логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Украина без Кучмы Кость БОНДАРЕНКО - «Контракты» №44 Ноябрь 2004г.

Через считанные недели осуществится мечта украинской оппозиции образца 2001 года — Украина окажется без Леонида Кучмы в должности Президента.


Украинский политический рынок опять не предложил качественного и общеприемлемого политического бренда. Предлагают выбирать из того, что есть. И поэтому нынешние выборы проходят под знаком секонд-хенда.

Эта ситуация непосредственно вытекает из положения вещей, сложившихся в Украине в последние пять лет: фактически в государстве был единственный политик со стратегическим видением, свободой и возможностями ее, свободу, воплощать. И этим политиком был Леонид Кучма, который создал Систему и знал все рычаги ее деятельности. Другие же политики — как из президентского окружения (включая Януковича и Медведчука), так и из оппозиции (включая Ющенко, Тимошенко, Мороза) — были политиками второго плана, четко вписывающимися в Систему Кучмы и четко игравшими отведенные им роли. Вся украинская политика шла в фарватере Кучмы и несла в себе отзывы на вызовы со стороны Кучмы. Последние попытки самостоятельной деятельности оппозиции захлебнулись в стихии митингов осенью 2002 года. С того времени Кучма удачно взял власть в свои руки и заставил оппозицию играть по своей партитуре.

Поэтому на вопрос, что будет после 2004 года, т.е. после Кучмы, можно ответить: после Кучмы у нас опять будет Кучма. Система остается. На смену Леониду Даниловичу придет Виктор Андреевич Кучма или Виктор Федорович Кучма. С незначительными нюансами и незначительными отличиями. Давайте попробуем спрогнозировать: какой же будет Украина времен Ющенко и времен Януковича и какие тенденции будут общими для общества.

Принципы формирования правительства

Конечно, есть большое искушение, придя к власти, начать формирование собственного правительства — на основе команды-победительницы. Однако для того, чтобы команда-победительница получила такое право, нужно одно условие: она должна быть несомненным лидером и получить действительно весомый вотум доверия граждан. В случае нынешних выборов, когда Ющенко и Янукович имеют по трети голосов избирателей, после выборов необходимой станет попытка договориться. Если такая попытка будет иметь место до 21 ноября, то можно будет говорить о формировании будущего правительства на паритетных основах. Если же после выборов — то только об условиях почетной капитуляции побежденных и об условиях, на которых будет возможна коллаборация с победителем.

Любой из президентов будет вынужден формировать правительство на условиях коалиционности с приглашением ключевых фигур из лагеря своих бывших оппонентов. Политические баталии завершатся 21 ноября. Существенных отличий между концепциями Ющенко и Януковича нет. Поэтому стоит подумать о государстве и его будущем, а не об узкокорпоративных интересах. Отказ одной из сторон от компромисса и от участия в коалиционном правительстве закрепит раскол Украины на Восток и Запад, искусственно подогретый в связи с выборами.

Вопрос внешней политики

Предвыборная мифология посеяла в головах общества почти устоявшиеся мифологемы наподобие «Ющенко — агент Запада» или «Янукович — сторонник курса на сближение с Россией». Очевидно, первые месяцы после выборов и инаугурации будут направлены на то, что президент будет вынужден уничтожить установившиеся стереотипы. Условно говоря, Ющенко будет обязан осуществить свой первый зарубежный рабочий визит в Москву и продемонстрировать свободное владение русским языком. Янукович будет вынужден первый рабочий визит запланировать в Брюссель и засвидетельствовать преданность идее евроинтеграции. Украина, кажется, обречена и дальше балансировать между Востоком и Западом, делая поступательно-колебательные движения то в сторону России, то в сторону Евросоюза и США. Именно поэтому внешняя политика Ющенко или Януковича будет неизменной.

