логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Проектируемый бизнес Александр ЦЕПКО - «Контракты» №41 Октябрь 2004г.

Мультимедийные проекторы из разряда неизвестного и дорогостоящего продукта постепенно переходят в категорию необходимых устройств повседневного применения. Как следствие, сегмент ММП — один из наиболее динамичных на рынке периферийного оборудования.


Рынок сегодня: растет как «на дрожжах»

Каждый год объемы продаж ММП увеличивается в среднем на 20%. В конце 2003 года он составил 2,5 млн экземпляров. По данным аналитиков британской компании DTC, в 2004 году темпы роста продаж достигнут своего пика: объем сбыта увеличится приблизительно на 33% и составит около 3,2 миллиона устройств.

В то же время по оценкам западных специалистов, в восточно-европейских странах рынок ММП находится сегодня на стадии Early Adopter, то есть на стадии становления. Проекторы уже перестали быть штучным товаром, предлагаемым под заказ, но и не превратились в массовый.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день сегмент ММП — самый быстрорастущий на украинском рынке информационных технологий. По словам технического директора CTC CAPITAL Дмитрия Карташева, — рост рынка ММП на сегодня составляет около 50-60% в год. В первом полугодии 2004 года в Украине было представлено около 30 брендов, из 40 известных по всей Европе. При этом Игорь Сытник, исполнительный директор дивизиона «Техника для обучения и презентаций» компании «Литер» считает, что украинский рынок ММП имеет очень большой потенциал и находится лишь на начальной стадии своего развития. «Появление на рынке новых моделей ММП, связанно с тем, что данная продукция становится все более востребованной, и, как следствие повышенного спроса, — более дешевой», — констатирует Сытник.

Продукт: чего хотим и что имеем

По словам директора компании «Медиатек» Сергея Блажевича, сегодня на украинском рынке выделилось два вида покупателей офисных ММП. Одни покупают ММП впервые и, как правило, ориентируются на цену устройства. «В подавляющем большинстве случаев многое зависит от «размера кошелька» заказчика; все, конечно, хотят сначала купить проектор 2500 ANSI Lm, но в большинстве продаются нижние модели 1800 ANSI Lm», — говорит Сергей Красношапка, начальник отдела продаж ООО «Навигатор». Для другой категории покупателей стоимость имеет второстепенное значение. «Это компании, — говорит Блажевич, — которые уже несколько лет используют ММП для работы, и столкнулись с необходимостью обновления парка. Приоритетом для них являются технические преимущества устройств, такие как разрешение или цветовой поток». Как и несколько лет назад, основными критериями определения ММП офисного класса являются достаточно мощный световой поток, разрешение (не ниже XGA), а также масса, по причине частого перемещения проектора.

«Модели для офисов продолжают пользоваться высоким спросом, — отмечает Сергей Блажевич, — при этом самыми востребованными являются офисные аппараты среднего уровня со световым потоком 1700-2000 ANSI Lm, разрешением XGA (1024x768 пикселей). В декабре прошлого года доля таких проекторов на рынке превысила 60%, а в марте достигла 62% и остается на этом уровне до сих пор».

По словам Александра Павелко, ведущего менеджера киевского представительства Canon Nord-East Oy, кардинально новых моделей в этом году не появилось. Разве что ряд производителей выпустили второе поколение своих устройств с улучшенными характеристиками при прежней стоимости.

«Например, модели Canon LV-7210 уже нашли своих покупателей. Они идеально подходят не только для офисов, но и для учебных заведений, которым следует закладывать большие бюджеты на приобретение современных ММП», — отмечает Александр Павелко. Благодаря мощным линзам, проектор Canon LV-7210 является оптимальным решением для работы в маленьких помещениях, где требуется большое изображение, но нет возможности установить проектор далеко от экрана. В качестве фабричных установок доступны три режима — Standard, Real (при работе с компьютерным источником улучшается передача полутонов) и Cinema (появляется в меню при подключении источника к разъемам Composite Video или S-Video).

