяца переработка нефти на предприятии сократилась с 19,6 до 7 тыс. тонн в сутки. Основная причина снижения объемов переработки — проблемы с получением нефти, контракты на поставку которой были заключены бывшим менеджментом предприятия во главе с Павлом Овчаренко. Поскольку на долю Кременчугского НПЗ приходится треть рынка, любые неблагоприятные события, на предприятии можно расценивать как фактор играющий на подорожание топлива. Стабилизировать ситуацию с поставками нефти на «Укртатнафту» уже в ближайшее время намерен «Нефтегаз Украины».

Перспективы неопределенности

Практически все эксперты отмечают, что Украина стоит на пороге интересных событий, которые могут уже в ближайшее время существенно перекроить рынок нефтепродуктов.

Создание ВИНК на базе НАК «Нефтегаз Украины» можно отнести к позитивным рыночным изменениям. Новая компания будет заниматься переработкой украинской нефти и продажей нефтепродуктов через собственную сеть АЗС, что позволит государству регулировать рынок абсолютно цивилизованными методами. В частности, «сбить» цены на топливо на 15% «Нефтегаз» планирует уже в ближайшие месяц-два. Но успех этого проекта будет напрямую зависеть от оперативности и координации действий всех участников процесса стабилизации рынка.

В конце сентября «Укрнефть» заявила о своих планах расширить до конца года в рамках развития проекта ВИНК свою розничную сеть до 400 АЗС. Это, по мнению некоторых экспертов, даст возможность серьезно влиять на рыночную ситуацию. Они считают, что «Укрнефть» будет развивать свою сеть быстрее, чем какая-либо другая компания и, учитывая, что топливо в сети будет продаваться по протокольным ценам, компания будет иметь большое влияние на рынок.

Однако другие эксперты склоняются к мнению, что демпинг, который будет сопутствовать действиям компании по стабилизации розничных цен, приведет к существенному перераспределению рынка. В первую очередь исчезнут мелкие операторы, не входящие в структуру каких-либо украинских или российских вертикальных интеграций и не имеющие необходимого запаса финансовой прочности.

Контракты №41 / 2004


Вы здесь:
вверх