логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вход рубль, выход — два Светлана МУСИЕНКО, менеджер по налогово-юридическим вопросам,
Игорь ЧУФАРОВ, старший консультант по налогово-юридическим вопросам компании «Эрнст энд Янг Украина» - «Контракты» №45 Ноябрь 2004г.

У иностранцев, рискнувших вложить деньги в Украину, возникают трудности с получением своих дивидендов и возвратом вложенных средств.


Видимость гарантий

«Украина крайне заинтересована в привлечении иностранных инвестиций», — как заклинание неустанно повторяют украинские чиновники всех мастей и рангов. Но иностранные инвесторы почему-то по-прежнему не очень спешат в Украину (см. график). Понятно, что любой инвестор, прежде всего, предполагает получить прибыль, и уж конечно, рассчитывает вернуть вложенное. Но с этим, как показывает практика, возникают сложности.

Если верить заявлениям властей, в Украине создан правовой режим, всемерно поощряющий инвестирование из-за рубежа. Отчасти это так: внесение иностранной инвестиции не связано с особенными мытарствами и (что удивительно) по-прежнему сопровождается рядом льгот. Разумеется, наше государство и здесь осталось верным себе, осложнив жизнь инвестора множеством мелких, но неприятных бюрократических препятствий. Однако тот, кто действительно вознамерился инвестировать в Украину, в состоянии это сделать.

Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» устанавливает гарантию возврата инвестиции на случай прекращения инвестиционной деятельности (ст. 11), а также гарантию беспрепятственного перечисления прибылей (доходов), полученных инвестором (ст. 12). Вопрос только в том, сможет ли инвестор этими гарантиями воспользоваться.

В большинстве случаев как извлечение дохода, так и прекращение инвестиционной деятельности в Украине, предполагает перевод иностранной валюты за рубеж. И здесь инвесторы сталкиваются с требованиями валютного законодательства Украины, прежде всего, положениями нормативно-правовых актов НБУ. Например, перевод денег может быть осуществлен только через уполномоченные банки Украины и только при наличии пакета документов, определенного НБУ. Кроме того, не всегда удается понять, какой документ нужен в том или ином случае.

В последнее время НБУ еще сильнее закрутил гайки, внеся изменения в Правила осуществления операций на межбанковском валютном рынке (далее — Правила), утвержденные постановлением правления НБУ № 127 от 18 марта 1999 г. Эти изменения существенно осложнили перечисление валюты в пользу иностранных инвесторов.

Выплата дивидендов

Если украинское предприятие с иностранными инвестициями (ПИИ) наконец-то получило прибыль, а его участники решили выплатить дивиденды, то дело, казалось бы, за малым — приобрести валюту и произвести выплату в пользу иностранного инвестора. Но не все так просто.

Перечень документов, необходимых для покупки инвалюты с целью выплаты дивидендов, установлен в п.п. «г» п. 2.13 Правил. Первое, что сразу же обращает на себя внимание — необходимость предоставления копии декларации по налогу на прибыль ПИИ. По замыслу НБУ, декларация должна подтвердить получение этим предприятием прибыли, из которой выплачиваются дивиденды. На первый взгляд, все логично: распределяешь прибыль — докажи ее наличие. Однако в действительности, требование НБУ не увязывается с налоговым и корпоративным законодательством Украины.

Во-первых, базой для начисления дивидендов является прибыль, рассчитанная в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а правила расчета бухгалтерской и налоговой прибыли существенно отличаются. Отличаются правила расчета — отличается и результат. То есть в большинстве случаев налоговая прибыль с бухгалтерской совпадать не будет (о попытке увязать эти два учета см. Контракты, № 44). Вполне возможно, что налоговая прибыль, указанная в декларации, окажется меньше, нежели сумма распределяемых дивидендов.

