логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Астролябия Евросоюза Дмитрий КРАПИВЕНКО - «Контракты» №42 Октябрь 2004г.

В следующем году Евросоюз начинает реализацию амбициозного космического проекта — создания спутниковой навигационной системы Galileo. В отличие от России и США, которые используют аналогичные системы для военных нужд, ЕС будет запускать навигационные спутники исключительно в гражданских и коммерческих целях.


Долгая дорога к ESA

Западная Европа не имела своего Гагарина и не высаживала собственных экспедиций на Луну. Еще в 60-е годы прошлого века в Старом Свете поняли, что у них есть особый путь в космос. Европейцев не обременяли имперские амбиции относительно того, как оказаться первыми на той или иной космической трассе или на какой планете установить свое знамя (да и единого синего знамени с золотистыми звездочками на то время просто не существовало). Однако была уверенность в том, что космонавтика является перспективной высокотехнологической отраслью экономики. На этой основе и стали объединять свой научный и производственный потенциал западноевропейские страны.

В начале 60-х были созданы Европейская организация космических исследований (ESRO) и Европейская организация по разработке ракетоносителей (ELDO), которые корректировали космические исследования в Западной Европе. Впоследствии эти структуры решили объединить. Так, в 1975 году возникло единое Европейское космическое агентство ESA, которое доныне остается главным мозговым центром европейской космонавтики. Учредителями ESA были 15 европейских государств, большинство из которых впоследствии стали основателями ЕС. Как в 70-х годах, так и сегодня участники ESA имеют различную степень интереса к космическим программам и возможности их финансирования. Поэтому проекты ESA разделены на обязательные и факультативные — от участия и финансирования последних может отказаться каждое государство-учредитель.

ESA не является исполинским научно-промышленным объединением. Задача агентства — исследования и разработка техники. А производством спутников, ракетоносителей и других космических аппаратов занимаются промышленные предприятия стран ЕС — инженеры ESA только контролируют соблюдение технологии. Почти сразу после учреждения ESA перестала быть исключительно европейским агентством — она стала организацией, к сотрудничеству с которой может примкнуть любая страна, имеющая собственный аэрокосмический потенциал. Еще в 70-х годах к проектам ESA присоединилась Канада, переговоры о сотрудничестве с Европейским космическим агентством ведут Израиль, Индия и Китай.

Независимость от Штатов

Идеологическое обоснование создания ESA заключается в том, что европейская космонавтика должна развиваться самостоятельно, без диктата технологически «продвинутого» заокеанского союзника. Пока это было декларацией, Вашингтон абсолютно спокойно относился к космическим разработкам европейцев. Но когда речь зашла о возможной конкуренции... В 90-х годах европейцы объявили о намерении строить собственную спутниковую навигационную систему Galileo, которая должна стать альтернативой американской GPS (Global Positioning System) и российской ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Американцев, уверенно монополизировавших рынок спутниковой навигации, такое заявление задело за живое.

Американские чиновники порой переходили на повышенный тон, когда говорили с Брюсселем о проекте Galileo. Но втуне. Опровергнуть целесообразность создания спутниковой системы ESA Вашингтону так и не удалось. Galileo предусматривает вывод в течение 2005-2008 годов на орбиту 30 спутников (27 действующих и три резервных), при помощи которых пользователи получат возможность позиционироваться в пространстве с точностью до 1 м в режиме реального времени. Количество аппаратов Galileo, которые можно использовать для ориентации, вдвое больше, чем минимально необходимо. Это позволяет определять местонахождение объектов в больших городах, где здания экранируют спутниковый сигнал.

Спутниковая навигация уже сейчас является довольно востребованной услугой на морском, авиационном и железнодорожном транспорте. По прогнозам специалистов, в течение ближайших лет зависимость транспорта от спутников заметно возрастет.

Сегодня уже существует немало судов, ориентирующихся в море при помощи приборов GPS. Есть все основания считать, что впоследствии транспортники перейдут на Galileo, ведь у европейской системы есть определенное преимущество над американской — она создается исключительно для гражданских потребностей. GPS активно использует Пентагон, поэтому гражданские пользователи не имеют гарантии постоянного и бесперебойного применения американской навигационной системы. Во время войны в Ираке потребители услуг GPS имели проблемы, ведь на то время большинство спутников США было задействовано для военных целей.

