логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Проще невозможного Сергей ГРИЦЕНКО - «Контракты» №42 Октябрь 2004г.

Уже до конца октября на таможне все должно быть готово для работы по упрощенному пересечению границы для предприятий, получивших такое право. Но заслужить это право будет непросто.


Свершилось чудо!

В первой декаде октября руководители двух главных ведомств, наполняющих деньгами закрома державы — налоговой и таможенной служб, докладывали Президенту о своих достижениях на фискальных нивах. Успехи ГНАУ и ГТСУ в денежном выражении составили 23,4 млрд грн и 12,7 млрд грн соответственно (60 и 35% доходов бюджета за 9 месяцев).

И если этот год для ГНАУ проходит под девизом «даешь НДС!», то главный курс ГТСУ — «на упрощение». Потому как для таможни, в отличие от ГНАУ, перевыполнение плана особых хлопот не доставляет (см. график удельных поступлений НДС). Результативность таможенников растет как по волшебству, примерно на 30% в год (см. Сколько «наколдовали»). Это подтвердил и сам глава ГТСУ Николай Каленский, заявив Президенту, что платежи в бюджет растут большими темпами, чем база налогообложения.

Поэтому ГТСУ для увеличения доходов стремится повысить «оборот» товаров, перемещаемых через границу Украины.

И как раз к началу октября поспели свежие приказы ГТСУ относительно порядка приведения в действие механизма, заложенного в новом Таможенном кодексе и Постановлении КМУ № 810 от 29.06.04 г.

Напомним, что указанным постановлением ГТСУ получила право применять упрощенный порядок таможенного оформления к предприятиям — резидентам Украины, которые соответствуют критериям добросовестных налогоплательщиков и законопослушных субъектов ВЭД (Контракты, № 31, 2004 г.). Упомянутые критерии оценки утвердили совместным приказом (№ 590/296/468 от 11.08.04 г.) Гостаможслужба, ГНАУ и Минэкономики как ведомства, которые контролируют законопослушность субъектов ВЭД (Контракты, № 35, 2004 г.). Оставалось лишь уточнить — в чем же именно состоит это упрощение и как стать упрощенцем. Злые языки утверждали, что таможенная «упрощенка» — лишь пустая декларация.

Но случилось чудо — с 21 сентября вступил в силу Порядок определения предприятий, которые смогут работать по упрощенной системе (Приказ ГТСУ № 607 от 19.08.04 г.). Там же описан и механизм получения разрешения на упрощенное таможенное оформление грузов. Упрощение будет заключаться в неприменении к добросовестным субъектам ВЭД некоторых положений нормативных актов, перечень которых утвержден Приказом ГТСУ № 692 от 23.09.04 г.

Таким образом, вся необходимая нормативка для начала работы по упрощенным процедурам у таможни уже есть. Осталось только дождаться, когда управление информационного обеспечения и таможенной статистики ГТСУ внедрит в эксплуатацию «программно-информационный комплекс для формирования реестра предприятий-резидентов», товары которых будут оформляться «по-быстрому». Если верить приказу № 607, то это должно произойти уже до конца октября.

Механизм волшебства

Неискушенному читателю процедура получения разрешения на упрощенное таможенное оформление может показаться слишком сложной, поэтому для наглядности мы ее представили в виде схемы (см. Упрощенная схема).

Суть новаций, обнародованных в приказе № 607, заключается в том, чтобы максимально отобрать у местных таможенных органов право казнить и миловать субъектов ВЭД по своему усмотрению и передать эти полномочия «наверх», к руководству ГТСУ. О чем свидетельствует перечень отмененных нормативных актов ГТСУ в упомянутом приказе № 692.

В соответствии с новым Порядком, предприятия, желающие стать таможенными «упрощенцами», должны обратиться с заявлениями в ГТСУ, Минэкономики, ГНАУ и таможенный орган по месту своей регистрации. В заявлении нужно обязательно указать, на какие виды упрощения рассчитывает субъект. Их немного, всего десять. Касающиеся, в основном, определения пунктов пропуска и путей пересечения границы для некоторых видов товаров, а также мест их хранения, в том числе на лицензионных таможенных складах. Особый интерес может вызвать у импортеров аудио- видеотехники и мебели (ввозящих эти товары в разукомплектованном виде) возможность избежания обязательного досмотра груза, поскольку именно эти грузы сегодня подлежат обязательному досмотру.

Затем, в течение двух недель таможенный орган по месту регистрации будет внимательно изучать всю имеющуюся информацию на соответствие упомянутым критериям, а также проверять «наличие отсутствия» нарушений таможенного законодательства. Задача усложняется, если предприятие зарегистрировано в одном месте, а состоит на учете в другом (что бывает сплошь и рядом). В таком случае таможенный орган по месту регистрации запросит «учетный» орган и процедура взаимных согласований растянется на месяц.

Наконец, когда все данные собраны, регистрирующий орган заполняет специальную «Карточку согласования», которая напоминает обходной лист с подписями десяти различных отделов таможни. Руководитель таможенного органа может определить дополнительное количество отделов, привлекаемых к проверке.

