логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ГОСТрый вопрос Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №44 Ноябрь 2004г.

На круглом столе в Контрактах производители алкогольных напитков сформулировали требования относительно внесения изменений в новые стандарты алкогольной продукции.


Разработку новых стандартов на алкогольную продукцию в свое время инициировали производители, которые не могли работать по ГОСТам, утвержденным еще в 60-х годах. Однако редакция Государственных стандартов Украины (ГСТУ), вступившая в силу с 1 октября, несколько удивила алкогольщиков. В частности, ограничивается срок годности алкоголя и накладываются такие ограничения на качество воды, что лишает производителей стимула к улучшению своего продукта. Требуется также указывать на этикетке немалый и в то же время неоправданный перечень информации, а на транспортной таре — наименование получателя товара. Поэтому в ассоциацию СОВАТ (объединение производителей и торговцев алкоголем и табаком) начали обращаться обеспокоенные компании, усмотревшие в новых стандартах признаки излишнего госрегулирования. Ассоциация обратилась с письмом к премьер-министру с просьбой «повлиять на сложившуюся ситуацию и дать соответствующие поручения госорганам относительно внесения изменений и дополнений в госстандарты». Контракты предложили ведущим производителям алкопродукции, представителям профильных объединений и государственным чиновникам сесть за круглый стол и обсудить эти вопросы. К сожалению, работники Госпотребстандарта приглашение редакции проигнорировали.

Закон закону рознь

Несмотря на то, что представители профильного ведомства обделили своим вниманием участников обсуждения, дискуссия получилась разноплановой и довольно оживленной. Во всяком случае производители смогли подискутировать с представителями УкрНИИспиртбиопрод и концерна «Укрспирт», которые и разрабатывали новые стандарты по заказу Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

Выяснилось, что на стол председателя Госпотребстандарта была подана редакция документа, согласованная с производителями. Однако в силу вступили стандарты, с несколькими существенными отличиями от первой редакции. Причиной стало то, что проект ГСТУ разрабатывался на базе профильного для отрасли Закона «Об обращении алкоголя и табака...», в то время как Госпотребстандарт привел его в соответствие с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (см. комментарий представителя УкрНИИспиртбиопрод). Ситуация усложнилась тем, что игроки рынка получили документ фактически накануне 1 октября, тогда как, по словам президента ассоциации СОВАТ Вячеслава Сокерчака, Закон Украины «О стандартизации» предусматривает, что информация об изменениях ГСТУ публикуется за 90 дней до срока вступления их в силу. А сборник ГСТУ должен быть бесплатным. Заведующий лаборатории технологии ликеро-водочного производства УкрНИИспиртбиопрод Владимир Ковальчук объяснил: «Госпотребстандарт разрешил институту разработать стандарты за счет отрасли, размножить их и продавать, чтобы хоть как-то компенсировать расходы. Поскольку он не в состоянии заплатить за эту работу».

Он справедливо замечает, что для ознакомления с любым нормативным актом приходится платить (за газету или интернет). Кроме того, никакая газета не вместит весь текст ГСТУ (это скорее уже книга).

Лишние ограничения

Сегодня производители оказались заложниками ситуации: с одной стороны, старые стандарты непригодны для применения, с другой — новые хоть и содержат немало прогрессивных норм, однако создают возможности для злоупотреблений чиновников.

Прежде всего бросается в глаза требование указывать на этикетке продукта «срок годности употребления». По мнению производителей, его следует заменить на «гарантийный срок хранения». Ведь срок годности алкогольных напитков к употреблению фактически неограничен (другое дело — вкусовые качества, которые действительно со временем теряются). В то же время производители предлагают разрешить им самостоятельно устанавливать такой гарантийный срок в рецептуре на каждое наименование напитка.

Сомнительно и введение нижней границы щелочности водки. В Госпотребстандарте объясняют, что «...на фоне слишком чистой воды проявляются все недостатки спирта...». А соединения, обусловливающие щелочность водки, придают ей «мягкость во вкусе, маскируют недостатки спирта, т.е. улучшают органолептическую оценку водки». Производители же удивляются: «Так что, не нужно пытаться производить спирт без недостатков, а «сглаживать» их путем смешивания спирта с не очень чистой водой?» Они отмечают, что при таких условиях исчезает стимул к улучшению очистки воды и использования более качественного спирта, поскольку чистота воды все равно ограничена.