Когда-то политолог Дмитрий Выдрин обратил внимание на несоответствие идеологических основ экономическим реалиям. Где в Украине наиболее развит антироссийский дух? На Галичине. Где наибольшие пророссийские настроения? На Донбассе. А теперь поставим вопрос по-другому: где в Украине наименее чувствуется присутствие российского капитала? В Донецкой области. А где больше всего? В Ивано-Франковской. Эта «формула Выдрина» во многом объясняет будущую программу действий Януковича или Ющенко. У нас происходит глобальный поиск балансов и равновесий всех со всеми как на геополитическом, так и на бытовом уровне. И следующий президент это должен осознавать.

Другой политолог — Вадим Карасев — обратил внимание на тот факт, что именно донецкая команда и репрезентант Виктор Янукович являются носителями национальных приоритетов, которые, правда, основываются на конкретной угольно-металлургической базе, а команда Ющенко является носителем постнационального сознания и постнациональных идей — интеграции в ЕС. Очевидно, следующий президент окажется перед необходимостью сбалансировать национальные интересы с постнациональными вызовами времени.

Внутренняя политика и вопрос конституционной реформы

Проведите социологическое исследование и спросите у людей, какие проблемы их интересуют. Среди приоритетных большинство назовут проблемы безопасности жизни, социальной стабильности, возможностей для нормального развития личности и тому подобное. Политические вопросы будут стоять на 7, 8, 9 местах. Первый план в любом здоровом обществе будут занимать социальные вопросы. И то, что сегодня обоих кандидатов разъединяют именно политические вопросы, а не социальные программы, является свидетельством сходства социальных программ и видения социального развития. Борьба между Януковичем и Ющенко происходит не в плоскости противостояния монетариста и антимонетариста, сторонника чикагской и стенфордской экономических школ, не в плоскости либерала или консерватора. Происходит противостояние Западной и Восточной этики и двух политиков, а не противостояние концепций развития Украины.

Именно поэтому можно допустить, что политика следующего президента в социальной сфере будет неизменной. Изменения могли бы произойти в том случае, если бы Ющенко или Янукович сделали акцент на средний класс, на национальную буржуазию, которая в Украине является действительно угнетенным сословием и живет не благодаря государству, а вопреки ему. На самом же деле политика и Януковича, и Ющенко сводится к превращению большого капитала в опору режима и к заигрыванию с социально незащищенными, наиболее бедными группами населения. Об этом свидетельствуют последние инициативы Януковича относительно повышения пенсий и аналогичные проекты указов Ющенко. Поэтому можно говорить о сходстве обещаний Януковича и Ющенко в социальной сфере, которая будет продолжением политики Кучмы.

Очевидно также, что конституционная реформа в ее нынешнем варианте (то ли законопроект 4105, то ли законопроект 4180) отойдет в прошлое. Следующий президент будет вести реформаторскую риторику — и не более. Президенту, который получит нынешние президентские полномочия, не придет в голову лишать себя этих самых полномочий. Он будет ограничиваться консультациями, проведением круглых столов, обсуждением реформы. Словом, конституционную реформу в ближайшие несколько лет постигнет судьба административной реформы. Помните о такой?

Вопрос олигархов

Кажется, олигархи (или те, кто претендуют на гордое звание украинского олигарха) уже решили для себя вопрос будущей жизни при будущем президенте. И при Ющенко, и при Януковиче Виктор Пинчук, Александр Ярославский, Ринат Ахметов, Виталий Гайдук, группа «Приват» и другие лица и структуры сохранят свои позиции практически неизменными.

Единственными, кто пострадает, будут представители среды СДПУ(О). Они настолько срослись с ролью громоотвода и набрались негативной энергии, что им придется уступить власть, чтобы позволить новому президенту удовлетворить самые сокровенные надежды и ожидания рядовых граждан. Если президентом станет Ющенко, Виктор Медведчук на следующий же день уйдет в оппозицию к новому президенту. Если президентом станет Янукович, Медведчук перейдет в оппозицию через сто дней. Однако в любом случае в 2005 году наиболее оптимальный вариант для Медведчука — должность лидера оппозиции.