В конце концов, волшебная карточка отправится в путешествие по коридорам региональной таможни (если орган регистрации ей подчинен), а затем и в головной офис ГТСУ. Туда же стекается вся информация от ГНАУ и Минэкономики (вы не забыли, что туда тоже были отправлены заявления?), а также «других заинтересованных ведомств».

После изучения соответствия предприятия установленным критериям и правилам, специально созданная комиссия ГТСУ, которую возглавляет зампред ГТСУ, выносит свое решение. И если оно положительное, то с предприятием заключают договор, подписав который, предприятие обязуется дать свободный доступ к таможенно-финансовым документам и «после окончания операций таможенного контроля, таможенного оформления и пропуска товаров и транспортных средств» через границу. Поэтому кандидатам на упрощение стоит заранее подготовиться к тому, что с последним ударом часов, отмеряющих полночь, на пороге склада или офиса появятся проверяющие...

Зато уже через неделю после заключения договора, ГТСУ издаст приказ, зачисляющий субъекта ВЭД в славную когорту «упрощенцев». Конечно, не исключено, что в итоге процедура получения разрешения может затянуться, и окажется настолько зарегулированной, что полностью похоронит идею таможенного упрощения. К примеру, регистрирующий орган имеет право потребовать любую «иную информацию необходимую для принятия решения». Вот вам и поле для безудержной фантазии отдельно взятого таможенного органа.

А если учесть, что сроки рассмотрения информации другими ведомствами (ГНАУ и Минэкономики) вовсе не указаны, то возникают сомнения относительно выигрыша по времени в сравнении с обычным применением таможенных правил.

Чародейство по-соседски

Несмотря на трудности, с которыми идет процесс упрощения таможенных процедур в родном отечестве, нужно заметить, что у соседей (у которых, как гласит народная мудрость, желательно, чтобы сдохла корова) тоже не все слава Богу. Именно в тот момент, когда в Украине начался активный процесс таможенного упрощения (пускай, что на бумаге), в России, уже практиковавшей такое упрощение, процесс внезапно застопорился.

Там о массовом применении упрощенных процедур таможенного оформления, видимо, придется на время забыть. Таможенная служба России на неопределенный срок приостановила выдачу соответствующих распоряжений. «Дело в том, что сегодня у нас нет правовых оснований для установления упрощенных процедур. Наша попытка согласовать свои действия в этой сфере с Минэкономразвития, к сожалению, не увенчалась успехом. Решение проблемы откладывается по меньшей мере месяца на три», — заявил в начале сентября замначальника Главного управления организации таможенного контроля (ГУОТК РФ) Петр Баклаков.

Административная реформа, начавшаяся этой весной в России, изменила статус таможенного ведомства. Теперь его курирует Минэкономразвития. Соответственно, в Таможенный кодекс были внесены изменения, согласно которым упрощенные процедуры устанавливаются таможенной службой не самостоятельно, как раньше, а в порядке, который определяет Минэкономразвития. Однако такого порядка до сих пор нет, и таможенники вместе с участниками рынка с 1 июля 2004 года оказались в правовом вакууме.

Упрощение по-русски тоже связано с новой редакцией Таможенного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2004 г. Так же как и у нас, российский Таможенный кодекс позволяет устанавливать специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц, соответствующих определенным критериям. На этом сходство между нашим и российским упрощением заканчивается, и начинаются различия. В России нужно отвечать всего трем критериям, чтобы претендовать на упрощенный ввоз-вывоз товаров.

Первый — это отсутствие задолженностей по штрафным санкциям за нарушение таможенных правил на момент подачи заявления. (В Украине наличие нарушений делает невозможным упрощение таможенных процедур.)

Второй — осуществление внешнеэкономической деятельности не менее трех лет. (Здесь у нас чуть полегче — всего два года.)

И третий — ведение коммерческой документации согласно порядку, определенному таможенным ведомством. (В Украине вместо специального учета предусмотрена процедура проверок таможенниками финансовой и прочей документации даже после совершения операций ввоза-вывоза.)

Сказка и жизнь

И все-таки издание приказа № 692 можно считать несомненным успехом Гостаможни. Перечни действующих и отмененных актов ГТСУ хороши уже сами по себе как своеобразный конспект ведомственной «нормативки», регулирующей процедуры таможенного оформления грузов. Как оказалось эти вопросы регулируют на данный момент 117 документов. Но цифра эта непостоянна, ибо «актуализацию» информации таможенники планируют проводить ежемесячно (до 15 числа месяца, следующего за отчетным).

Жаль только, что список пунктов и подпунктов нормативных актов, неприменение которых возможно в случае упрощенного оформления пока оказался гораздо скромнее — всего 10 позиций. Но хочется надеяться, что их станет больше.

Учитывая, что новым порядком упрощенного оформления грузов пока никто не успел воспользоваться (по крайней мере мы таковых не обнаружили), а значит, о достоинствах и недостатках предложенной системы можно рассуждать лишь теоретически. Поэтому мы обращаемся ко всем, кому довелось на своем опыте испытать, что такое «упрощение по-новому», звонить и писать нам, чтобы хоть немного приблизить процесс таможенного оформления грузов к совершенству.

Контракты №42 / 2004


Вы здесь:
вверх