Возникают проблемы и с маркированием алкогольной продукции. На сегодня такое маркирование регламентируют законы об обращении алкоголя и табака, о качестве и безопасности пищевых продуктов, другие нормативные акты и ГСТУ. В то же время каждый документ требует указания на этикетке продукта различных показателей. Это делает фактически нереальным соблюдение норм всех документов, поскольку в таком случае на маленькой этикетке придется писать чуть ли не роман (см. комментарии). Поэтому производители предлагают определить реальный исчерпывающий перечень информации, которую необходимо знать потребителю и которая должна содержаться на этикетке. Тем более что рядовой гражданин никогда не сможет проверить большинство из написанного, не имея специально оборудованной лаборатории.

Еще больше удивляет норма, обязывающая на транспортной таре товара указывать наименование его получателя. Это приведет к лишним расходам. Дистрибьютеры, получив товар, теперь вынуждены будут его перепаковывать и указывать на упаковке названия магазинов, компаний, которым отгружается продукция. Можно допустить, что «ноги» этой нормы растут из налоговой администрации. Однако для отслеживания прохождения товара в действующем законодательстве предусмотрены накладные.

Консенсус возможен

Заведующий лабораторией технологии ликеро-водочного производства УкрНИИспиртбиопрод Владимир Ковальчук несколько скептически относится к амбициям производителей, отмечая, что будет нелегко убедить Госпотребстандарт и Минздрав в необходимости изменений. Впрочем, участники обсуждения верят, что чиновники откликнутся на их зов. «Раньше мы вели дискуссию на профессиональном уровне, — заметил Вячеслав Сокерчак. — Теперь открываем дискуссию на публичном уровне. Пусть они (Госпотребстандарт и МОЗ. — Ред.) объяснят, почему и с какой целью был утвержден именно такой ГСТУ». Поэтому в результате проведения круглого стола было принято решение подготовить предложения изменений к ГСТУ, которые производители подадут в концерн «Укрспирт». Последний должен обобщить их, систематизировать и в ближайшее время передать в Госпотребстандарт. Надеемся, на этот раз Государственный комитет не проигнорирует требования производителей.


Комментарии

Вячеслав СОКЕРЧАК, президент ассоциации СОВАТ:

— В соответствии с законодательством, дается 90 дней для введения этих стандартов. Они должны быть опубликованы. Кажется, что кто-то очень спешил их ввести, не спрашивая производителя. Если бы стандарты были опубликованы до 1 июля этого года, мы могли бы внести изменения. Кроме того, такие документы должны публиковаться в доступной прессе, а не продаваться за 300 грн.

Лариса КУПРИЕНКОВА, начальник технологического отдела концерна «Укрспирт»:

— Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что введение нового госстандарта в Украине не нужно. Эти стандарты разрабатывались в течение двух-трех лет. Мы проводили совещания со всеми производителями отрасли, и были зафиксированы предложения каждого из них. Мы хотели учесть как можно больше предложений производителей. И думаю, мы этого достигли. Но я согласна, что в этих стандартах есть много неуместного. Потому что у нас была первая редакция, которая всех устраивала. Подали ее в Госпотребстандарт, а они все это привели в соответствие с требованиями Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Зоя ГРИЩУК, главный технолог компании «Гетьман»:

— Потребитель под «гарантийным сроком» понимает срок, в течение которого он может употребить продукцию и по окончании которого продукция становится непригодной к употреблению. Я спрашивала начальника лаборатории Госпотребстандарта, случались ли в его практике случаи, когда из-за большого срока хранения водки она становилась опасной для здоровья. Он ответил, что такого не было. В чем же тогда проблема? Гарантийный срок — это срок, в течение которого производитель гарантирует, что физико-химические показатели его продукции будут оставаться стабильными. А для потребителя должно быть написано, в течение какого времени после выпуска продукции ее можно употреблять с безопасностью для здоровья. Поэтому гарантийный срок можно указывать, а можно не указывать. А вот срок пригодности к употреблению — неограничен.

