логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Интертрактор Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №42 Октябрь 2004г.

Из 18 предприятий сельскохозяйственного машиностроения, государственные пакеты акций которых будут выставлены на продажу, лишь несколько смогут заинтересовать инвесторов. Наиболее привлекательные объекты уже контролируются Интерпайпом или в ближайшее время перейдут под опеку корпорации.


Сельмаш без государства

Недавно правительство поддержало предложение Фонда госимущества реструктурировать лизинговую компанию «Украгромашинвест». Следствием реорганизации станет переход компании в частную собственность и установление корпорацией «Интерпайп» контроля над прибыльным Харьковским тракторным заводом.

В соответствии с постановлением, которым правительство инициирует коренную реорганизацию лизинговой компании «Украгромашинвест», из уставного фонда компании были изъяты для дальнейшей продажи государственные пакеты акций сразу 18 предприятий сельскохозяйственного и пищевого машиностроения (в 1998 году блокирующие, иногда — контрольные пакеты акций 20 предприятий отечественного сельмаша были переданы в уставный фонд Украгромашинвест).

Новым постановлением Кабмин существенно ослабил государственное влияние на компанию: минимальный размер государственной доли в Украгромашинвесте был уменьшен с 50%+1 до 25%+1 акция. Таким образом, Кабмин открыл возможность перехода компании под контроль частных акционеров — компаний Интерлинк и Интерпайп, владеющих равными долями негосударственного пакета акций Украгромашинвеста.

Таким образом, Интерпайп и зарегистрированная в Великобритании Интерлинк, которую в некоторых отечественных СМИ принято считать подконтрольной украинскому бизнесмену Сергею Харовскому, получили от правительства щедрый подарок. Ведь не только уменьшен государственный пакет акций Украгромашинвеста с контрольного до блокирующего, но и существенно оптимизированы активы компании. Постановление правительства фактически сделало Украгромашинвест главным акционером завода «Фрегат» в Николаевской области (лизинговой компании теперь принадлежат 46,35% акций предприятия) и владельцем контрольного пакета акций (53,62%) Харьковского тракторного завода (ХТЗ) — лидера отечественного тракторостроения и бывшего союзного монополиста по производству тракторов мощностью 150-170 л. с. «ХТЗ — бесспорно, самое интересное предприятие из всех, чьи пакеты акций недавно были в УФ Украгромашинвеста: завод выпускает конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью, у него крепкая научно-техническая школа, разработано и освоено производство широкой «линейки» тракторов и находится он в городе с высоким квалификационным уровнем специалистов и потенциально высокой стоимостью недвижимости», — говорит директор инвестиционной компании «Кинто» Сергей Оксанич.

Решение власти о перераспределении сфер влияния на Украгромашинвесте назревало уже давно. Еще в прошлом году корпорация «Интерпайп» как фактический владелец в то время блокирующего пакета акций ХТЗ начала всячески инвестировать в завод. В частности, по словам заместителя генерального директора ХТЗ по экономике Виктора Логачева, дочерние предприятия Интерпайпа в странах СНГ помогали заводу возвращаться на потерянные после распада Союза рынки сбыта (на днях ХТЗ вообще создал свой филиал в Казахстане). В конце августа глава Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев, который немало заботился о судьбе местного сельмаша, прямо заявил, что лучшим инвестором для ХТЗ был бы Интерпайп.

Менеджмент ХТЗ со сдержанным оптимизмом воспринял передачу госпакета акций своего предприятия Украгромашинвесту. Руководство завода, по словам Виктора Логачева, надеется на содействие мощной ФПГ, теперь уже как основного акционера, в пополнении оборотных средств, развитии сбытовой сети и создании сборочных предприятий ХТЗ на территории России (последнее — условие приобретения продукции харьковского завода Росагролизингом). В то же время более чем сдержанная реакция менеджмента ХТЗ говорит о том, что не все шаги новых владельцев будут восприниматься на ура. В частности, как считает директор инвестиционной компании SigmaBleyzer Диана Смахтина, после окончательного прихода на завод мощной ФПГ предприятию не избежать реструктуризации производства и продажи незадействованных активов.

