логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Жигулевская битва Олег КРАСНИКОВ - «Контракты» №47 Ноябрь 2004г.

Автопредприятия пытаются отстоять льготы, дабы получить более выгодные позиции в сегменте российских автомобилей украинской сборки.


Делить нечего

Последние три недели работники автопредприятий, входящих в ПИХ «Богдан» — Луцкий автомобильный завод и Черкасский автобус — проводили акции протеста с требованием разблокировать инвестпрограмму ЛуАЗа. Работников автозаводов поддержали местные власти, а также иностранные инвесторы ЛуАЗа, один из которых — японская Isuzu — заявил, что может свернуть свою деятельность в Украине, а другой — английская компания SV Motors — пригрозила государству международным судом.

Особенно рабочих и менеджмент предприятий возмутил тот факт, что 8 октября Кабмин утвердил инвестпрограмму Кременчугского автосборочного завода, по содержанию практически аналогичную программе ЛуАЗа. Руководство ЛуАЗа резонно указало на дискриминационность такого решения.

Конфликт разрешился мирно. 9 ноября Президент Леонид Кучма отменил свой указ от 1 октября 2003 года, таким образом, наконец-то дав зеленый свет инвестпрограмме производства грузовых автомобилей и автобусов на ЛуАЗе (президентский указ годичной давности отменял постановление Кабмина об утверждении программы волынян). По сути, глава государства признал, что прекращение действия инвестиционной программы ЛуАЗа было необоснованным.

Эксперты рынка отмечают, что весь сыр-бор разгорелся из-за льгот. В соответствии с действующим законодательством (о поддержке отечественного автомобилестроения) без утвержденной до 1 января 2004 года инвестпрограммы автопредприятие может не рассчитывать на уже полученные преференции.

Правда, представители Кременчугского автосборочного завода акцентируют внимание на том, что после утверждения правительством инвестпрограммы предприятие не будет иметь ряд налоговых и таможенных льгот, которые содержат программы Запорожского и Львовского автозаводов. Дело в том, что КрАСЗ получил добро правительства после 1 января 2004 г., поэтому предприятие не получило некоторых преференций. На КрАСЗе подчеркивают, что утверждение их инвестиционной программы не приведет к сокращению поступлений в госбюджет и местные бюджеты — завод получит только льготы по освобождению от налогообложения реинвестированной прибыли. Вот и вся выгода.

Впрочем, руководство ЛуАЗа утверждает, что, требуя разблокировать инвестиционную программу, они не имели претензий, собственно, к Кременчугскому и другим заводам, и не вели речь о льготах, а добивались только справедливости — равноправных условий работы для всех субъектов автомобильного рынка.

И все же, ЛуАЗ теперь получит ряд льгот, поскольку отмена прошлогоднего президентского указа автоматически активизирует действие инвестпрограммы волынян задним числом, с сентября 2003 года. Однако полученные заводом преференции, не слишком отличаются от тех, которые он имеет и сейчас, так что ноябрьский указ Президента для волынян имеет скорее символическое значение.

Ради светлого будущего

ЛуАЗ и КрАСЗ уже пользуются рядом льгот в рамках Соглашения о производственной кооперации со странами СНГ, Межправительственного соглашения о свободной торговле, Закона Украины «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства». В частности, ввозную пошлину на российские машинокомплекты предприятия не платят.

Собственно, если бы сборочные производства не имели ряда льгот, для инвесторов не было бы никакого смысла организовывать в Украине такие предприятия. Машины, собранные на территории Украины из импортированных узлов, на 10-12% дешевле, ввезенных из России в собранном виде.

Конкуренция в сборочном сегменте, и вообще в продажах новых авто на рынке Украины усиливается. И более выгодные позиции в этой борьбе, отмечают эксперты, получат те, кто имеет больше льгот под производство автомобилей. До последнего момента максимум льгот, если говорить о легковых автомобилях, имел ЗАЗ — меньше преференций получали ЛуАЗ и КрАСЗ.

В свое время оппоненты запорожцев намекали на то, что ЗАЗ использует имеющиеся льготы по своей инвестпрограмме, скорее для сборки ВАЗов, нежели для развития производства собственных автомобилей. Правда, в отличие от конкурентов, запорожская сборка — мелкоузловая, которую пока не может организовать у себя ЛуАЗ и, тем более, КрАСЗ, где степень локализации производства минимальна.

Отметим, что хотя и КрАСЗ, и ЛуАЗ в основном собирают ВАЗовские модели, предприятия конкурируют только по «семерке». Примерно 50% собираемых в Кременчуге автомобилей приходится на ВАЗ (модель 2107), Луцкий автозавод собирает модели 2104, 2107 и «Нива». В принципе, до последнего времени ЛуАЗ был основным партнером российского АвтоВАЗа: в текущем году было запланировано поставить в Украину 50 тыс. машинокомплектов автомобилей «Лада» различных моделей, из них на ЛуАЗ — 24 тыс. Однако ситуация меняется. Наращивает сборку КрАСЗ, начал выпускать автомобили ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 Запорожский автозавод. Битва за покупателей российских «лад» украинской сборки — наиболее продаваемых автомобилей в Украине — предстоит нешуточная.

Основные положения инвестпрограмм

  КрАСЗ ЛуАЗ
Основная цель Создание нового автозавода, который будет выпускать легковые, грузовые автомобили и автобусы малого класса Создание полномасштабного производства грузовиков (грузоподъемностью 0,8, 2,5 и 4 т) с доведением объемов производства к 2007 году до 5 тыс. шт., автобусов от особо малого до крупного класса — до 3 тыс. шт., и первого украинского джипа ЛуАЗ-1301
Период действия 2004-2007 гг. 2004-2007 гг.
Инвестор ООО «Автосоюз» SV Motors Ltd, ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн», ООО «Схід Моторс»
Объем инвестиций 323,3 млн, в т. ч. взнос инвестора — 159,9 млн грн $100 млн, в т. ч. капитальные вложения — 138,2 млн грн 496 млн грн, из которых 165 млн грн — инвестиции для производства грузовиков
Планируемые мероприятия Строительство комплекса для сварки и сборки кузовов и кабин, участка прессового производства, окрасочного комплекса. Строительство производственных помещений — около 40 тыс. кв. м Полное техническое перевооружение завода, в том числе строительство нового окрасочного комплекса с выходом на выпуск 70 тыс. автомобилей в год
Контракты №47 / 2004


Вы здесь:
вверх