Татьяна НАЧЕВА, главный технолог Одесского коньячного завода:

— Мы с марта прошлого года говорили, что нужно снять нижнее ограничение щелочности. Мы сами гарантируем органолептические свойства нашего продукта. Если мы делаем водку, ее покупают и она никому не вредит, то почему нам должны ставить ограничения? Мы завоевывали медали и призы. Когда проводилась дегустация и никто не знал, где чья водка, те же специалисты высокого ранга ее одобряли. Почему же теперь им не нравится слишком низкая щелочность? Кроме того, просто смешно выглядит требование писать название грузополучателя на транспортной таре. Если мы работаем с одной фирмой и отгружаем ей всю продукцию, где потом компания ее будет перепаковывать? Это же нонсенс!

Светлана ГЛАДКАЯ, директор по качеству и новым проектам компании Nemiroff:

— В ГСТУ есть много позитивных моментов. Однако несмотря на то, что стандарты можно было использовать досрочно уже с начала этого года, такой возможностью не воспользовалось ни одно предприятие. Потому что есть ключевые моменты, которые не дают возможности нормально работать по этим стандартам. В частности, требование указывать срок годности. Я считаю, что он должен быть неограниченным. Например, в России гарантийный срок хранения устанавливается производителем, а срок годности не ограничивается. Сегодня мы поставили предприятия в одинаковые очень жесткие условия. При таких условиях у производителей исчезает стимул к улучшению качества своей продукции, ведь гарантийный срок все равно ограничен.

Владимир КОВАЛЬЧУК, заведующий лабораторией технологии ликеро-водочного производства УкрНИИспиртбиопрод:

— У нас были семинары. Все это обсуждалось. И первая редакция была более-менее хорошей. Но когда дошло до МОЗ, Госпотребстандарта, нам положили на стол нашу первую редакцию и закон («О качестве и безопасности пищевых продуктов». — Ред.). И говорят: вы делаете документ, не отвечающий закону. К сожалению, Госстандарт и МОЗ здесь не присутствуют. А именно они решают такие вопросы. Без этих двух организаций некорректно принимать решения. Чтобы внести изменения, нужно объединить наши усилия.

Валентина ПОПОВА, консультант компании «Виктан»:

— Перечень обозначений, которые нужно указывать на лицевой стороне этикетки в соответствии с законами и нормативными актами, еле помещается на двух страницах. А мы вынуждены все это указать на этикетке, еще и художественно оформить, понятно для потребителя. Потому что везде написано — в доступной для потребителя форме. Если мы — законопослушная компания, то что, нам нужно прикладывать к единице товара несколько страниц текста? Ведь в противном случае каждый чиновник может сказать, что здесь не указана какая-то информация — и сразу штраф.

Сергей КИСЕЛЕВ, начальник производственно-технологической лаборатории Одесского коньячного завода (торговая марка «Шустов»):

— Масштабная работа в отношении изучения показателей безопасности не проводилась. Поэтому здесь отсутствуют представители Минздрава. Механически ссылаясь, возможно, на какие-то одиночные документы старых времен, они забраковывают документ (первую редакцию проекта ГСТУ. — Ред.). С УкрНИИспиртбиопрод мы можем спорить на научном уровне. А вот с МОЗ — не можем. Только в политическом плане. Следовательно, прежде всего нужно получить те данные, на основании которых устанавливаются сроки потребления продукции.

Евгений КОРНЕЕВ, адвокат столичной коллегии адвокатов, юридический эксперт, аналитик ассоциации СОВАТ:

— Закон «О государственном регулировании производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий» является специальным законом, регулирующим производство и оборот алкоголя в стране. И в соответствии с этим законом все нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с ним. ГСТУ, которые по своей природе являются ни чем иным, как нормативным актом, как раз не были согласованы с этим законом. Теперь же существует конкуренция норм права, содержащихся в различных правовых актах. К сожалению, ни одно из предприятий не изъявило желания этот вопрос решить в судебном порядке. Если будет судебный прецедент, то результат спора известен заранее.

Контракты №44 / 2004


Вы здесь:
вверх