логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Диктатура страхования Виктория РАТНАЯ - «Контракты» №47 Ноябрь 2004г.

За принуждение к страхованию компании будут штрафовать. Если примут поправки к законодательству.


Тема принуждения к страхованию актуальна как для страхователей, так и для страховых компаний уже не первый год. Причем наибольшее число нарушений со стороны СК в процессе привлечения страхователей наблюдается по обязательным страховкам либо в т. н. ведомственном страховании — страхование определенных категорий работников, сталкивающихся с повышенными рисками, пассажиров, въезжающих в Украину иностранцев, а также выезжающих за рубеж. Случаи принуждения к страхованию нередки и при страховании залогового имущества, когда банки «рекомендуют» заемщику застраховаться в нужной компании, или при покупке автомобилей в салонах.

Нередко автодилеры предлагают неискушенному страхователю список СК, при этом отмечая, что лишь некоторые из названных компаний выплачивают возмещение, а остальные — нет.

Помимо «рекомендаций», с которыми можно столкнуться при потребительском страховании либо покупке нового автомобиля (страхование АвтоКаСКО становится уже правилом), а также ограниченного выбора СК в ряде ситуаций существует еще одна разновидность недобросовестной конкуренции. Речь идет о тендерах. Обычно, чтобы избежать обвинений в предвзятости, предприятие заранее договаривается с определенной страховой компанией о страховании рисков, однако официально не обнародует принятое решение, а напротив, объявляет тендер на отбор страховщика. В конечном счете свой выбор страхователь обосновывает лучшими условиями, которые предложила заранее известная ему СК, а другие получают отказ.

Дискриминационная обязаловка

Страховые компании уже год активно обсуждают необходимость внесения поправок к действующему законодательству с тем, чтобы воспрепятствовать принуждению страхователя к страхованию, а также во избежание других форм недобросовестной конкуренции. «Лига инициирует изменения к законодательным актам, которые будут содействовать развитию свободной конкуренции на страховом рынке, прекратят принуждение клиента к страхованию и дадут право свободного выбора страховой компании», — говорит президент ЛСОУ Александр Филонюк. По его словам, в последнее время между СК все чаще возникают конфликтные ситуации при получении исключительного права работать на определенных страховых рынках. Практически всюду встречаются случаи создания принудительных условий для заключения договоров с определенными страховыми компаниями. Все более распространенными становятся факты проведения тендеров и конкурсов, победители которых получают монопольное право на работу в отдельном сегменте деятельности. «Фактически такие тендеры незаконны, — считает Филонюк, — поскольку их проведение предусмотрено исключительно в тех случаях, когда страхование осуществляется за счет бюджетных средств». Наибольшая монополизация, считают в Лиге, распространена в обязательных видах страхования, по своей сути являющихся дискриминационными, поскольку ответственность, премии, порядок осуществления такого страхования не отвечают рыночным принципам. «В год по обязательным видам страхования собирается 400 млн грн, а выплаты, как правило, составляют не более 5%», — говорит президент Лиги.

Закон без принудиловки

Недавно ЛСОУ подала в Верховную Раду предложение сократить количество обязательных видов страхования до 10-13. Учитывая международный опыт, Лига также инициирует внесение изменений в налоговое законодательство в части отнесения на валовые затраты страхователя расходов по всем видам страхования, что позволит компенсировать сокращение обязательных видов страхования. Профильный комитет Лиги уже подготовил целый ряд изменений к законам Украины «О страховании», «О защите прав потребителей», а также «О защите экономической конкуренции», призванные предоставить клиенту права на свободный выбор СК и предусматривающие ответственность за создание приоритетных условий для работы отдельных страховщиков. Например, поправка к Закону «О страховании» гласит, что страхователь имеет право на свободный выбор страховщика при заключении договора страхования. Любое юридическое или физическое лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления не имеют права оказывать методы влияния, в том числе никоим образом не принуждать юр/физлицо, а также создавать принудительные условия для приоритетного и/или исключительного заключения договоров страхования у конкретного страховщика.

Дополнения к Закону «О защите прав потребителей» также оговаривают права последних на свободный выбор продавца (производителя, исполнителя) при заключении договоров, если продавец имеет соответствующий патент, лицензию или разрешение на ведение такой деятельности. Помимо этого в поправках к данному закону оговаривается материальная ответственность за нарушение этой нормы. Так, заключение договора с потребителем вследствие его прямого или опосредованного принуждения с использованием производителем (исполнителем, продавцом) преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельности, а также в сфере предоставления услуг, грозит последнему штрафом в размере 300% стоимости товара (выполненной работы или предоставленной услуги по такому договору), но не менее 25 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или 425 грн. А в случае если субъект хозяйственной деятельности освобожден законодательством от ведения обязательного учета доходов и расходов — в размере 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 грн).


Справка

Демпинг. Многие страховые компании или же их региональные представительства ради выполнения плана идут на понижение страховых тарифов ниже экономически обоснованных пределов.

Предложения СК ответственным лицам страхователя денежных премий в случае подписания корпоративного договора страхования.

Объявление непрозрачных тендеров на отбор СК с заведомо известным победителем.

Рекомендации по выбору СК для страхования залогового имущества со стороны банков и дистрибьютеров при продаже товаров в кредит.

Госмонополия на определенные виды страхования, включая ведомственное либо обязательное страхование (в особенности при страховании грузов и пассажиров на транспорте, при страховании ответственности по импортным контрактам и пр.).

Обслуживание «кептивного» бизнеса, когда доступ на крупные предприятия закрыт для рыночных компаний.

Контракты №47 / 2004


Вы здесь:
вверх