Вполне неплохой покупкой можно считать и завод «Фрегат», способный выпускать дождевальные машины и оборудование для пищевой промышленности. На дождевальные машины спрос опять появился благодаря возрождению поливного земледелия на юге Украины, а крупорушки и другое перерабатывающее оборудование позволили заводу удержаться на плаву во время экономического кризиса.

Полуликвид

Изъятие же из уставного фонда Украгромашинвеста пакетов акций 18 предприятий можно считать освобождением лизинговой компании от неликвидных активов. «Другие заводы либо давно потеряли конкурентоспособность, либо находятся в сложном финансовом положении, либо являются агрегатными и зависят от заказов производителей конечной продукции», — считает Сергей Оксанич. Яркие примеры: Львовсельмаш — один из крупнейших должников по зарплате в городе Льва — и Коломыясельмаш, контрольный пакет акций которого уже несколько раз ФГИ безуспешно пытался продать.

Поэтому предусмотренные упомянутым выше постановлением правительства «открытые конкурсы по приватизации изъятых пакетов акций под обязательства инвесторов обеспечить полную загрузку производственных мощностей предприятий, налаживание производства новых видов техники с внедрением современных ресурсо- и энергосберегающих технологий» выглядят неосуществимой мечтой. «Для грамотного инвестора сельхозмашиностроение объективно всегда интересно, поскольку эта продукция всегда пользуется спросом. Но при нынешнем положении сельского хозяйства и с потерей рынков сбыта стран СНГ такой спрос слишком низок», — считает Диана Смахтина. «В течение следующих 5-7 лет инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного машиностроения должна повыситься, но за это время от заводов может ничего не остаться», — добавляет Сергей Оксанич.

Впрочем, некоторые из запланированных на продажу предприятий все-таки смогут заинтересовать инвесторов. Первая группа — предприятия, где сформированы большие пакеты акций (например, Уманьферммаш, контрольный пакет акций которого в прошлом году приобрел ММК им. Ильича), и их владельцы заинтересованы в усилении своего контроля. Вторая — сравнительно стабильные предприятия, которые, как говорится, «держатся на плаву»: производитель оборудования для мельниц и комбинатов хлебопродуктов Могилев-Подольский машзавод, производитель почвообрабатывающей техники Каменец-Подольсксельмаш, производитель перерабатывающего оборудования Одесское СКТБпродмаш. Третья — смежники ХТЗ: Харьковский завод тракторных двигателей и Чугуевский завод топливной аппаратуры. Эти предприятия, как считают специалисты инвестиционных компаний, могут представлять интерес для инвестора ХТЗ, то есть корпорации «Интерпайп». Хотя эти предприятия едва держатся на плаву, общая экономическая стратегия, как считает Виктор Логачев, станет благоприятствующим фактором для всех. Ведь одно из слабых мест харьковского трактора Т-150 в базовом исполнении — несовершенный и ненадежный двигатель производства ХЗТД. Неспособность повлиять на независимых смежников ни «кнутом», ни «пряником» (инвестированием разработки нового двигателя) заставила ХТЗ закупать двигатели в Ярославле, а главу облгосадминистрации Евгения Кушнарева — выдвигать идею присоединения ХЗТД к ХТЗ.

Остальные, менее рентабельные и убыточные предприятия отрасли, по прогнозам экспертов, еще долгое время будут оставаться балластом для ФГИУ. Разве что Фонд госимущества снимет все дополнительные условия конкурсов, и тогда территории Киевсельмаша и Львовсельмаша станут привлекательными для покупателей в виде объектов недвижимости и земельных участков.

Контракты №42 / 2004


Вы здесь:
вверх