В начале 2004 года еще один сильный игрок рынка ММП — компания NEC — представила новинку — NEC VT770. «Особенностью данного LCD-проектора, — рассказывает Сергей Блажевич, — является его сравнительно легкий вес (всего 3,6 кг. — Авт.) при очень высокой яркости в 3000 ANSI Lm». Кстати, в этой модели предусмотрен исчерпывающий набор функций защиты, включающий в себя защиту проектора паролем, блокирующий доступ к панели управления, защиту от несанкционированного доступа с помощью специальной карты памяти.

Еще одна топ-модель — исконно украинский мультимедийный проектор Leater LX402, созданный компанией «Литер» совместно с киевским заводом «Арсенал». Среди основных функций проектора весом 3,1 кг (!) можно выделить следующие: функция цифрового масштабирования, бланкирование, «картинка в картинке», а также функция «стоп-кадр». Проектор создает довольно яркую (1800 ANSI Lm) и контрастную (500:1) картинку размером до 5 м по диагонали. Кроме всего прочего, проектор «разговаривает» на семи языках, в том числе на украинском.

В свою очередь, Сергей Красношапка для использования в офисе рекомендует проектор BenQ PB6200: «Выпуская проекторы по OEM-контрактам для многих производителей, компания BenQ имеет четкое представление, что именно востребовано рынком, и таким образом модельный ряд BenQ всегда представляет самые популярные решения на данный момент». Меню проектора весьма удобно для навигации и включает базовый набор настроек, возможно, недостаточный для профессионалов, но зато понятный даже новичку. Для обеспечения сбалансированной цветопередачи в меню доступны режимы, устанавливаемые в зависимости от источника сигнала. При работе с компьютером активны Presentation, Vivid (наиболее подходящий для игр на большом экране), Video и Economic. При активации последнего световой поток снижается примерно на 20%, а если его использовать постоянно, то срок службы проекционной лампы увеличится с 2000 до 3000 ч.

Среди последних новинок SANYO наиболее интересные, пожалуй, — PLC-SC10/XC10. Эти интеллектуальные проекторы способны самостоятельно фокусировать изображение на экране и автоматически компенсировать ошибки позиционирования при его установке.

Заметим, что в 2004 году борьба вечных конкурентов DLP и LCD практически утратила свою актуальность. По обеспечиваемым цветопередаче и разрешению эти технологии почти сравнялись. «Уже многие годы говорят, что будущее проекторов за DLP-технологией, но в то же время, — считает Игорь Сытник, — с каждым годом мы убеждаемся, что технология LCD не отстает. Считается, что технология DLP лучше для видео, а LCD — для компьютерных презентаций».

Цены: кто меньше?

Важным фактором, который обусловил рост спроса на ММП стало резкое падение цен на эти устройства. Так, за прошлый год средняя цена на проекторы снизилась приблизительно на 31% и составляет около $2500. В первом полугодии 2004 года каждый пятый продаваемый в мире проектор стоил меньше $1500.

Настоящий переворот на мировом рынке ММП вызвало, конечно же, появление проекторов по цене меньше $1000, что еще больше приблизило проекционное оборудование к народу. И уже в самое ближайшее время, по прогнозам операторов рынка, ММП станут одним из элементов мультимедийных развлечений.

В первом полугодии 2004 года, по сравнению с аналогичным периодом в 2003 г., структура украинских цен на проекционное оборудование также изменилась достаточно сильно. Стоимость SVGA-устройств уменьшилась на $200, тогда как цена моделей с разрешением XGA, наоборот, увеличилась примерно на эту же сумму. Но что интересно, наибольшее число прайс-позиций в этом году принадлежит вовсе не ММП стоимостью до $3000, а более дорогим проекторам ($4000 и выше).