Во-вторых, даже полное отсутствие налоговой прибыли ни в коей мере не является препятствием для выплаты дивидендов, о чем прямо и недвусмысленно говорит п. п. 8.2.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Поэтому остается загадкой, что же именно, по замыслу НБУ, должен сделать с налоговой декларацией уполномоченный банк. Сверить налоговый и финансовый результаты, прояснить разницы (а с этим непростым занятием, не всякий бухгалтер справится в срок)? Или принять декларацию для галочки, просто чтобы «была в файле»? Тогда суть контроля теряется...

Ситуация представляется еще более интересной, если предприятие с иностранными инвестициями создано в форме акционерного общества. В этом случае, применяться будет п. п. «ґ» того же п. 2.13 Правил. Среди прочего, этот подпункт устанавливает, что покупка валюты для выплаты инвестору полученной им прибыли может быть произведена только с собственного счета нерезидента-инвестора. По сути, это означает, что предприятие с иностранными инвестициями (АО) не может платить дивиденды инвестору прямо за рубеж. Такой инвестор должен открыть инвестиционный счет в украинском банке и получать дивиденды только на этот счет. Чрезвычайно удобно для инвестора, не правда ли? Честно говоря, трудно понять, из каких соображений НБУ ввел такое ограничение.

Продажа акций

Не исключено, что вконец обессилевший от бесплодных попыток получить дивиденды, инвестор примет решение прекратить свою деятельность в Украине и продать принадлежащие ему акции украинского предприятия другому инвестору. Таким инвестором может быть и украинский резидент. С точки зрения отечественного законодательства, резидент Украины может приобрести акции украинских эмитентов у любого лица, в том числе у иностранного инвестора. Основная проблема здесь — сможет ли последний получить оплату за проданные акции?

Резидент может рассчитаться за акции украинских предприятий, приобретенные у нерезидента, двумя способами. Во-первых, покупатель может оплатить акции в иностранной валюте иностранному инвестору прямо за рубеж. В этом случае резидент должен будет получить индивидуальную лицензию НБУ. Во-вторых, резидент может произвести оплату в гривнях на счет инвестора, который тот откроет в украинском банке. Здесь лицензия не требуется, однако, чтобы конвертировать полученную гривню в иностранную валюту и перечислить ее за рубеж, иностранный инвестор должен будет предоставить в банк документы, перечисленные в п. п. «ґ» п. 2.13 Правил.

Как для получения лицензии, так и для покупки валюты со счета в украинском банке, иностранный инвестор должен будет представить документ, подтверждающий фактическое поступление инвестиции в Украину. Конечно, если он участвовал в создании украинского предприятия и вносил инвестицию непосредственно в уставный фонд, то получить необходимое подтверждение особого труда не составит. Но что делать, если упомянутые акции были куплены инвестором не при эмиссии, а на вторичном рынке, например, у другого нерезидента? В этом случае, расчеты за акции могли быть проведены между нерезидентами за рубежом, и денежные средства в Украину не поступали.

В описанной ситуации у инвестора есть два выхода. Он может попытаться найти первого собственника акций, приобретшего их еще при эмиссии и поэтому перечислявшего деньги в Украину. А потом убедить первого собственника поделиться документами. Согласитесь, процедура не из самых легких и приятных.

Более простой способ — исключить резидентов Украины из числа возможных покупателей акций, и попытаться продать акции другому нерезиденту. Сужение круга возможных покупателей, естественно, не улучшает настроения иностранных инвесторов. А преграды, воздвигаемые властями, создают впечатление, что украинские власти не знакомы с термином «портфельная инвестиция» и не желают видеть таких инвесторов в своей стране.

Но это еще не все. Очередным барьером на пути к заветным деньгам встает другой документ — справка налогового органа об уплате в Украине налога на доходы нерезидентов. Ведь в некоторых случаях объекта налогообложения может и не быть (например, если приобретая акции инвестор понес затраты, превышающие доходы от их продажи). А значит, не может быть и справки об уплате налога.

