логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На системе Алексей РОСОВЕЦКИЙ - «Контракты» №45 Ноябрь 2004г.

Как не стать жертвой собственной автоматизации


Автоматизация предприятия — дело очень затратное и не менее ответственное. В зависимости от сложности проекта, внедрение систем класса ERP (предоставляющих менеджерам комплексный инструментарий гибкого управления) требует инвестиций в размере от $20 тыс. до 500 тыс. Гендиректор АДВ Груп Украина Александр Горлов подсчитал, что ERP-внедрения заканчиваются провалом на семи из десяти отечественных предприятий. Не стать жертвой собственной автоматизации можно, четко определив цели проекта и грамотно построив отношения с внедренцами-разработчиками.

Все может ERP

В Контрактах (№ 44) мы рассказали о человеческом факторе, его деструктивном влиянии на автоматизацию и методах нейтрализации оного. Между тем успешное завершение внедрения отнюдь не является самоцелью. Говорить об эффективности автоматизации можно лишь в случае длительной (по оценкам экспертов — от трех до пяти лет) эксплуатации приобретенного программного продукта, а по большому счету — лишь в том случае, если предприятие достигло, при помощи ERP-системы, преследуемых коммерческих целей.

Системы класса ERP, как правило, универсальны: они упрощают ресурсно-производственное планирование, учет корпоративных финансов и упорядочивают систему сбыта. Однако главная цель внедрения ERP-систем — обеспечение руководства компании информационным инструментарием, способствующим и облегчающим принятие грамотных бизнес-решений. В Украине наибольшим спросом пользуются программные продукты, автоматизирующие управленческий учет, бюджетирование, финансовое и налоговое прогнозирование.

«Современные ERP-системы развиваются в направлении максимальной открытости», — заметил Контрактам руководитель департамента продаж корпорации «Галактика» Андрей Фомичев. В данном случае речь идет о построении универсальных платформ, позволяющих эффективно интегрировать ERP с WEB-ресурсами, системами электронного документооборота, автоматического проектирования, управления технологическими процессами и т. д. «Изменяется сама концепция программных продуктов. Разработчики постепенно отказываются от реализации учетных задач (когда от сотрудника требуется зарегистрировать информацию, а от системы — в кратчайшие сроки обработать и предоставить ее руководителю), все больше ориентируясь на обеспечение управления ситуациями», — подчеркнул Фомичев.

Впрочем, несмотря на то что программные ERP-продукты становятся интегрированными (данные специализированных и отраслевых программ дополняют консолидированную управленческую отчетность), участники рынка рекомендуют придерживаться четких ориентиров при их выборе.

Разведка без боя

Грамотное внедрение ERP-систем начинается с определения целей автоматизации, предварительной диагностики предприятия, моделирования бизнес-процессов и четкой постановки технического задания. Последнее подразумевает формальное изложение и доведение до сведения автоматизаторов производственной модели предприятия и целей внедрения. Без этого, как говорят эксперты, дальнейшие проектные работы бессмысленны. К слову, на подготовку к внедрению приходится от 30 до 40% суммарных проектных затрат.

Определяя требования к системе, нелишне использовать чужой внедренческий опыт. Нужно не стесняться и запрашивать у потенциальных проектных менеджеров координаты клиентов, эксплуатирующих аналогичные ERP-системы (информацию о не очень успешных внедрениях следует не просто принимать к сведению, а обсуждать со специалистами). Идеальных программных продуктов не существует, поэтому, сопоставляя плюсы и минусы той или иной системы, нужно исходить из потребностей конкретного бизнеса. А еще лучше — провести мини-тендер среди поставщиков систем, устроить, так сказать, очную ставку автоматизаторам-конкурентам.

Впрочем, Александр Горлов, на собственном опыте убедившийся в том, что «покупка дополнительных компьютеров и модификация каналов связи — мелочи по сравнению с проектными затратами», утверждает, что выбирать ERP-продукт без помощи консультантов попросту безответственно. Ввиду того, что крайне сложно определить, какая именно система необходима для конкретного бизнеса, Горлов советует пользоваться услугами специализированных компаний уже на предпроектном этапе. По его словам, желательно, чтобы подрядчик был одновременно и системным интегратором, и управленческим консультантом, а в идеале — располагал еще и мощностями для дальнейшего сопровождения системы.

