логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Желтая музыка Сергей ЛИОППА - «Контракты» №46 Ноябрь 2004г.

На рынке автомобильных аудиосистем — «желтая революция». Выбирать приходится между китайской «фирмой» и китайской кустарщиной. Чтобы обеспечить качественный звук в машине, автомобилистам с хорошим музыкальным слухом приходится побегать по инсталляционным фирмам.


В поисках качественной автомузыки

Покатавшись месяц-другой на новом автомобиле, почти всегда задумываешься об установке другой, более серьезной, аудиосистемы. Штатная система, установленная автопроизводителем, как правило, играет неплохо, но особой радости не доставляет — заводской звук лишен индивидуальности. Штатные аудиосистемы годятся для прослушивания новостей или поп-музыки FM-радиостанций. Но, увы, при прокручивании джаза, классики или модной клубной музыки с обилием низкочастотных звуков заводская аудиосистема дает слабинку.

Естественно, заказать улучшенную аудиосистему можно вместе с машиной на заводе автопроизводителя. Правда, музыка по качеству абсолютно аналогичная той, что инсталлируют вам на заводе, в магазине украинского дилера может стоить в два раза дешевле. Но суть не только в деньгах. Даже улучшенный вариант заводской аудиосистемы лишь разочарует. «Вариант заводской установки серьезной аудиосистемы уместен лишь для топовых моделей Mercedes или, скажем, Lexus, — говорит Игорь Григоренко, директор инсталляционного центра «Ингвар Инжиниринг», официального представителя компании Polk Audio в Украине. — Для Lexus, кстати, аудиосистему разрабатывали известные фирмы Nakamichi и Mark Levinson. Но даже заводской Nakamichi — это совсем не тот Nakamichi, который вам поставят в тюнинговом центре. Заводская система не позволяет ее модифицировать — что-то добавлять, усовершенствовать, подогнать под свой вкус».

Специалисты советуют покупать и ставить аудиосистемы самостоятельно, вернее, в инсталляционном центре. В столице сейчас действует более двух десятков фирм, специализирующихся на профессиональной установке автомобильных аудиосистем. Правда, пока ни одного авторизированного центра (где занимаются аппаратурой одного, как правило, топового производителя) в Киеве, в отличие от Москвы, нет. Параллельно существует масса СТО и кустарей, предлагающих «сделать музыку» дешевле и не хуже, чем в инсталляционных центрах. Разумеется, народные мастера необходимого опыта и знаний не имеют. Ведь кроме технической квалификации, настройщик аппаратуры должен, по меньшей мере, обладать хорошим музыкальным слухом и понимать научные основы создания музыкального звучания. Дорогую аудиосистему кустарщик просто не «выставит».

Сколько стоит автозвук

Имея в кармане двести-триста долларов к профессионалам нечего соваться — установка качественной аудиосистемы в инсталляционном центре потянет минимум на $1000-1500. Профессионалы лучших киевских тюнинговых центров считают, что на более дешевой аппаратуре вряд ли можно добиться по настоящему качественного звука. Правда, некоторые специалисты говорят и о меньших суммах (см. Рекомендации специалиста Олега Куща).

Перед походом к инсталлятору нужно определиться — какую аудиоаппаратуру лучше всего купить для своей машины. На украинском рынке автозвука сейчас обосновались почти все мировые бренды — три-четыре десятка производителей. Некитайцев среди них единицы, например, французская фирма Focal. По мнению некоторых экспертов, последняя упорно не желает переносить производство в Азию, дабы сохранить в секрете свои технологии от любопытных китайцев. За это, естественно, французам приходится расплачиваться более высокой ценой на свою аппаратуру. Pioneer, Macaudio, Alpine и Ко ради удешевления производства уже давно переехали на ПМЖ в Азию. Руководство компаний, видимо, полагает, что пока китайцы организуют собственное производство на позаимствованных у них технологиях, они успеют предложить рынку что-то новое. «Переселившись в Азию, — говорит Сергей Казначеев, руководитель компании Sound Master Studio, — многие известные фирмы создали для потребителей из стран СНГ специальную бюджетную линейку оборудования по низкой цене. Первым подобную стратегию избрал Вraх-Helix, потом появились дешевые системы таких фирм, как Mac Аudio, Magnat».

Даже российские ветераны рынка автозвука — «Иволга» и «Урал» — сейчас в китайских руках. «В результате вся бюджетная акустика разных производителей внешне выглядит, как близнецы-братья, — поясняет Игорь Григоренко, — разница лишь в цвете дифузородержателя и шильдика на магнитной системе».

Впрочем, Китай — это не всегда плохо. Если на технике Alpine или Hifonics стоит клеймо China — еще не значит, что она низкого качества. Высокие технологии испортить тяжело. После того как многие фирмы перевели в Китай и производство компонентов, в аудиосистемах известных ТМ появились некоторые конструктивные изменения — но на качество техники, по мнению экспертов-инсталляторов, они существенно не влияют. Иное дело, малоизвестные «чистокитайцы», еще пару лет назад клепавшие подделки мировых брендов, выдавая на-гора Panassonik, Sаnny и т. д. Теперь же они обзавелись собственными громкими брендами.

Откровенные подделки китайцами известных фирм уже встречаются редко, но чтобы подстраховаться, специалисты советуют перед покупкой внимательно осмотреть хотя бы акустику: нет ли перекосов, выступающего клея, заусениц — все это говорит о малотехнологичном конвейере.