Рынок завтра: сквозь тернии к прибыли

Несмотря на стремительный рост отечественного рынка ММП, по мнению многих специалистов, проблемы, которые существуют сегодня, заметно тормозят его развитие.

По мнению Сергея Блажевича, одной из главных проблем является так называемый серый импорт. Многие все еще предпочитают покупать дешевые проекторы из рук предпринимателей-физлиц или просто знакомых, которые, в свою очередь, приобретают ММП по более низкой цене в странах ближнего зарубежья (Румыния, Польша, Россия) и с небольшой наценкой перепродают в Украине. Такие устройства не имеют гарантийного срока, но, как правило, среднестатистический потребитель не обращает на это внимания.

Кроме этого, большинство потенциальных потребителей все еще в недостаточной степени осведомлены о технических свойствах и возможностях мультимедийных проекторов. С проблемой неосведомленности потребителя тесно перекликается проблема недостаточной квалификации продавцов данного товара. Техническая неграмотность «серых» продавцов становится причиной того, что покупателям часто навязывают неоптимальные решения при выборе модели. Именно поэтому Сергей Блажевич при покупке проектора советует обращаться к многопрофильным дистрибьютерским компаниям, которые, работая напрямую с производителем, предложат покупателю максимально выгодные условия.

Если говорить о будущем рынка ММП, то, прежде всего, следует ожидать появления новых его участников. Особенно среди компьютерных компаний: рынок ММП привлекает их, в первую очередь, высокой доходностью, которая в несколько раз превышает аналогичные показатели для остальных сегментов рынка информационных технологий.

Наиболее популярные модели ММП

Технические характеристики

Название модели

 

BenQ PB6200

Leater LX402

NEC VT770

Canon LV-7210

SANYO PLCx50

Panasonic PT-LB10NT

Toshiba TLP-T70

Rover Zenith LX1700

Яркость

1700 ANSI Lm

1800 ANSI Lm

3000 ANSI Lm

2000 ANSI Lm

2000 ANSI Lm

2000 ANSI Lm

2000 ANSI Lm

1700 ANSI Lm

Технология

DLP

LCD

LCD

LCD

LСD

LCD

DLP

LCD

Разрешение

XGA 1024
x768

XGA 1024
x768

XGA 1024
x768

XGA 1024
x768

XGA 1024
x768

XGA 1024
x768

XGA 1024
x768

XGA 1024
х768

Контрастность

2000:1

500:1

400:1

350:1

500:1

500:1

400:1

400:1

Мощность лампы

200 Вт

180 Вт

200 Вт

200 Вт

200 Вт

155 Вт

165 Вт

260 Вт

Проекционное расстояние

1,5-10 м

1,25-7,48 м

0,7-10,9 м

1,0-7,7 м

1,0-7,7 м

1,1-10,7 м

1,45-11,29 м

0,98-13,53 м

Диагональ изображения

0,75-6 м

1-5 м

0,63-7,62 м

1-7,6 м

0,8-7,62 м

0,8-7,6 м

1,1-7,62 м

0,5-7,6 м

Вес

2,7 кг

3,1 кг

3,5 кг

2,9 кг

5,8 кг

2,2 кг

2,2 кг

2,9 кг

Цена (по данным Hot Line)

$1550

$2450

$4100

$3000

$3700

$2340

$2449

$2308


А лидер кто?

Важным событием этого полугодия является также то, что многие компании, занимавшие в 2003 году наибольшее количество прайс-позиций, утратили лидерство. Среди них такие компании как RoverLight и Hitachi. В то же время, такие производители ММП, как ViewSonic или BenQ увеличили свою долю на рынке в среднем до 6 и 8% соответственно. Наиболее значимыми игроками на рынке, как и год назад, остаются компании: InFocus, Panasonic, Epson, Toshiba, Canon, Hitachi, LG, NEC, SANYO и SONY.

Контракты №41 / 2004


Вы здесь:
вверх