логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Началось Константин Симоненко, Оксана ПашкевиЧ - «Контракты» №49 Декабрь 2004г.

Экономика сможет выдержать политический кризис, однако затягивание конфликта власти и оппозиции угрожает финансовой стабильности страны.


События последней декады ноября поставили под угрозу продолжение украинского «экономического чуда». В результате политического противостояния, приведшего к блокированию работы парламента, правительства, прочих органов исполнительной власти, усугубленного забастовочным движением, возникла реальная перспектива финансовой дестабилизации. Практически все, от Президента до главы УСПП, пророчат украинской экономике всевозможные беды, если политический кризис в стране продлится еще пару недель.

В 2003 г. ВВП Украины вырос на 9,4%, а объем промышленного производства — на 15,8% (для сравнения — у соседней России эти показатели выросли только на 7,3% и 7% соответственно). За 10 месяцев 2004 года ВВП Украины вырос на 12,7%, а промпроизводство — на 13,6%.

Но после 21 ноября все резко изменилось. Большинство западных и центральных областей Украины поддержали акции протеста, а на Востоке и Юге страны заговорили об автономии. Руководство Харьковской области пошло дальше всех и пригрозило прекратить перечисление денег Центру. С другой стороны, в акциях протеста, по оценке главы УСПП Анатолия Кинаха, на 28 ноября в различной форме бастовало около 27 тыс. предприятий. Деловая активность в стране пошла на спад, бюджет потерял более $100 млн, иностранные инвесторы задумались о судьбе своих денег, опрометчиво вложенных в быстрорастущую экономику.

На заседании Совета национальной безопасности и обороны, состоявшемся 28 ноября, официально было объявлено о «стремительном перерастании политического кризиса в экономический». А и. о. главы НБУ Арсений Яценюк заявил, что «уже есть попытки выведения денег за границу».

Бюджет

Бюджетный кризис начал приобретать вполне реальные очертания. Первый вице-премьер, министр финансов Украины Николай Азаров 29 ноября на совещании руководителей фракций и групп парламента и членов правительства предложил создать антикризисную группу при участии представителей Кабинета Министров и народных депутатов для ежедневного анализа социально-экономической ситуации в Украине. Тогда же Азаров заявил, что за последнюю декаду ноября госбюджет недосчитался около 600 млн грн. И пригрозил, что в случае не перечисления в полном объеме в государственный бюджет средств из местных бюджетов правительство может принять решение о прекращении расчетов с регионами-неплательщиками.

«Если до 20 ноября среднедневное поступление составило около 200 млн грн, то за последние 3 дня — 84 млн грн», — констатировал Николай Азаров, выступая 30 ноября на сессии парламента. И обнародовал уже другую, более впечатляющую цифру — 1,148 млрд грн недопоступлений за ноябрь месяц.

Запас прочности у государства еще есть, но если ситуация не улучшится в ближайшее время, то «те явления, которые сейчас происходят, ставят под большое сомнение наши прогнозы относительно следующего года», — заявил министр. Кабмин тем временем решил урезать на 300 млн расходы на поддержку сельхозпроизводителей и госпредприятий.

Только за последние два дня ноября по сравнению с аналогичным периодом в октябре этого года, по словам Николая Азарова, поступления в бюджет в промышленности снизились на 34 млн грн, ТЭК — на 10 млн грн, транспорте — 9 млн грн, АПК — 9 млн грн, строительстве — 26 млн грн, торговле — 38 млн грн. Возникла угроза кризиса неплатежей в ТЭК, на транспорте и ЖКХ. По оценке Минфина, генерирующие компании за истекший месяц недополучат около 420 млн грн. Кроме того, замедлились темпы развития транспортного комплекса, в частности, транзитные перевозки снизились на 4% по сравнению с октябрем, падение доходов предприятий — на 5%, потери доходов «Укрзалізниці» составили 100 млн грн.

За неплатежами, автоматически последует несвоевременная выплата зарплаты, уплата отчислений в социальные фонды. Производители наверняка попытаются заложить грядущие риски в цену своей продукции, как это было во времена тотальных неплатежей и бартерных расчетов. Что, естественно, не добавляет оптимизма гражданам, которые сейчас активно скупают валюту и забирают деньги с депозитов (за неделю — 855 млн грн), чтобы спасти свои сбережения от инфляции.

Кстати, Днепропетровский облсовет рекомендовал мэрам городов области и главам райсоветов проводить ежедневный мониторинг цен на продукты питания и топливо, так как на местных рынках уже наблюдается рост цен на отдельные виды продуктов питания на 10-15%.

Все эти факторы ставят под сомнение выполнение в полном объеме расходных статей бюджета уже в этом году, хотя правительство и пытается уверить, что денег в казне пока достаточно. Средства правительства на счетах НБУ по состоянию на 19 ноября составляли 10,25 млрд грн, а в целом в банковской системе — 12,59 млрд грн. Этих денег, по оценкам самих чиновников правительства, хватит на три месяца, если ситуация не изменится.

И наконец, не стоит забывать, что темпы роста ВВП, по данным Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), сокращаются пятый месяц подряд: в июне и июле они составляли 19,1% и 17,2% соответственно, августе и сентябре — 14,2% и 11,5%, октябре — 7,6%. Чему в немалой степени способствовала недальновидная политика правительства в отношении социальных выплат и административного регулирования цен на топливо и продовольствие. По мнению экономистов, именно эти факторы, а не политические, в большей степени спровоцировали бюджетный кризис. Что, собственно, и прогнозировали эксперты еще два месяца назад. Политический кризис только усугубит нынешнюю ситуацию.

