логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
АНТК в Поднебесной Константин СУШКО - «Контракты» №47 Ноябрь 2004г.

АНТК им. Антонова намеревается предложить на внешних рынках сотрудничество по совместному созданию региональных самолетов. Помимо России в списке основных приоритетов значатся Китай и Польша. Однако конструкторы сетуют, что конфликт, разгоревшийся вокруг создания концерна «Антонов», может поставить крест на заграничной экспансии.


Малая авиация Китая

Заграничные авиастроители готовы осуществлять совместные разработки и покупать новейшие технологии у украинцев. Самым большим рынком сбыта считается Китай. Поднебесная уже несколько десятилетий делает ставку на постепенное создание собственного авиапрома. Сначала речь шла об отдельных узлах и агрегатах, потом перешли к полномасштабной сборке машин собственного производства. Новый этап развития ознаменовался рядом программ в региональном сегменте. До 2020 года Китаю понадобится около 1800 новых самолетов, из которых приблизительно половина — регионального класса. И именно здесь может развернуться жесткая конкурентная борьба между авиаконструкторами. О том, что украинским самолетостроителям не стоит расслабляться, свидетельствует хотя бы тот факт, что европейский авиастроительный гигант Airbus объявил о намерении открыть свой инженерный центр в Китае. Если это произойдет, Украина будет иметь под боком основного конкурента.

Именно в сегменте региональной авиации Украине есть что предложить самой большой азиатской стране. Сейчас АНТК им. Антонова и китайская авиационная корпорация AVIC I завершают разработку нового пассажирского самолета ARJ 21 на 70-90 мест — такой себе уменьшенный вариант стодвадцатиместного Як-42.

В рамках проекта ARJ 21 в течение 2002-2004 годов специалисты АНТК им. Антонова выполнили работы по оценке надежности конструкции крыла, провели комплексное проектирование суперкритичного крыла, включая аэродинамическое проектирование, геометрическое определение и интегральный анализ прочности конструкции, а также выполнили необходимые испытания в аэродинамических трубах. Полученные в результате проектные данные и параметры крыла отвечают, а по некоторым параметрам и превосходят исходные проектные требования.

Сегодня АНТК им. Антонова готов продолжить участие во втором этапе работ по проекту — рабочем проектировании, строительстве, летных испытаниях и сертификации самолета. В небо машина взлетит в 2005 году. Согласно плану 2007 года ARJ 21 должен получить сертификаты соответствия относительно пригодности к полетам, выданные Государственным управлением гражданской авиации Китая и Федеральным управлением авиации США.

Следующая перспективная программа — модернизация транспортных самолетов Y8F600, создающихся в сотрудничестве АНТК им. Антонова с китайской компанией Shaanxi Aircraft Industry (Group) Co. Ltd. (SAC). Эта машина является аналогом знаменитого транспортника Ан-12. На лето следующего года намечен первый взлет самолета Y8F600.

Сюй Чжаньбинь, вице-президент Второй китайской авиационной промышленной корпорации (AVIC II), в состав которой входит SAC, отмечает, что его компания намерена и далее сотрудничать с АНТК как по программе Y8F600, так и по другим перспективным проектам. Инвестиции в проект составят десятки миллионов долларов.

Далее в списке китайских программ КБ Антонова значится аналог легендарного «кукурузника» Ан-2. В китайской интерпретации он отражается как Y-5. Партнером проекта станет Shijiazhuang Aircraft Industry (Group) Co. Ltd. Модернизация Ан-2 увеличит производительность самолета Y-5 приблизительно в 1,5 раза; коммерческая нагрузка — в 1,2 раза; скорость полета — в 1,2 раза; скорость подъема — почти вдвое. Кроме того, украинско-китайский «кукурузник» станет более комфортным, будет иметь меньший уровень шума и вибрации, повышенную надежность и безопасность.

Также в Китае АНТК представил ряд перспективных проектов, в том числе и модернизованный

Ан-74ТК-300, который может использоваться коммерческими авиакомпаниями как для перевозки 52 пассажиров, так и в грузовом варианте для доставки 10 т груза. Демонстрировалось также семейство многоцелевых самолетов Ан-38 для перевозки 27 пассажиров или 2,5 т груза местными авиалиниями.

Успеть в Польшу

Неплохие перспективы у АНТК и в Европе. Руководители государственного Агентства по развитию промышленности Польши, польского предприятия PZL Mielec и АНТК недавно подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Первым проектом, который партнеры планируют осуществить в рамках этого соглашения, является программа совместной разработки и производства легкого многоцелевого самолета — на замену Ан-28 (М-28), который с 1984 года производится в Польше в различных вариантах. Новый самолет получил рабочее название ANM128 Skytruck Plus. Он будет сконструирован с применением новейших достижений в области аэродинамики, прочности, материаловедения, оборудования и авионики. Разработка будет проводиться по сертификационному базису на основании Европейских и Американских норм летной пригодности JAR-25 и FAR-25. AN-M128 Skytruck Plus по всем техническим параметрам будет превосходить самолет Ан-28 (М-28).

Правда, некоторые эксперты отрасли допускают, что все эти программы сотрудничества окажутся под угрозой в случае создания нового авиаобъединения — концерна «Антонов», в который должны войти АНТК им. Антонова, ХГАПП и КиГАЗ «Авиант». Временная следственная комиссия Верховной Рады по расследованию причин кризисной ситуации в авиации уже рекомендовала парламенту не допустить объединения авиапредприятий в единый концерн. В соответствии с выводами комиссии организационно-правовая форма «концерн» не является обоснованной и не отвечает национальным интересам Украины, поскольку менее адаптирована к рыночным условиям и особенностям авиационной отрасли. Наиболее оптимальным, по их мнению, был бы эволюционный вариант — консорциум или холдинг. Такая форма объединения уже зарекомендовала себя в украинских и российских условиях при строительстве самолета Ан-148.

Контракты №47 / 2004


Вы здесь:
вверх