Американцев волнует не столько гражданская ориентация системы Galileo и ее технические преимущества, сколько сроки реализации проекта. По предварительной информации, США планируют обновить GPS до 2008 года — тогда же должен начать работу Galileo, поэтому конкуренции не избежать. Со своей стороны, ESA не стремится к конфронтации со Штатами, говоря только о собственной навигационной автономности. Вообще в Европейском космическом агентстве готовы сотрудничать и с американской GPS, и с российской ГЛОНАСС ради создания глобальной навигационной сети. Однако, московские и вашингтонские «ястребы» вряд ли захотят интегрировать свои системы с гражданским проектом ESA.

Спешите заработать!

Перейти от слов к делу в создании системы Galileo европейцам оказалось непросто. Полная реализация проекта предусматривает финансирование в размере $4,2 млрд. В том, что такие средства найдутся, не возникает сомнений. Учредителей ESA больше тревожит вопрос о том, по какому принципу будут распределяться будущие доходы от эксплуатации системы. Именно этот вопрос поссорил в 2003 году участников проекта и едва не поставил его выполнение под угрозу. Самые крупные доноры Galileo — Великобритания, Германия, Франция и Италия — пожелали иметь по 25% в концессии. Это, конечно, не могло не оскорбить других участников ESA. В длительных и нервных переговорах появилась новая модель перераспределения долей в Galileo: амбициозной «четверке» было выделено по 17,5%.

Как только решился вопрос с долями в проекте, $1,1 млрд на первый этап его реализации был найден: половина средств поступает из бюджета ЕС, половина — от отдельных стран — участниц ESA. На сегодня некоторые компании уже получили заказ в соответствии с программой Galileo. Первые EUR27,9 млн были выделены британской компании Surrey Space Technology Limited, которая будет строить опытный спутник для системы Galileo. Свои EUR72,3 млн получит международный консорциум Galileo Industries, который также будет строить экспериментальные спутники. В ожидании будущих прибылей потирают руки и на Байконуре — ведь именно с этого космодрома должны стартовать первенцы Galileo. В ожидании находятся и частные компании: представители ESA и чиновники Евросоюза не раз подчеркивали необходимость привлечения частного капитала для реализации проекта. Пока вопрос о формате вхождения «частников» в проект Galileo не решен, но аналитики допускают, что перестройка системы спутниковой навигации будет происходить, скорее всего, при участии частных компаний.

Желающих принять участие в многомиллиардном проекте, который в перспективе позволит создать 140 тыс. рабочих мест, немало. В октябре 2003 года к Galileo присоединился давний партнер ESA — Канада. Правительство страны пообещало внести $8,3 млн. Более щедрые суммы Европейскому космическому агентству обещают страны третьего мира. Индия, например, говорит о $360 млн, которые она готова выделить на проект. Бывший союзник СССР в космосе теперь стремится кооперироваться с европейскими предприятиями, чтобы усовершенствовать высокотехнологические отрасли своей экономики. О намерении приобщиться к Galileo говорит и Китай, который сможет выделить EUR230 млн «в обмен на полное участие в проекте». В то же время Пекин питает надежду создать собственную спутниковую навигационную систему.


Кто руководит в ESA

Руководящим органом Европейского космического агентства является Совет, в котором каждая страна имеет один голос. Как правило, каждое государство представляет председатель профильного министерства. В компетенции Совета ESA бюджетные, административные и научно-технические проблемы. Агентство возглавляет генеральный директор, которого выбирает Совет на четыре года. Последнее переизбрание в ESA произошло в июне — тогда гендиректором стал француз Жан-Жак Дорден. Штаб-квартира ESA находится в Париже.


Европейская «Аврора»

Не менее амбициозным и высокотехнологическим проектом, чем ESA, является Aurora, нацеленная на комлексное исследование Солнечной системы при помощи космических аппаратов нового поколения. Принимая во внимание довольно сжатые сроки реализации этого плана, она больше смахивает на фантастический роман, чем на обоснованную программу. Aurora предусматривает такие этапы реализации:

2007 г. — создание аппарата, способного возвращаться на Землю;

2009 г. — запуск собственного марсохода Exo-Mars;

2011-2014 гг. — доставка марсианского грунта на Землю;

2014 г. — полет на Луну пилотируемого корабля;

2030-2033 гг. — экспедиция на Марс.

Украинский акцент

Представители ESA и чиновники ЕС не раз приглашали Украину к участию в проекте Galileo. Потенциальными участниками назывались такие украинские предприятия, как КБ «Южное», Хартрон и Южмаш. Национальное космическое агентство Украины также выражает заинтересованность в участии в проекте. Реальное сотрудничество Украины с ESA в пределах проекта Galileo может начаться уже в следующем году.

Контракты №42 / 2004


Вы здесь:
вверх