логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Директоров — на нары Сергей ТЕРЕН - «Контракты» №44 Ноябрь 2004г.

Кабмин под страхом уголовной ответственности заставляет руководителей предприятий погасить все имеющиеся долги по зарплате уже до конца года. Но это ему вряд ли удастся.


В текущем году государство сумело обеспечить погашение более половины имеющихся объемов задолженности по зарплате. Об этом было объявлено на состоявшемся недавно совещании первого вице-премьера Николая Азарова с руководителями органов исполнительной власти. Как сообщил Николай Янович, с начала года зарплатные долги уменьшились более чем на 700 млн грн. Свое кровно заработанное получили около 600 тыс. работников.

Обнародованные данные действительно впечатляют, если, конечно, не принимать во внимание размеры долгов, оставшихся непогашенными. К началу осени общая сумма невыплаченных заработков все еще переваливала за 1 млрд грн. При этом, самая большая задолженность — 663,7 млн грн или более 60% от общего ее объема — остается в негосударственном секторе экономики, что при стремительно растущем ВВП сильно портит радужную картину экономического подъема.

Виновными в сложившейся ситуации правительство назначило первых лиц предприятий-должников. Николай Азаров (на том же совещании. — Ред.) не преминул еще раз напомнить, что руководители должны нести личную ответственность за выполнение правительственного плана — полного расчета по зарплатным долгам до конца года. А тех, кто не способен справиться с возложенным на них заданием, будут привлекать к ответственности.

Правда, остается неясно, почему частные компании должны выполнять планы правительства, а не свои собственные. Но нет никаких сомнений, что методы убеждения у Кабмина обязательно найдутся.

Сядут все

Стоит сказать, что действующее законодательство предоставляет для этого достаточно возможностей. В соответствии со ст. 175 Уголовного кодекса, за необоснованную невыплату зарплаты более чем за один месяц, совершенную умышленно, руководителю предприятия любой формы собственности грозит штраф на сумму от 1700 до 5100 грн либо лишение его права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. В худшем случае — исправительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет без права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью последующие 3 года.

Отягчающим обстоятельством считается нецелевое использование средств, предназначенных для оплаты труда (ст. 175, ч. 2). Тогда штрафные санкции резко возрастают (от 5100 до 17000 грн), как и допустимый срок ограничения (до 5 лет) или лишения (до 3 лет) свободы. Спасти босса от уголовной ответственности (часть 3, ст. 175) может только полный расчет со своим персоналом еще до предъявления обвинения.

Впрочем, до недавнего времени эта статья оставалась скорее методом устрашения, нежели реального наказания. Так было до появления майского Указа Президента «О неотложных мерах по завершению погашения задолженности по заработной плате», которым Генпрокуратуре было поручено проверить обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовных дел против руководителей, задолжавших перед своими работниками. Тогда министр юстиции Александр Лавринович посетовал, что 99% представлений о возбуждении таких дел остаются неудовлетворенными — из 176 представлений, поданных за пять месяцев этого года, на тот момент было возбуждено всего 15 уголовных дел. А обвинительный приговор вынесен только по двум.

В результате проведенной прокурорами работы, ситуацию удалось кардинально изменить. Более шести тысяч руководителей уже поплатились за неаккуратность расчетов со своими сотрудниками. К 1 сентября исполнительная служба реализовала более 200 тыс. судебных решений, касающихся погашения зарплатных долгов. Впрочем, последняя информация, полученная из Минюста, свидетельствует о том, что субъекты хозяйствования все же научились этому противодействовать. По словам г-на Лавриновича, компании успешно обжалуют в судах решения госисполнителей, касающиеся возобновления исполнительного производства в части взыскания заработной платы. К примеру, к такому способу защиты прибегли ОАО «Харьковский завод тракторных двигателей», ОАО «Дергачевский завод турбокомпрессоров», ЗАО «ХПКО «Большевик», ОАО «Серп и Молот». Если же остановить принудительное взыскание через суд не удается, компании выводят свои активы в аффилированные структуры. Поэтому власть решила несколько сменить акценты в решении зарплатной проблемы.

