логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Лизинг — в массы Оксана ПАШКЕВИЧ - «Контракты» №41 Октябрь 2004г.

Прогнозы относительно роста популярности автолизинга подтвердились. Лизингодатели снизили процентные ставки, а лизингополучатели активно осваивают новые услуги первых.


Новые возможности

В последние несколько лет в Украине наблюдалась тенденция снижения популярности лизинга. Так, по информации Всеукраинской ассоциации лизинга «Укрлизинг», в 2000 году лизинговых операций было осуществлено на сумму 1,75 млрд грн, в 2001 году – на 1,5 млрд, в 2002 году – на 1,3 млрд, в прошлом году — на 1,2 млрд грн. Для сравнения: объем лизинговых операций в Чешской Республике составлял в среднем за год $2,6 млрд, в Польше — $2,0 млрд, в Венгрии — $1,92 млрд, в Российской Федерации — $1,9 млрд.

Но с начала 2004 года эксперты заговорили о росте популярности лизинга по-украински, объясняя положительную тенденцию, в частности, вступлением в силу нового Закона «О финансовом лизинге». Эксперты называют его более демократичным с точки зрения предоставления лизинговых услуг.

В частности, лизинговым компаниям разрешили работать с физическими лицами независимо от того, являются ли они субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому если еще год-два назад лизинговые компании ориентировались исключительно на крупные корпорации, то сегодня постепенно обрастают клиентами-физлицами. Директор «Украинской лизинговой компании» Людмила Золотарева: «С начала года мы начали реализацию специальной программы содействия развитию мелкого лизинга, где основными лизингополучателями являются частные предприниматели и предприятия малого и среднего бизнеса. Она предусматривает упрощенную схему заключения лизингового соглашения, минимальный пакет документов, предоставляемый клиентом (свидетельство о госрегистрации, идентификационный код, паспортные данные, финансовую информацию), авансовый платеж составляет 10-20% от стоимости имущества и значительно сокращены сроки рассмотрения заявок и принятие решения». Заместитель директора ДП «Укрэксимлизинг» Валерий Шовтенко уточняет: «Мы охотно работаем с физлицами, но на других условиях. В частности, если первый взнос за автомобиль юрлицо выплачивает в размере 25% от стоимости машины, то с физлиц мы требуем уже 40%».

Впрочем, как отмечают эксперты, пока предоставление физлицу в лизинг оборудования или авто все-таки является рискованным делом, поэтому не все компании воспользовались новой возможностью подзаработать. Кроме того, не следует забывать, что все налоговые выгоды, которые получает большая компания, сотрудничая с лизинговой, для физлиц теряют смысл — сумма фиксированного налога для упрощенца никак не изменится. К тому же лизинг как и банковский кредит, удорожает авто на круглую сумму. Допустим, большое предприятие на условиях лизинга эксплуатирует автопарк из 30-40 авто. Даже то, что лизинговая компания берет на себя прохождение техосмотра и сезонную замену шин, позволяет лизингополучателю сэкономить немало денег и времени. Физлицу же, взявшему в лизинг одну машину, такая экономия вряд ли нужна.

Одной из новых возможностей, еще в прошлом году недоступных для украинцев, стал лизинг подержанных автомобилей. Некоторые лизинговые компании нашли способ частично решить проблему реализации автомобилей, которые возвращаются после окончания действия лизингового соглашения. По данным директора «Первой Западно-Украинской лизинговой компании» Александра Смогоринского, в 65% случаев после окончания действия соглашения лизингополучатель возвращает старый автомобиль и берет новый. К тому же игроки рынка отмечают немалый лизинговый спрос именно на подержанные автомобили, поскольку коммерческие банки не берутся предоставлять кредиты физлицам для приобретения старых авто. Банки также не решаются кредитовать проекты лизинговых компаний, связанные с подержанной техникой. Однако лизинговые компании находят выход из положения. В частности, «Первой лизинговой компании/Hertz» в начале года удалось получить кредит в $2 млн от Международной финансовой корпорации. Менеджмент компании, комментируя подписание соглашения отметил, что этот кредит даст компании возможность привлечь больше клиентов из малого и среднего бизнеса, и развить практику предоставления подержанных автомобилей в лизинг.

Правда, по словам президента Всеукраинской ассоциации лизинга «Укрлизинг» Юрия Сосюрко, рынок подержанной техники в лизинг все еще слабо развит.

