логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Windows-2004 Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №47 Ноябрь 2004г.

Производство металлопластиковых окон эволюционирует от мастерских до широкопрофильных оконных фабрик.


ИГРОКИ

Игра на расширение

Ведущие украинские «оконщики» готовятся к увеличению производственных мощностей. В ноябре один из крупнейших отечественных производителей металлопластиковых окон и светопроницаемых конструкций в целом, киевская компания «Паритет», открыла новую производственную базу в столичном пригороде Вишневое. На площади в 8000 квадратных метров расположены производство металлопластиковых окон, алюминиевых светопроницаемых конструкций (в частности, для остекления фасадов), защитных ролет и гаражных ворот. Объемы инвестиций не уточняются, но доподлинно известно, что они составили несколько сот тысяч долларов.

Помимо Паритета обновляют и расширяют свои мощности или собираются это сделать в ближайшее время целый ряд крупных производителей металлопластиковых окон. Так, в мае еще одна столичная компания «Геоком-Рест» заявила об установке оборудования по производству окон, что позволит увеличить мощности со 100 до 200 окон за смену. Кроме того, зимой собирается обновить производство окон компания Текко Плюс. «Нынешних мощностей — 70 окон за смену — уже мало, всегда приходится работать в две, а то и в три смены», — объясняет планы компании технический директор «Текко Плюс» Сергей Григоришин. Об аналогичных бизнес-процессах рассказывает и директор оконного направления компании «Энран-Акрос» Дмитрий Демченко, впрочем, его предприятие запланировало увеличить мощности в следующем году. Потребность в новой производственной базе ощущает и компания «Євровікнобуд», однако осуществление этих планов, по словам директора Анатолия Чегусова, «дело не одного года».

В ближайшее время, по информации операторов рынка, ожидается установка еще нескольких новых линий по производству металлопластиковых окон высокой производительности — до 200 окон за смену. Реализовать такие планы намереваются компании-лидеры, мощности которых уже сейчас достигают 100 и более окон за смену. На сегодня таких компаний около десятка. Подавляющее большинство из них — столичные: Завод сантехнических заготовок, производящий металлопластиковые окна для Киевгорстроя, Энран-Акрос, «Вікнопласт», Паритет, «Євровікнобуд», Текко Плюс. Среди регионалов выделяются «Львіввікнопласт», одесская Маримото и некоторые другие.

Наращивая мощности, лидеры рассчитывают увеличить свою рыночную долю. Тем более что конъюнктура в этом году содействовала концентрации большей части рынка в руках крупных компаний. Сегодня эксперты замечают уменьшение количества субъектов рынка. Как отмечает Анатолий Чегусов, ситуация прямо противоположна той, которая была еще пару лет назад: малые и средние фирмы покидают рынок — либо закрываются, либо переквалифицируются в дилеров крупных производителей, как в конечном счете и было во время становления рынка. Однако, как отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей светопроницаемых конструкций Валерий Сницар, до полного становления рынка пока далеко.

Еще одна заметная тенденция рынка — диверсификация производства и создание полного производственного цикла на крупнейших предприятиях. В частности, Текко Плюс и «Євровікнобуд» самостоятельно производят стеклопакеты для своих окон, другие компании организовывают ламинирование металлопластикового профиля разноцветной пленкой или порошковую покраску алюминиевого. Компания «Паритет» помимо окон производит защитные ролеты, а также гаражные ворота.

Динамично развивают компании и такое направление, как остекление фасадов — ни один офисный или торговый центр не обходится без сплошь застекленного фасада или его части. Особенно привлекает это направление крупных производителей окон, ведь здесь у них нет конкурентов-«гаражников». «Фирм, которым по силам изготовить стеклянные конструкции для фасада современного сооружения, в Киеве всего 10-20, — говорит Дмитрий Демченко. — Ведь для этого нужны собственные архитекторы и конструкторы, которые смогли бы произвести сложные расчеты, высокотехнологическое производство и хорошее монтажное подразделение». Как считают специалисты, это направление высокими темпами будет развиваться еще несколько лет, ведь настоящий строительный бум в Украине только начинается. Новым толчком к росту спроса на металлопластиковые окна может стать бум утепления помещений, который может спровоцировать... правительство, утвердив программу стимулирования энергосбережения.

ЦЕНА

Борьба за себестоимость

Толчком к перераспределению рынка стало заметное подорожание металлопластиковых окон. По оценкам Валерия Сницара, рост цен на рынке с начала года составлял минимум 5%, а во многих случаях — 10-15%. К этому причастен, в первую очередь, скачок мировых цен на нефть, являющейся сырьем для ПВХ — материала, из которого изготавливается оконный профиль. Кроме того, как заметил Дмитрий Демченко, существенно повысили отпускные цены отечественные монополисты — лисичанский завод «Пролетарий» — на стекло, а ММК им. Ильича — на оцинкованную сталь, из которой изготавливаются каркасные профили. Наконец, дал себя знать рост курса евро, за который закупается абсолютное большинство оконного профиля и фурнитуры, используемой в отечественном оконном производстве.

Все эти факторы заметно уравняли отпускные цены крупных и мелких производителей — первые подняли их не настолько высоко, как вторые. «Мелкие фирмы уже исчерпали свои резервы», — считает Сергей Григоришин. Последние, несмотря на экономию на качественном оборудовании и комплектующих, смогли предложить цены в лучшем случае на 10-15% ниже, чем просили за аналогичную по исполнению продукцию компании с высокой культурой производства. Уменьшение разницы в ценах совпало во времени с повышением потребительской грамотности основной массы покупателей. «Сейчас с металлопластиковыми окнами повторяется та же история, что когда-то с китайскими пуховиками: клиенты наконец поняли, что разница в качестве на первый взгляд незаметна, но более дорогой товар обязательно прослужит дольше», — отмечает Дмитрий Демченко.

Особенности ценовых колебаний на рынке металлопластиковых окон и стали одной из основных причин, заставивших ведущих производителей перевооружаться, внедрять оборудование с более высокой степенью автоматизации — чем мощнее и технологичнее производство, тем меньше себестоимость продукции.

СПРОС

Рост 20-30%

Одна из причин поступления крупных инвестиций в переоборудование и расширение предприятий — сохранение активного роста спроса на металлопластиковые окна. «По показателям наших продаж и не скажешь, что в стране бурлят предвыборные баталии — как и в предыдущие годы, в октябре спрос был самым высоким», — констатирует Сергей Григоришин. В среднем крупные производители оценивают рост спроса в 20-30% по сравнению с прошлым годом.

При этом структура спроса не претерпела существенных изменений. Четко выделяются два сегмента рынка — нижний и верхний. Первый охватывает широкие массы заказчиков, хоть уже и требовательных к качеству, но малоимущих, предпочитающих окна самых простых конструкций (3-камерный профиль, однокамерный стеклопакет) стандартного белого цвета. Второй — довольно состоятельная публика, выбирающая окна особенно надежной и теплоизолирующей конструкции (5-камерный профиль, энергосберегающий стеклопакет) и изысканного дизайна.

Контракты №47 / 2004


Вы здесь:
вверх