В этом нет ничего страшного. Наоборот, это может быть трамплином к возвращению во власть, особенно если Медведчуку удастся создать блок с социалистами и коммунистами, а также возглавить общественное движение за конституционную реформу.

Региональный аспект

Перед следующим президентом встанет необходимость выяснения отношений с региональными элитами. Лишенные влияния на киевскую политику (мажоритарная система выборов упразднена и региональные политики теперь будут зависеть и от партийных чиновников), регионалы захотят новых механизмов и методов влияния на Центр. Какими будут эти механизмы? Трудно сказать. Но либо Януковичу, либо Ющенко придется заигрывать с регионалами. Янукович может предложить изменения в укладе парламента — с целью создания «нижней палаты». Ющенко, скорее всего, предложит создать Совет регионов как консультативный орган при новом президенте. Хотя и первый, и второй варианты являются слабыми.

Однако уже в первые дни новый президент попробует послать месседж региональным политикам: мол, я уважаю ваши права и свободы и обещаю статус-кво в большинстве областей по принципу «каждый владеет тем, чем владеет». Подтверждением этого принципа должно было бы стать и назначение одного из губернаторов если не на должность премьера (идеальный вариант), то на должность первого вице-премьера.

Судьба «второго номера»

Наиболее драматично сложится судьба, проигравшего второй тур выборов. Боливар, как известно, двоих не вынесет. Власть является именно таким Боливаром. Остаться должен только один. Согласно особенностям жанра, сила побежденного, в том числе большинство соратников, перейдет к победителю.

Виктор Янукович в случае проигрыша вряд ли останется в активной политике: в Донецк ему дорога закрыта — он стал не донецким политиком, а киевским. Возглавить оппозицию он не сможет априори. Остается надеяться на парламентские выборы и на статус народного депутата. Для Виктора Ющенко поражение на выборах еще страшнее — общество не простит того, что он, имея такие высокие шансы, не использовал их. Этого ему не простят ни избиратели, ни союзники по блоку, ни западные друзья.

В любом случае от Ющенко дистанцируется Юлия Тимошенко. У нее своя игра. И она может стать человеком (особенно при условии сохранения ее союза с Александром Зинченко), претендующим на лидерство в правой оппозиции. Если станет президентом Ющенко, это будет правая оппозиция к Ющенко. Если же Ющенко президентом не станет — правая оппозиция к Януковичу. Но без Ющенко.

Вопрос Кучмы

Один из главных вопросов — вопрос будущего Леонида Кучмы. Формально он возглавит фонд своего имени — общепринятая в мировой практике форма выхода из политики. Однако Леонид Данилович является человеком, который остается, уходя. И до марта 2006 года не стоит надеяться на то, что Система Кучмы претерпит серьезные изменения. Кучма останется, даже переехав из дома на улице Банковой в дом на улице Шелковичной. Вполне возможно, что в государстве просто будет установлена неформальная система регентства и этим регентом будет сам Кучма. Ибо только он в совершенстве знает все рычаги и кнопки созданной им Системы. И именно он может стать третейским судьей, главным инженером и антиКРИЗИСНЫМ менеджером в одном лице на случай, если Система даст в работе сбой, а новый президент не будет знать, как этот сбой ликвидировать.

Следовательно, жизнь после выборов будет существовать. Апокалипсис отменяется. Никто никуда не уходит... А еще господину Кирпе — министру транспорта Украины — следовало бы в день выборов на вокзалах и в аэропортах специально для тех, кто уже упаковывает саквояжи и собирается эмигрировать до окончательного выяснения вопроса «кто же победил?», вывесить гигантские транспаранты со словами Дантона: «Родину невозможно забрать на подошвах сапог». Нужно учиться жить с новой властью. А то и вопреки новой власти. Просто жить. Потому что жизнь на выборах не останавливается. Она продолжается, и, кажется, в старом, кучмовском ритме.

Контракты №44 / 2004


Вы здесь:
вверх