логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Чистые труды Ольга ВОЛОДЧЕНКО - «Контракты» №42 Октябрь 2004г.

Объем украинского рынка химчисток сегодня составляет лишь 20% от общей емкости рынка. Однако зайти на рынок «с чистого листа» пока гораздо легче, чем удержаться на нем.


Почему перспективный

Учитывая темпы развития европейских рынков химической чистки, украинцев вряд ли можно назвать «чистюлями». В Италии, к примеру, на один миллион жителей приходится 355 химчисток, во Франции — 172, в Германии — 156, а в Украине — всего 3. Но такая ситуация, по мнению специалистов, может измениться уже в ближайшее время — если в прошлом году в этой сфере у нас работало 150 компаний, то в 2006 году их количество увеличится вдвое.

Причин для динамичного роста отрасли существует несколько. Во-первых, кроме стабилизации экономической ситуации и роста реальных доходов потребителей, растет и уровень запросов населения. Во-вторых, быстро меняющиеся тенденции в создании текстильных изделий (улучшенное качество и структура тканей) подталкивает потребителей обращаться именно к профессиональным чистильщикам, а не пытаться вывести сальное пятно на пиджаке бабушкиными методами. Кроме того, прибыль владельца химчистки, по словам операторов, сегодня составляет не менее 30-35% от оборота (средний денежный оборот в месяц составляет от 100 до 200 тыс. грн).

Свой угол

Главным препятствием при открытии химчистки является поиск помещения. Согласно существующим строительным и санитарным нормам, предприятия химической чистки не могут находиться в жилых зданиях или пристройках к ним. Также размещение химчисток не допускается и вблизи продовольственных магазинов, кафетериев, столовых. Эти нормы связывают руки многим предпринимателям — ведь отдельно стоящих незанятых помещений в радиусе 100 метров от «запретной» зоны в крупных городах практически не осталось, особенно в столице. Альтернатива в этом случае — начать затратное строительство собственного здания.

Однако свой угол почти всегда можно найти в бывших домах быта, где при наличии соответствующего помещения с радостью предоставят его в аренду. Открытие химчисток приветствуется в общественных зданиях — промтоварных магазинах, гостиницах, общежитиях, но обязательно на первом, цокольном или подвальном этажах, так как перхлорэтилен (основной реагент для чисти) тяжелее воздуха и при утечке стекает вниз.

Особой популярностью у чистильщиков в последнее время пользуются торговые центры и супермаркеты, где, по словам операторов, грех не застолбить себе вакантное место.

Не стоит забывать, что не последнюю роль в этом бизнесе играют приемные пункты, открывать которые можно практически везде, хоть в металлической будке. Другое дело — заставить потребителей приходить туда, но эта проблема решается уже маркетинговыми усилиями.

Инфраструктура для химчистки, по словам операторов, предполагает следующее: производственное помещение цеха общей площадью 120-150 кв. м и высотой (от пола до потолка) — не менее 3,5 м. В цех должны быть подведены вода — с постоянным потоком и давлением не менее 2 атм., канализация и электропитание мощностью не менее 30 кВт/ч.

Наконец, при установке химчистки нужно получить разрешение из органов санэпиднадзора, Комитета по охране окружающей среды и пожарной охраны.

Технологии

Вопрос о выборе поставщика основного оборудования сегодня решается довольно просто. Признанными хедлайнерами на мировом рынке современного оборудования считаются итальянцы, сумевшие на сегодняшний день открыть более 22 тыс. химчисток в своей стране. В Украине, главным образом, представлена техника именно итальянских торговых марок — Firbimatic, Italclean, Cocchi, Renzacci, Donini, Maestrelli. Правда, средняя стоимость данной техники несколько ниже, чем оборудование немецких фирм Bowe и Veit.

Некоторыми химчистками, преимущественно советского образца, до сих пор эксплуатируется морально устаревшее оборудование, которое зачастую не оправдывает ни затраты, ни ожидания их владельцев. К примеру, новые машины для химической чистки пятого поколения, по словам представителей компании «Интертехнология», позволяют сократить расход перхлорэтилена в 10 раз, электроэнергии — в 2-3 раза, трудозатрат — в 2 раза, при этом существенно подняв качество чистки и практически сведя на нет вред, наносимый окружающей среде.

Некая приоритетность существует и в выборе химикатов: немецкого, итальянского, американского производства. «Сегодня многие компании переключаются на работу с немецкими химикатами, которые, хоть и выше в цене, но являются более концентрированными, экологически чистыми и результативными», — отмечает Ольга Сладкова, заместитель директора компании «КИМС» (Одесса).

Основной движущей силой чистящего бизнеса является обученный персонал. «Грамотная квалифицированная приемщица — 90% успеха химчистки, — считает Ольга Сладкова. — К приветливой приемщице в химчистке приходят так же часто, как и к личному парикмахеру. Если ее нет, клиент может прийти на следующий день, когда «своя» приемщица выйдет в смену». В связи с этим, на обучение персонала (приемщиц, пуговщиц, пятновыводильщиков, операторов, упаковщиков) отводится как минимум месяц, после чего следуют постоянные тренинги в течение года.

Цена вопроса — 47-72 тыс. евро

Минимальная стартовая стоимость открытия цеха химчистки, по подсчетам специалистов, включает: стоимость оборудования — 30-50 тыс. евро, а также его монтаж, ремонт (реконструкция) помещения и оформление разрешительных документов — 12-17 тыс. евро, обучение персонала (5-7 человек), расходные материалы — 5 тыс. евро. Итого, в общей сложности инвестиции составляют 47-72 тыс. евро. «При высоком уровне рентабельности в 25-30% (чего можно достичь за счет низкой себестоимости услуг), инвестиции могут окупиться уже через 1-3 года», — говорит Юрий Мудрак, бизнес-директор компании «Ун Моменто». — Кроме того, сроки окупаемости можно уменьшить, если грамотно выбрать месторасположение химчистки, подобрать оптимальный и экономичный набор оборудования, а также продумать перечень услуг».