Благодаря «желтой революции» за последнее время существенно подешевели аудиосистемы среднего класса. Пару лет назад хорошо звучащая трехполосная система меньше $400 не стоила — сейчас цена такой аппаратуры ниже минимум на треть. Подешевела и бюджетная техника. Цены, опять же, сбивает Китай — закупочная стоимость «кустарного» динамика составляет около... $5. Само собой разумеется, что в медной обмотке реальной меди очень мало, а вместо качественных материалов используется более дешевый полимер.

Выбирая аудиотехнику, стоит учитывать китайские уловки. Играя на понижение, и китайцы-артельщики, и «фирмачи» завышают мощности своих аудиосистем — количество Ватт, указанное на коробке аудиоаппаратуры, на поверку оказывается ниже. «Зачастую на коробках с дешевой акустикой изображено значение мощности с большим числом нулей, — говорит Игорь Григоренко. — Мощность 500-600 Вт, разумеется, привлекает несведущего покупателя. Но на деле она, как правило, оказывается завышенной раза в два. Ведь продавец не указывает, что это за мощность — пиковая или номинальная. Американская ассоциация производителей разработала единую для всех технологию замера мощности. Сейчас ее признали большинство ведущих производителей. После проверки известного мирового производителя на коробках с заявленной мощностью в 250 Вт, появилась наклеечка «RMS — 70 Вт»! Это означает, что номинальная мощность этой акустики 70 Вт».

В любом случае, без консультации у инсталлятора, у которого собираетесь устанавливать аппаратуру, аудиосистему лучше не покупать.

Гарантийная угроза

Впрочем, с установкой аудиосистемы в инсталляционном центре не все так гладко. Главная проблема — угроза потери гарантии на автомобиль, которую предоставил автосалон. Сами инсталляторы считают такое положение дел крайне несправедливым. Мол, на СТО у автомобильных дилеров установку музыки производят дороже и менее профессионально, чем в специализированных центрах. В первую очередь, потому что на дилерских станциях нет специалистов узкого музыкального профиля. На СТО у дилера, например, не поставят усилитель, в лучшем случае — новую магнитолу с другими характеристиками, и то, если позволит конфигурация торпеды автомобиля. Инсталляторы частично нашли выход из положения, советуя своим клиентам плотнее «сотрудничать» с инженером по гарантийному обслуживанию — брать у него техническое задание, в котором указывается, что в автомобиле не должно быть нарушено при переустановке аудиосистемы. А уже после инсталляции автомобиль должен обязательно пройти диагностику у дилера.


За $100 правильную музыку не купишь

Игорь ГРИГОРЕНКО, директор инсталляционного центра «Ингвар Инжиниринг»:

— Для себя мы определили, что компонентная акустика, продаваемая в розницу дешевле $100, правильно звучать не может. Акустика, с которой инсталлятору легко сделать хороший звук, стоит от $170 до 250 — естественно, при правильном подборе всего остального.

Лично я выбрал бы акустику фирмы, которая давно себя зарекомендовала. Среди американцев это Soundstream, Kicker, MTX, Polk Audio, Phоenix Gold — эти бренды стояли у истоков автомобильного звука и остаются лидерами рынка и поныне. У этих фирм очень четко срабатывает соотношение цена-качество — если вы купили технику на $200, она звучит на $200. Купили на $300 — звучит на $300.

Среди европейцев в фаворе французкий Focal и немецкий MBQuard. Есть шикарная автозвуковая школа в Израиле — Morel — они лидеры многих соревновательных систем. На севере Европы славится техника фирм Dynaudio, Dali — производители, которые следят за качеством и не выпускают ерунду.


Хороший звук за минимальную цену

Олег КУЩ, рекордсмен Европы по звуковому давлению:

— Автомобиль Олега Куща, владельца маленькой фирмы по установке аудиосистем, нафарширован гигантскими динамиками. Подпитываясь от семи аккумуляторов динамики издают ужасающей силы звук мощностью 173,6 децибела (для сравнения рев ракетоносителя на старте — 180 децибел). Но для своих клиентов, не желающих ставить рекорды, Олег Кущ вывел идеальную формулу цены и качества аудиосистемы. На его взгляд, $550 — оптимальная сумма, включающая стоимость оборудования и работы, больше которой тратиться на музыку уже не стоит.

Вкладывая крупные суммы в аудиосистему, изменения в качестве звука почувствуют далеко не все. «Каждые следующие сто долларов после $550 дадут улучшения качества звука от силы долларов на двадцать. Более дорогие системы имеют разве что более стильный дизайн, — утверждает Кущ. — В комплект системы, которую я рекомендую своим клиентам, входят два усилителя, двенадцатидюймовый сабвуфер, компонентная акустика передняя и задняя — то есть по четыре разделенных динамика впереди и сзади. Такая система выдает мощность порядка 250 Вт. Для сравнения, штатная акустика рассчитана не более чем на 60 Вт.

В любом случае после переустановки аудиосистемы звук становится более глубоким и насыщенным. Штатная магнитола, как правило, остается на своем месте — для инсталляторов ее замена всегда большая проблема. У солидных марок автомобилей она, как правило, довольно высокого качества, хотя и не имеет необходимого количества настроек. Но менять ее из-за конструкции торпеды не всегда удобно, поэтому часто приходится ее снимать, выводить линейные провода, которые позволяют подключить магнитолу к усилителям. Только эта процедура тянет на $50-70».


Бюджет типовой продвинутой аудиосистемы

Усилитель (пятиканальный) - от 2000 гривен

Акустика фронтальная - от 900 гривен

Акустика тыловая - от 500 гривен

Сабвуфер - от 500 гривен

Комплект проводов, распределители питания, предохранители - от 600 гривен

Работа по шумоизоляции - от 2500 гривен

Работа по монтажу - от 1200 гривен

Контракты №46 / 2004


Вы здесь:
вверх