логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Разведка тренінгом Ольга ВОЛОДЧЕНКО - «Контракты» №47 Ноябрь 2004г.

Если бизнесмена мучает зубная боль — он идет к стоматологу, если вызывают в прокуратуру — обращается к юристу. А вот, что движет предпринимателями, готовыми платить EUR350 за два дня обучения лидерству, — понять сложно.


Большинство деловых тренингов — мероприятия закрытые для прессы. Препятствуя утечке информации о методиках, используемых в процессе обучения, организаторы тренингов, как правило, требуют от участников неразглашения сведений о том, как и чему их обучали. В рамках международной конференции Human Tech, состоявшейся недавно в Киеве, основатель известнейшей консультационной группы People First Шэй МкКоннон, вице-президент компании Chick-fil-A Сони Ньютон и другие «глобальные люди» учили украинских бизнесменов быть лидерами. Контракты получили уникальную возможность наблюдать за этим процессом.

Фокусник-психолог

Открывая конференцию, Шэй МкКоннон сразу перешел к лидерству. Сообщив присутствующим о том, что в семи из десяти случаев наемные рабочие увольняются из-за плохой атмосферы в коллективе и подчеркнув, что типичный менеджер тратит на решение конфликтов четверть рабочего времени, ирландец достал... воздушный шарик и спицу. Присутствующие забыли о лидерстве, в аудитории повисло ожидание взрыва. А в руках вещающего г-на МкКоннона появлялись все новые предметы (посуда, разноцветные платочки, игральные карты и т. п.).

На мгновение показалось, что МкКоннон выступает в цирке перед детворой, а не на бизнес-конференции. Но, как стало понятно в процессе, именно фокусы как нельзя лучше доводили до сознания слушателей механизмы влияния мотивационных стилей на отношения в коллективе и самооценку сотрудников. После трюков МкКоннона аналогии директора по развитию бизнеса Baltic Training Group Константина Стародубцева (между методами стимулирования сотрудников и методами дрессировки дельфинов) казались верхом теоретизирования.

Словом, скучно на конференции Human Tech не было. Авторитетные спикеры постоянно переводили монологи в дискуссию, украшая обсуждение практическими заданиями. Лично я окончательно окунулась в проблематику лидерства после того, как Шэй МкКоннон разбил аудиторию на группы по шесть человек и попросил слушателей поднять вверх указательные пальцы. «Поднимайте, не стесняйтесь, — подбадривал присутствующих МкКоннон. — А теперь быстро укажите на того, кто, по-вашему, может быть лидером вашей группы». Четверо бизнесменов из моей группы указали на меня.

«Ничего себе, — промелькнула мысль. — Какой же из меня — спокойной, тихой девушки без вредных привычек — лидер?». Г-н МкКоннон тем временем снова поднял пальцы присутствующих, и снова пальцы членов моей группы обнаружили во мне лидера. На сей раз более явно. «Секундочку, а почему бы и нет? Вытягивала же я своим энтузиазмом тех, у кого опускались руки...» — подумала я. И внезапно поняла, к чему все эти фокусы и шутки МкКоннона, — авторитетнейший психолог дал окружающим прочувствовать, что лидер есть в каждом человеке.

Журналист меняет профессию

Выступления спикеров время от времени прерывались кофе-брейками, в процессе которых участники, согласно задумке организаторов конференции, могли познакомиться, обсудить то или иное выступление и т. д. А я, согласно собственному плану действий, намеревалась выяснить, что же привело участников на конференцию.

Самым насыщенным получился кофе-брейк после спича Стародубцева о коучинге. Эксперт предложил участникам разбиться на пары и коротко рассказать собеседнику о своих ближайших целях и методах их достижения. Собеседник, соответственно, должен был дать совет касательно оптимального достижения той или иной цели. Двое руководителей, сидящих прямо передо мной, так увлеклись дискуссией, что ни отведенных на нее десяти минут практикума, ни кофе-брейка им не хватило, чтобы по полочкам разложить ситуацию...

Вспомнив о журналистских обязанностях, я попыталась собрать комментарии во время обеденного перерыва. Но... забыла о работе. Беседуя с тремя участниками конференции, я превратилась в полноценного участника, обучающегося лидерству. Вчетвером мы обсудили выступления всех спикеров, поговорили о практической пользе предложенных методик. Благо, диктофон оказался включен!

— Мне понравился совет: «Смотреть на рабочий процесс с высоты в рабочей одежде», — заметил один из бизнесменов. — Руководитель крупной компании должен индивидуально общаться с подчиненными. Даже, если на это уходит треть его рабочего времени. Корпоративная культура — прежде всего...

— А мне кажется, что Украина нуждается в героях-бизнесменах, которые с нуля, без использования бюджетных ресурсов, вывели компании в лидеры, — подчеркнул второй собеседник. — На них должна ориентироваться молодежь, их не должны порицать пенсионеры. Ведь именно такие бизнесмены являются настоящими лидерами...

Разговор был настолько захватывающим, что о своих профессиональных обязанностях я вспомнила только после того, как один из собеседников вызвался подержать мой включенный диктофон.

Зоопарк Риснера

Отобедав, участники конференции рассредоточились по мастерским, где отдельные спикеры освещали более конкретные аспекты лидерства. Отыскав в лабиринтах Международного выставочного центра нужный коридор, я оказалась меж двух дверей с табличками: слева — «Пол Бридл», справа — «Найджел Риснер». После непродолжительных колебаний вошла в секцию президента Лондонского отделения профессиональных спикеров Найджела Риснера. Следующие два часа показали, что мой выбор удачен — наша аудитория оказалась самой шумной из всех мастерских.

Британец с полуоборота завел слушателей, предупредив, что он — «обезьяна», то есть — человек общительный, динамичный, демонстративный и убедительный. Через тридцать минут в убедительности господина Риснера никто из слушателей не сомневался — при помощи жизненных примеров и наводящих вопросов он определил среди слушателей «обезьян», осторожных и сомневающихся «слонов», властных и целеустремленных «львов», а также сопереживающих «дельфинов». А сам объявил себя «смотрителем зоопарка», посоветовав присутствующим проделать то же самое в отношении своих подчиненных (естественно — негласно).

Правда, Риснер так и не рассказал о том, как «смотритель зоопарка» (работодатель) должен работать со «львами», «слонами», «обезьянами» и «дельфинами» (подчиненными). Но после истории о том, как «обезьяна» Риснер и его жена «слон» покупали холодильник (супруга Найджела основательно готовилась к покупке, посмотрела массу буклетов, а «обезьяна» увидела синий холодильник, залезла в него, предопределив тем самым выбор), обаянием спикера проникся даже переводчик. Переводчик (судя по всему — «слон») начал импровизировать, имитируя бурную жестикуляцию и интонации Риснера; увлекся настолько, что переводил даже то, о чем не говорил спикер. Слушатели смеялись так громко, что в соседней аудитории не слышали Пола Бридла.

В общем, два дня бизнес-конференции пролетели, как один. Не берусь судить об эффективности лидерских методик, предложенных авторитетными спикерами, но было интересно. Во всяком случае — украинские бизнесмены имели прекрасную возможность увидеть в деле настоящих лидеров.

Контракты №47 / 2004


Вы здесь:
вверх