Текущие расходы подразумевают стоимость электроэнергии (не более 5% от оборота), холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения (отопление и вентиляция), а также стоимость стоков в канализацию, зарплату персонала, содержание приемных пунктов и пр. Затраты на химические составы в среднем составляют 10-15% от оборота.

Как отмечают специалисты, халатность по отношению к сервисному обслуживанию может также существенно «раздуть» статью расходов. Сэкономив на сервисе в среднем $20 в квартал и не заменив вовремя, например, резину на агрегатах, можно потерять значительно больше. Позднее такая «экономия» способна вылиться в замену вышедшего из строя оборудования, а это как минимум $3 тыс. непредвиденных затрат.

Что же касается доходной части, то это, главным образом, сама чистка одежды плюс предоставление дополнительных услуг (чистка авточехлов, мягкой и кожаной мебели, покраска текстиля, ремонт обуви и пр). Кроме того, как утверждает Юрий Мудрак, рентабельность химчисток намного выше, чем у прачечных. «Если средняя цена стирки сегодня составляет 2-4 грн/кг, то чистки — 50-100 грн», — отмечает он. Конечно, цены могут варьироваться в зависимости от региона. Например, средняя цена за чистку рубашки в Киеве составляет 17 грн, в Днепропетровске — 6 грн, в Одессе — 10 грн. Хотя есть и обратные примеры — чистка свитера, допустим, в Одессе, обойдется в 25 грн, тогда как в Киеве — 20 грн.

Ты — мне, я — тебе

Ввиду того, что рынок считается еще не занятым, а работы на нем — непаханое поле, то о жестком соперничестве говорить пока рано. В основном конкуренция сводится к качеству обработки изделий, ассортименту обрабатываемых изделий и широте спектра предоставляемых услуг, а также стоимости и срокам выполнения заказов. «Даже если две химчистки расположены «дверь в дверь», существенно конкурировать между собой им не приходится, так как у каждой сложился свой круг посетителей», — объясняет Ирина Гетманская, директор компании «Американская химчистка» (Днепропетровск). «Часто случается так, что из других химчисток к нам присылаются «проблемные» вещи, и мы работаем над ними вместе», — рассказывает Ольга Сладкова.

Тем не менее операторы-лидеры, опасаясь потери клиентов, уже сегодня прислушиваются к новым тенденциям мирового рынка химчисток. Так, некоторые чистильщики сейчас вводят дисконтные программы, предоставляют услуги call-центра, услугу «доставка на дом», начинают осваивать технологию экологичной «аквачистки» (т. е. в воде, где вместо перхлорэтилена используются специальные химпрепараты). Существуют и более неординарные примеры воздействия на потребителей. Столичная сеть химчисток «Ун Моменто», к примеру, собирается ароматизировать помещения приемных пунктов и цеха с целью создания... корпоративного запаха, который помогает влиять на эмоции клиентов. Компания также начала развитие своих сетей с помощью франчайзинга, таким образом, осуществляя региональную экспансию.

На сегодняшний день химчистки с новым оборудованием присутствуют уже во всех крупных городах — Киеве, Днепропетровске, Харькове, Донецке, Одессе, Хмельницком, Запорожье, Львове. Прогнозируется спрос на услуги современных химчисток и в других регионах (Кировоград, Николаев, Ильичевск и т. д), где пока доминируют предприятия советского образца. Интересно, что никто из участников этого рынка не отрицает, что интерес к организации химчисток со временем может приобрести лавинообразный характер. Возможно, тогда и представится случай посоревноваться по количеству химчисток если не с итальянцами, то, хотя бы, с россиянами.

Состояние отрасли в Центральной и Восточной Европе в 2003 году

Страна
Население, млн
Кол-во химчисток
Франция
58
10 000
Германия
77
12 000
Италия
62
22 000
Польша
38
400
Россия
145
700
Украина
48
150

По данным «Международной консультационной группы»

Ориентировочный перечень основного технологического оборудования при сменной производительности в 160 кг, евро

Машина химчистки на перхлорэтилене замкнутого цикла, с охлаждением баков и растворителя
при помощи холодильной техники, с экологическим фильтром и адсорбером (на 18 кг, 3 бака)
27 900
кабина для зачистки и пятновыводки с укрытием, вытяжным устройством и пятновыводящим пистолетом (на 5 пистолетов) 4000
паровоздушный манекен для верхней одежды 4000
паровоздушный манекен для брюк 2800
комбинированный гладильный стол с утюгом, а также с вытяжным и вдувающим вентилятором 5000
установка для упаковки одежды 900
конвейерная установка для хранения одежды 3000
комплект вспомогательного оборудования (парогенератор, компрессор, тележки, вешала и др.) до 3000
ИТОГО 50 600

По оценке компании «Ун Моменто»


В блокнот чистильщика

Нормативные акты, регулирующие деятельность химической чистки и взаимоотношения химчистки с клиентами:

1. Конституция Украины.

2. Закон Украины «О защите прав потребителей».

3. Постановление Кабмина от 4.06.1999 № 974 «О внесении изменений в правила бытового обслуживания населения».

4. ГСТУ 2916-94 «Одежда и предметы домашнего использования после химической чистки».

5. ГСТУ 2122-93 «Материалы для одежды, символы и требования по уходу».

6. ОСТУ 201-03-96 «Одежда и предметы домашнего использования после химической чистки».

7. ОСТУ 201-04-96 «Изделия бельевые, обработанные в прачечной».

Контракты №42 / 2004


Вы здесь:
вверх