Процентные ставки по лизингу снижаются

По словам Александра Смогоринского, сама процедура заключения лизингового соглашения нынче очень проста. Лизинговая компания не требует особого отчета от лизингополучателя, как и дополнительного залога. Желающим получить авто в лизинг необходимо предоставить минимальный пакет юридических документов и данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Заявка рассматривается в течение 15 дней, и уже в день подписания соглашения клиент получает желаемое авто. Если же поиск автомобиля, наиболее полно отвечающего потребностям клиента, затянется, то лизинговая компания предоставит в пользование другое авто, на период до поставки заказанного автомобиля. Заместитель директора ДП «Укрэксимлизинг» Валерий Шовтенко прибавляет: «Сегодня мы можем подобрать клиенту любой автомобиль на его вкус и в соответствии с его потребностями. Как правило, работаем с автодилерами, поэтому срок, в течение которого будет доставлена необходимая машина, очень короткий. Но наш клиент может и сам подыскать себе авто. В таком случае он сообщает нам, какое именно авто хочет приобрести, где оно продается и сколько стоит, а мы, в свою очередь, его выкупаем и далее заключаем лизинговое соглашение».

В день подписания соглашения лизингополучатель выплачивает первый взнос. Другие платежи разбиваются на равные части и выплачиваются ежемесячно в течение всего срока действия соглашения.

Следует отметить, что за последний год процентные ставки по лизингу ощутимо снизились. Если в 2003 году ставка по финансовому лизингу авто могла составлять 22% годовых в валюте, то сегодня — это максимум 17%, а часто значительно меньше. Что же касается суммы первого взноса, то она зависит от лизинговой компании, но, как правило, не превышает 30% стоимости авто. Александр Смогоринский: «На легковые автомобили первый взнос у нас составляет 15% от его стоимости, годовая ставка в гривнях — 14%. На грузовики — соответственно 20 и 12%». По словам главного юрконсультанта «Украинской лизинговой компании» Станислава Мазаева, срок действия соглашения финансового лизинга составляет не меньше года, оперативного — обычно от шести месяцев до пяти лет, но чаще всего два-три года.

Когда лизинг выгоднее

автокредита

«Лизинг — это финансовый инструмент, который действительно является альтернативой банковского кредитования и даже может быть более выгодным с точки зрения налогообложения», — объясняет Станислав Мазаев. «Ведь все лизинговые платежи при оперативном лизинге относятся к валовым расходам предприятия, проценты (вознаграждение) лизингодателя не облагаются НДС при финансовом лизинге, лизингополучатель имеет налоговый кредит со всей стоимости имущества, приобретенного в лизинг. Все это дает предприятию возможность сохранить оборотные средства».

По словам Юрия Сосюрко, «лизинг выгоден, прежде всего, структурам, которые не имеют достаточно средств на приобретение автомобиля или оборудования и не могут обеспечить дополнительными гарантиями банковский кредит. Лизинг позволяет получить необходимую технику в короткие сроки. Лизинговые компании более лояльны к своим клиентам, чем банки, условия погашения платежей гибки и могут быть разными в каждом отдельном случае, учитывая возможности клиента и специфику его бизнеса. Например, сезонную неравномерность выплат».

В то же время лизинг традиционно считался услугой для богатых. И именно то, что лизинговая компания берет на себя полное комплексное обслуживание и содержание автопарка, который к тому же не находится на балансе предприятия, привлекает владельцев крупных компаний. Как правило, лизингополучателю предлагается готовое комплексное решение всех вопросов, связанных с приобретением, содержанием и дальнейшей продажей авто. Димитр Крысанов, генеральный директор «Первой лизинговой компании/Hertz»: «Лизинговая компания обеспечивает полное страхование автомобиля на весь срок лизинга и несет на себе все «риски собственности», в том числе и риски судебных рассмотрений и ответственности за нанесение убытков третьим лицам в результате ДТП или аварии. Мы берем на себя все хлопоты, связанные с содержанием авто: прохождение ежегодных техосмотров в ГАИ, уплату налогов на автовладельцев, прохождение регулярных технических обслуживаний, диагностику и произведение необходимых ремонтов, регулярную сезонную замену шин и тому подобное. Всю «бумажную» работу по регистрации, бухгалтерскому учету, оформлению необходимых документов, связанных с ремонтом, техобслуживанием, страховыми случаями, ведет лизинговая компания». Следует также учитывать, что лизинговые компании обычно пользуются скидками как крупные клиенты автомобильных дилеров, сервисных центров, страховых компаний, банков. В некоторых случаях это дает лизингополучателю возможность сэкономить до 10% средств, направленных на обеспечение транспортных потребностей предприятия.

Вряд ли можно говорить о лизинге как об оптимальном варианте, например, обновления автопарка — подводных камней хватает. Но в отдельных случаях он может быть неплохой альтернативой кредита. Ведь на условиях лизинга реализуются схемы, которые недоступны через систему банковского кредитования: например, на условиях фиксированной оплаты можно постоянно владеть только новыми автомобилями, т.е. время от времени менять авто на новую модель.

Контракты №41 / 2004


Вы здесь:
вверх