логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Голос реформ Андрей БЛИНОВ,
старший экономист Международного центра перспективных исследований - «Контракты» №46 Ноябрь 2004г.

После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел.
Уилл Роджерс


Самым страшным итогом выборов может стать непризнание одной из сторон победы другой. Такая неуступчивость может стоить экономике Украины очень дорого.

Плох тот премьер, который не хочет быть президентом

Несмотря на всю разницу в харизмах кандидатов, их объединяет не только то, что они тезки: оба в разное время занимали должность премьер-министра. К прорывным достижениям Кабинета Ющенко относят резкое снижение бартеризации экономики и соответствующее увеличение роли национальных денег, погашение задолженности по пенсиям, оптимизацию работы ТЭК, а также внедрение прозрачных процедур принятия правительственных решений. В свою очередь, Янукович хвастает запуском налоговой и пенсионной реформ, активной приватизацией, а также резким увеличением социальных минимумов накануне нынешних выборов. Любопытно, что в бытность обоих кандидатов на премьерском посту экономический рост и приток иностранных инвестиций достигали рекордных значений: в 2001 году экономика выросла на 9%, а ПИИ увеличились на $600 млн, в 2004 г. экономика растет темпом почти 14%, а ПИИ уже выросли (за неполный год) более чем на миллиард.

Вместе с тем проведенные реформы не были закреплены. Уже следующее после Ющенко правительство постепенно отказалось от схем принятия решений, внедренных Ющенко, а команда Януковича только закрепила традиционную непрозрачность решений Кабинета, вновь переведя политическую борьбу в правительстве из публичной сферы «под ковер». И хотя новые долги по пенсиям не появились, такое позорное постсоветское явление, как задолженности по заработной плате, в том числе в бюджетной сфере, не исчезло.

Начав некоторые реформы, правительство Януковича, само же их и затормозило. Налоговая реформа пока свелась лишь к уменьшению ставок налогообложения, что не привело к детенизации экономики. По примеру России введена единая 13% ставка налогообложения доходов физических лиц, уменьшена ставка налога на прибыль, ожидается уменьшение ставки НДС. Пенсионная реформа свелась к принятию закона о трехуровневой пенсионной системе и механическом пересчете пенсий в масштабах первого (солидарного) уровня пенсионной системы. В то же время без решения вопроса о стимулировании уплаты отчислений в социальные фонды и упрощения механизма уплаты налогов значительно сократить теневую экономику не удастся. Рекордно активная приватизация сориентирована, скорее не на максимизацию бюджетных поступлений и инвестиционных обязательств, а на сохранение баланса сил отечественных финансово-промышленных групп и некоторых иностранных инвесторов.

Приближение выборов вообще придало государственным решениям признаки откровенного популизма. Правительство поставило перед собой цель существенно увеличить реальные доходы граждан в краткосрочной перспективе, с которой справилось, на первый взгляд, блестяще. Но наученный горьким опытом гиперинфляции, народ понял, что это означает, и моментально понес деньги на товарный рынок. Что и привело к ускорению инфляции. Как показывает опыт предыдущих выборов, инфляция значительно ускоряется в течение двух-трех месяцев после волеизъявления. По оценкам Международного центра перспективных исследований, по итогам года рост потребительских цен достигнет 10%, а в первом квартале следующего года может подняться до пятнадцатипроцентной отметки в годовом исчислении. Это будет тормозить экономический рост. Выходит, что с экономической точки зрения столь одномоментное стимулирование потребления, к тому же в условиях бума экономики, выглядит неэффективно.

Не словом, а делом

Похоже, самая большая интрига нынешних выборов кроется в том, какую экономическую политику будет проводить кандидат на самом деле.

Задам риторический вопрос: многие ли из читателей ознакомились с полными текстами программ? Многого вы не потеряли! Анализ программ кандидатов говорит о том, что фавориты президентской кампании-2004, фактически являясь центристами, имеют похожие левацкие(!) программы, где единодушно говорят о снижении налогового давления, создании новых рабочих мест, повышении пенсий и зарплат, социальной защите и так далее. При этом совершенно не указываются пути достижения целей, не приведен анализ причин неудач прежних попыток таких преобразований. Хотелось бы, чтобы второй тур стал борьбой конкретных программ, а не борьбой новых лозунгов. Если потенциальные президенты расскажут, как они распределят должности в новом правительстве, и разъяснят, какие указы будут приняты, это сработает лучше любой агитации. В обоих штабах много перспективных политиков, которых бы хотелось видеть по одну сторону баррикад.

Что будет?

Кто бы ни победил на выборах, он будет иметь неустойчивый авторитет и будет вынужден укреплять его своими действиями, поскольку для политического будущего новому президенту придется выигрывать парламентские выборы 2006 года. В первую очередь, придется бороться с инфляцией. Ее рост уже означает торможение экономики, увеличение процентных ставок, макрофинансовое разбалансирование. Во-вторых, необходимо принимать комплекс мер по увеличению доверия к власти. Согласитесь, когда главе государства, правительству и парламенту вместе взятым, доверяют менее трети граждан — побороть коррупцию и теневую экономику в такой стране не удастся.

Выбор экономического курса у нового президента традиционен — либо реформы, которые позволят ему показать свое стратегическое видение развития страны, но несут риск неполучения эффекта до парламентской кампании, либо продолжение популистской политики с весьма предсказуемыми для экономического роста печальными последствиями.

Обогащение широких слоев населения возможно только одним способом — через годы стабильного экономического роста, минимизацию внутренних и внешних шоков, активное вовлечение в предпринимательство и трудолюбие.

Апогей политического цикла проходит. В целом макроэкономическая ситуация для возобновления реформ остается приемлемой: инфляция не перешла в стадию галопирующей, сальдо платежного баланса является рекордно высоким, бюджет исполняется согласно плану. По прогнозам МЦПИ, экономический рост хотя и замедлит темп до 8%, но все же будет оставаться самым высоким среди европейских стран.

Контракты №46 / 2004


Вы здесь:
вверх