Третьего не дано

«Вопрос поддержки системы необходимо решить заранее», — считает руководитель отдела продаж ERP-систем компании ULYS Systems Олег Кравец. Причем независимо от того, кто — само предприятие или сторонняя организация — будет обслуживать систему после ее внедрения, персонал к работе с ERP-системой следует подготовить. Типичный процесс обучения сотрудников (обычно его стоимость входит в стоимость внедрения) выглядит следующим образом:

1) ключевым пользователям демонстрируется система в целом;

2) после настройки системы сотрудникам персонально объясняют, как ею пользоваться;

3) пользователи совершенствуют приобретенные навыки в процессе тестирования системы;

4) сотрудники обучают работе с системой менее продвинутых коллег.

Помимо этого, в течение двух-трех недель после введения системы в эксплуатацию компания-автоматизатор, как правило, проводит первоначальную поддержку — консультанты помогают персоналу предприятия, что называется, «набить руку».

Впрочем, сотрудники, освоившие азы ERP-системы, вряд ли смогут устранить возможные неисправности системы в рабочем порядке. Определяя, кто будет заниматься обслуживанием программы, следует учитывать предполагаемые объемы и характер поддержки (консультации, обучение, инструктаж, доработка кода и т. п.). А также расставить бюджетные приоритеты, то есть — выяснить, превышают ли (если да, то насколько?) расходы на поддержку системы специализированной компанией фонд зарплаты штатных специалистов по данному классу систем (из расчета $800-1000 на человека).

Универсальной формулы, дающей однозначный ответ на вопрос, отказываться или нет от внешнего сопровождения системы, не существует. Эксперты утверждают, что представителям малого бизнеса, использующим относительно стабильные управленческие и учетные модели, экономически выгоднее прибегнуть к помощи сторонней компании. Тогда как крупным предприятиям, наоборот, целесообразно наладить самостоятельное обслуживание системы.

Зависимость и дефекты

Консультант ДП «Скала Украина» Инна Господинова признала, что «простои в результате сбоев или нарушений в работе программного обеспечения чреваты для предприятия серьезными убытками». По ее словам, скорее типичны случаи, когда без оперативной технической поддержки со стороны поставщика ERP-системы не обойтись.

Причины системных сбоев Господинова разделяет на две категории. Первая — аппаратные проблемы, связанные с программным обеспечением (от них никто не застрахован, и нельзя сказать, что они присущи исключительно ERP-системам). Сюда же следует отнести перебои с электроэнергией, проблемы с сервером и поражение вирусами. Причины второй категории связаны с человеческим фактором. К примеру, недостаточный уровень знаний системного администратора для обслуживания ERP-систем и некорректная работа пользователей (в том числе — саботаж и фальсификация отчетности) способны снизить эффективность даже идеально внедренного проекта.

Избежать аппаратных проблем и деструктивного влияния человеческого фактора сложно, но можно. Для этого необходимо установить антивирусную защиту, настроить регулярное копирование баз данных, ограничить доступ к системе, запустить резервный сервер и т. д. А вот от ошибок, допущенных по вине специалистов-проектировщиков, если верить руководителю отдела внедрения ООО «Интеллект-сервис» Алексею Рыковцеву, застраховаться сложно. Даже продвинутый пользователь вряд ли сможет проверить, был ли, к примеру, в полном объеме протестирован код программного продукта при стрессовых нагрузках.

Компания-разработчик, естественно, исправит свою оплошность в кратчайшие сроки. Но лишь в том случае, если предприятие-заказчик в договоре оговорило эти сроки и материальную ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных работ. В договоре также желательно прописать возможности консультаций по горячим линиям и электронной почте, усовершенствования системы, добавления новых модулей и т. д. Заключая договор с подрядчиком, целесообразно избегать формулировок в стиле «по вине разработчика» — доказать специалистам, что ошиблись они, а не вы, практически невозможно. А в случае, если разработчик настаивает на такого рода формулировках, эксперты советуют детально оговорить перечень ошибок из разряда «по вине заказчика».

Контракты №45 / 2004


Вы здесь:
вверх