Закон для забывчивых

21 октября Верховная Рада внесла изменения в некоторые законы, призванные обеспечить своевременность расчетов с персоналом. Основных новаций — две. Из Закона «Об оплате труда» изъята норма, в соответствии с которой выплаты заработной платы могли производиться только после того, как предприятие рассчитается с бюджетом по всем налогам и сборам. Кроме того, депутаты согласились частично ликвидировать действующий сейчас мораторий на принудительное отчуждение активов предприятий, в котором государству принадлежит более 25% уставного фонда. Запрет не будет распространяться на те случаи, когда активы таких предприятий продаются для погашения возникших задолженностей по зарплате, авторскому вознаграждению и возмещению вреда, нанесенного жизни и здоровью граждан.

Еще во время обсуждения упомянутых новаций некоторые эксперты предупреждали народных избранников о возможных рисках, связанных с их практическим применением. Достаточно вспомнить, к какому уровню бартеризации экономики и ее уходу в тень привело существование так называемой картотеки, когда средства компаний, задолжавших в бюджет, списывались в безакцептном порядке. Народный депутат Виктор Пинзеник заметил по этому поводу: «Нам удалось ввести цивилизованные правила работы, позволяющие предприятиям самостоятельно распоряжаться своими финансовыми потоками. Теперь же мы фактически снова определяем за субъектов хозяйствования очередность их платежей. И следующим шагом на этом пути вполне может стать возврат во времена картотеки».

Не менее опасной некоторые наблюдатели считают и частичную отмену моратория на принудительное отчуждение активов госпредприятий. В свое время на такой шаг парламент подвигло массовое искусственное доведение до банкротства привлекательных предприятий с последующей скупкой за бесценок их активов. Тогда Верховная Рада решила не отменять мораторий до законодательного закрепления новых механизмов исполнительного производства, которые бы не допустили возможность повторения такой ситуации. Однако требуемые изменения так и не были предложены. Так что новый зарплатный закон снова сделал актуальным использование ранее применявшихся схем теневой приватизации.

Свежеиспеченный нормативно-правовой акт может оказаться далеко не последним. Не так давно в парламенте были зарегистрированы еще два правительственных проекта будущих нормативов, которые должны заставить предприятия активнее погашать имеющиеся задолженности перед своими сотрудниками. Первый «О специальном режиме использования доходов субъектами хозяйствования государственного и коммунального сектора экономики» предлагает ввести для предприятий указанной формы собственности обязательное направление не менее 10% чистой прибыли на погашение зарплатных долгов. Кроме того, проект предусматривает установить для должников запрет на приобретение активов, прямо не используемых при осуществлении основной деятельности, а также на выплату премий и других видов финансового поощрения сотрудников.

Второй проект касается частных субъектов хозяйствования. «Подготовленный Кабмином проект документа призван прекратить существующую практику, когда предприятие-должник по зарплате на своей базе создает новую структуру, оставляя зарплатные долги на «материнской» компании», — пояснил суть законопроекта министр экономики Николай Деркач. Документ предлагает ввести мораторий на создание новых предприятий, учредителями которых являются юридические лица — зарплатные должники, связанные с ними физлица или другие субъекты хозяйствования. Исключение предложено сделать для компаний, находящихся в процессе санации или реструктуризации. Эксперты, уже ознакомившиеся с текстом будущих законов, считают, что его положения нарушают права не только предприятий, неаккуратно выплачивающих своим сотрудникам заработанные ими деньги.

Дело в том, что проект правительственного постановления, подготовленный в продолжение указанного законопроекта, предлагает, ко всему прочему, откорректировать процедуру регистрации новых предприятий. А именно, чтобы открыть компанию, ее учредителей собираются заставить предоставлять уполномоченным органам еще и специальную справку об отсутствии у принадлежащих им других предприятий зарплатных задолженностей. Регистраторы, в свою очередь, должны будут проверить достоверность поданных данных, что безусловно спровоцирует затягивание процедуры легализации субъекта хозяйствования. По мнению Госпредпринимательства, законодательные инициативы Кабинета Министров противоречат Конституции, гарантирующей право каждого на свободу предпринимательской деятельности. А кроме того — не согласуются с положениями Хозяйственного кодекса, в соответствии с которыми единственным препятствием для создания нового предприятия может быть несоблюдение требований антимонопольно-конкурентного законодательства. Правда, подобные аргументы редко становятся препятствием для внедрения в жизнь планов исполнительной власти.

Контракты №44 / 2004


Вы здесь:
вверх