Кроме того, непонятно, на каком основании коммерческие банки вообще должны контролировать уплату инвестором налогов. Может НБУ хочет одарить банки функцией агента налогового контроля? Но в хитросплетениях украинского налогообложения (да еще и с иностранным элементом, поскольку вовлечен нерезидент-инвестор) разобраться вовсе непросто. Для исполнения такой функции банкам нужно либо привлекать сторонних консультантов, либо создавать собственную инфраструктуру, что приведет к дополнительным расходам как банков, так и их клиентов.

Наконец, еще одно новшество НБУ — проведение обязательной рыночной оценки акций. Учитывая, сколько может стоить подобная процедура в отношении промышленного предприятия, остается только посочувствовать инвесторам, и особенно тем, кто владеет небольшими пакетами акций.

Имущественный взнос

Довольно часто инвесторы делают свой взнос в уставный фонд украинских предприятий имуществом (обычно — основные фонды). В этом случае, инвестор может сэкономить на уплате ввозной пошлины и НДС. Однако если он решит избавиться от инвестиции, сделанной таким способом, скучать тоже не придется.

Законодательство Украины предоставляет инвестору право вывезти инвестированное имущество в натуральной форме. Понятно, что большинство инвесторов предпочтут возвратить вложенное деньгами, а не натурой. Хотя бы потому, что имущество имеет обыкновение изнашиваться. Поэтому инвестор, к примеру, может продать свои корпоративные права в украинском предприятии. В этом случае, перечисление средств за рубеж подпадает под действие п. п. «д» п. 2.13 Правил.

Этот пункт предполагает уже привычный набор документов, необходимых для покупки иностранной валюты. Сюда же следует отнести акт оценки инвестированного имущества, документ, подтверждающий фактическое внесение инвестиции в Украину и прочие документы, которые не без труда, но все-таки получить можно.

Интересно другое. По мнению НБУ, возвратить инвестицию денежными средствами, если первоначально инвестировано было имущество, можно только в том случае, когда это предусмотрено международным соглашением между Украиной и страной инвестора. Легализованная копия такого международного соглашения должна быть подана обслуживающему банку.

Украина заключила международные договоры о защите инвестиций более чем с 50 странами, однако с еще большим количеством стран таких договоров нет. Что в таком случае должны делать инвесторы, которые, не подозревая о планах Нацбанка, уже инвестировали в Украину имущество? Зачем предоставлять (легализованную!) копию международного соглашения, если международные соглашения являются частью национального законодательства Украины? Тогда уж надо заверять в Минюсте копии законов Украины и прочих нормативно-правовых актов, на основании которых проводится та или иная банковская операция.

Желание НБУ ограничить отток средств из Украины и перекрыть теневые схемы уклонения от уплаты налогов понятно. Вместе с тем, несложно представить, к чему могут привести установленные Нацбанком ограничения. Первой жертвой, очевидно, станет инвестиционная привлекательность украинской экономики. Вряд ли кто-то захочет приобретать ценные бумаги предприятий и вообще вкладывать средства в Украину с учетом того, что перспективы возврата инвестиции и прибыли весьма туманны. С другой стороны, теневые дельцы, как их любят называть чиновники от ГНАУ и НБУ, обязательно найдут другой способ достижения своих целей.

Кто инвестор?

Страна
Объемы прямых инвестиций в Украину
на 01.07.2004 (млн долл. США)
В % к итогу
Всего
7324,8
100,0
в том числе:
США
1085,9
14,8
Кипр
1077,0
14,7
Великобритания
741,3
10,1
Германия
535,6
7,3
Нидерланды
508,7
6,9
Россия
410,6
5,6
Виргинские острова, Британские
363,1
5,0
Швейцария
342,5
4,7
Австрия
303,6
4,1
Республика Корея
172,4
2,4
Другие страны
1784,1
24,4

Данные приведены нарастающим итогом с начала инвестирования.

Перечень стран определен, исходя из наиболее крупных объемов инвестиций.

По данным Госкомстата

Контракты №45 / 2004


Вы здесь:
вверх