логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Санкции выбора Алена ГЕТЬМАНЧУК - «Контракты» №42 Октябрь 2004г.

Джеймс Шерр — один из немногих западных экспертов, к мнению которого в Киеве прислушиваются.


Джеймс Шерр
В интервью Контрактам старший научный сотрудник Центра исследования конфликтов оборонной академии Великобритании Джеймс Шерр дает оценку поведению западных стран в отношении украинских президентских выборов.

Может ли ставка Запада на открытость и прозрачность украинских выборов быть эффективной тактикой, особенно если сравнивать ее с политикой и возможностями России?

— Единственный эффективный способ для Запада убедить украинские власти изменить правила игры и способствовать проведению демократических и честных выборов — это изменить отношения с самой Украиной. В частности, показать и обеспечить реальные перспективы ее будущей интеграции в НАТО и Европейский Союз.

Недемократичная Украина не может быть членом ни Североатлантического блока, ни ЕС. Однако практически невозможно объяснить, почему демократическая Украина не может быть членом этих организаций. На саммите НАТО в Стамбуле и последнем саммите Евросоюза были использованы все возможности, чтобы донести этот сигнал Украине. Из-за того, что он не был принят во внимание, влияние Запада сейчас достаточно ограничено.

В то же время, Россия обеспечивает очень агрессивную политическую и информационную поддержку провластного кандидата в Украине. Это же проводится и через бизнес-контракты. Россия структурально является частью экономики Украины и ее политического процесса через совместные консультации и имиджмейкерские проекты, совместное владение ключевыми медиа и совместное или полное владение основными промышленными объектами и финансовыми институциями. И она играет на своей силе. Запад же слишком разделен, слишком отвлечен и слишком сдержан, чтобы играть самостоятельную роль.

Какими могут быть действия Запада в отношении украинского руководства в случае проведения «нечестных выборов»? В частности, реальны ли угрозы Олбрайт о блокировании счетов, невыдаче виз и так далее?

— Я скептично настроен по поводу того, что «умные санкции» будут умными в своем влиянии. Несмотря на наши намерения, они могут повредить как друзьям, так и врагам. По ходу их имплементации возникнет потребность делать какие-то исключения. Сразу же появится вопрос двойных стандартов: почему подобные санкции не были введены против правительств в России, Азербайджане или Узбекистане? Такая политика скорее негативно, нежели позитивно скажется на моральном облике Запада. Единственное, что имеет значение — это, как я уже сказал, перспектива изменения отношений.

Корректно ли говорить о том, что на президентских выборах в Украине западные столицы делают ставку на кандидата Ющенко?

— Нет. В западных правительственных кругах за закрытыми дверями существуют разные мнения. Да, большинство людей в этих кругах верят, что победа Ющенко могла бы открыть новые возможности для Украины. Но многие также понимают, что его победа будет означать и новые вызовы, бремя и ответственность для Запада. Если Ющенко все же будет избран, нам необходимо будет изменить нашу политику и наши отношения с Украиной. Но далеко не каждый хочет это делать! Многие спрашивают, мол, не слишком ли мы перегружены двумя расширениями, не слишком ли мы перенапряжены трансатлантическими разногласиями и войной в Ираке? Есть те, кто опасается, что полноценное членство Украины в Евроатлантическом сообществе сделает неуправляемыми отношения с Россией. И есть те, у кого просто не хватает воображения, чтобы представить себе, как может выглядеть Европа в более широких рамках. В то же время, украинцам следовало бы понять, что подобные вопросы поднимались перед каждым расширением. И куда легче преодолеть все эти препятствия на Западе, если страны-кандидаты демонстрируют волю и способность быть членами этого сообщества. Самый важный фактор, который будет влиять на восприятие Западом Украины — это то, какой будет сама Украина.

Если победит Виктор Ющенко, возможен ли применительно к Украине «словацкий сценарий», когда после ухода с премьерского поста Владимира Мечьяра Словакия стала кандидатом на членство в НАТО и ЕС?

— Я думаю, аналогия неуместна. Словакия, в отличие от Украины, очень маленькая страна. До 1993 года она составляла одно государство со страной, которая в 1999 году стала членом НАТО. Это очень помогло ее интеграции как в ЕС, так и в НАТО. Украина же до 1991 года была в одном государстве со страной, которая сейчас позиционирует себя как региональная сверхсила, и от этого определенно нет никакой пользы ее соседям в контексте их евроатлантических перспектив. Я не думаю, что Россия имеет право определять выбор Украины. Тем не менее здесь все не так просто, как в случае со Словакией.

Как, на ваш взгляд, может повлиять на интеграцию Украины в Евросоюз и НАТО победа на президентских выборах нынешнего премьер-министра Виктора Януковича?

— Если он придет к власти честным и демократическим путем, то все будет зависеть от него и его правительства. У меня сложилось впечатление, что он хочет жестких, обоюдовыгодных, прагматичных отношений с ЕС больше, чем интеграции. Так же есть ощущение, что он видит украинское и западноевропейское общества разными и, подобно президенту Путину, хочет, чтобы эти отличия, скорее, уважались, чем преодолевались. Отдельные лица и структуры на Западе будут счастливы сотрудничать с Украиной на таких основаниях. Но многие будут разочарованы. Возможно, Янукович удивит нас. Но это зависит только от него. В отличие от России, Запад не ищет интеграции и не подталкивает к этому.

Какие ресурсы сегодня США и Евросоюз готовы задействовать для того, чтобы выборы в Украине прошли демократично?

— Как и на прошлых выборах, задействованы три вида ресурсов. Все они направлены на обеспечение честного процесса, а не определенного результата. Первый — это аргументы и убеждения, сопровождающиеся, где необходимо, укорами и осуждением. По моему мнению, убеждение было бы неплохо усилить заверениями, что в случае передачи власти западные правительства попробуют подыскать мягкую посадку для стоящих у власти сегодня. Второй — поддержка международных и неправительственных организаций в Украине. Их задача — обеспечить прозрачность избирательного процесса и одновременно разоблачать тех, кто этот процесс подрывает. Третий вид ресурсов — обеспечение работы наблюдателей на выборах. После выборов, возможно, появится четвертый ресурс, который мы уже обсудили — санкции. Я не думаю, что ЕС пойдет этим путем, и не думаю, что на это решится вторая администрация Буша. Но администрация Керри — возможно. Абсолютно уверенно могу заявить, что западные правительства не будут использовать такие ресурсы, как взятки, админресурс и подковерные интриги.

Контракты №42 / 2004


Вы здесь:
вверх