В отличие от чиновников Минэкономики, которые, как стало известно, не видят особых причин для беспокойства, МЦПИ отозвал последний официально оглашенный в сентябре прогноз экономического развития Украины, предусматривавший рост реального валового внутреннего продукта Украины на уровне 13,5%.

«Общая политическая забастовка, сепаратистские намерения с негативными последствиями для производственных цепочек и государственного бюджета, неполноценное функционирование государственных органов управления станут причиной быстрого снижения темпов экономического роста», — говорится в сообщении центра от 30 ноября.

Инвестиции

Политический кризис негативно отразится на кредитном рейтинге Украины. Что, по словам Николая Азарова, «может перечеркнуть достижения в отношениях с инвесторами и ведущими рейтинговыми агентствами». За несколько дней цена украинских гособлигаций снизилась на 3%, а еврооблигаций с погашением в 2013 г. — на 1,25 пункта.

Во время торгов на International Securities Market Association (ISMA, Лондон), по данным швейцарского банка UBS, снижение котировок еврооблигаций с уровня, достигнутого 19 ноября, составило 3,01-5,39% в зависимости от серии.

Снижение суверенного рейтинга, усложнит выход украинских предприятий на международные рынки. Собственно, это уже происходит: Запад, на словах поддерживая «оранжевую революцию», весьма озабочен финансовой нестабильностью в Украине и уже готов пересмотреть инвестиционную привлекательность украинской экономики. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s считает, что банковская система Украины под угрозой дестабилизации, что негативно повлияет и на макроэкономическую стабильность. Поэтому агентство тщательно мониторит банковскую ликвидность и объемы изымаемых средств. По мнению Moody’s, дальнейшее развитие политического кризиса может оказать негативное влияние на устойчивость и ликвидность украинских банков, вплоть до наступления системного кризиса и выхода ситуации из-под контроля.

Естественно, что в такой ситуации иностранные инвесторы воздержатся от новых вложений и попытаются частично вывести свой капитал. Для украинских предприятий это обернется проблемами в обновлении производственных фондов и получении иностранных кредитов.

За столь короткий срок нельзя судить о влиянии политической нестабильности на объем иностранных инвестиций. Однако заметим, что общая сумма американских инвестиций на 1 октября уже на $20 млн была меньше, чем на начало года.

Налоги

По оперативным данным Государственной налоговой администрации Украины, за 9 месяцев 2004 г. налоговые поступления составили 23,4 млрд грн (на 2,8% больше плана и на 22,5% — показателей января—сентября 2003 г.). В т. ч. в III квартале 2004 г. в бюджет мобилизовано 8,963 млрд грн налогов (на 40,4% больше, чем за III квартал 2003 г.). Но очень скоро столь радужная картина может претерпеть существенные изменения. По оценкам Минфина, по внутренним налогам и сборам среднедневное поступление уменьшилось в 2,3 раза.

Как сообщили Контрактам в ГНАУ, по ориентировочным оценкам, из-за политического кризиса в стране налоговые поступления в госбюджет в ноябре снизятся на 450 млн грн. Потери обусловлены, прежде всего, дестабилизацией реального сектора экономики — многие предприятия бастуют, прекратили осуществлять платежи, зарубежные контрагенты украинских компаний приостановили выполнение обязательств по контрактам и т. д. Впрочем, в ГНАУ утверждают, что им удалось добиться, чтобы ни в одном из регионов страны не было задержек по перечислению налоговых платежей в госбюджет. «Не было ни одного дня, чтобы налоговая служба, НБУ и Госказначейство не обеспечивали поступления в бюджет», — заявил Контрактам начальник управления информационной политики ГНАУ Андрей Майснер.

Зная методы работы налоговых органов, можно смело предположить, что латать грядущие бюджетные дыры будут традиционно за счет предпринимателей. Впрочем, в настоящий момент местные налоговые органы ведут себя по отношению к налогоплательщикам на удивление толерантно. Как стало известно Контрактам, ГНА Киева почти не проявляет признаков жизни, а районные ГНИ хоть и проводят плановые проверки и даже рейды, но, как сказал один из инспекторов, «все больше для галочки».

Таможня

В период массовых акций протеста на таможенных контрольно-пропускных пунктах пропали очереди. Государственная таможенная служба бьет в набат: как заявил после заседания СНБО председатель Гостаможслужбы Николай Каленский, только от внешнеэкономической деятельности ежедневно госбюджет недополучает 20 млн грн (в октябре этого года ежедневные поступления таможенных платежей составляли в среднем 73,4 миллиона гривен). На границе сократился грузопоток. Только в первую неделю революции количество оформленных таможенниками грузов уменьшилось в среднем на 20% по Украине, а на некоторых пунктах запада — в 3-4 раза.

Собственно, причин этому несколько. Во-первых, резко сократились все грузовые перевозки. По словам коммерческого директора компании «Автолюкс» Гаймана Даюба, сразу после выборов и внутренние автомобильные грузовые перевозки, и, тем более внешние ощутимо сократились. В компании Panalpina World transport отмечают, что пустые машины компании простаивают как на территории Украины, так и на территории других стран — их нечем загрузить, импортеры ожидают развязки украинских событий. Ряды мелких предпринимателей с небольшими грузами (микроавтобусы) на украино-польской границе тоже заметно поредели.

Волынские предприниматели в разговоре с Контрактами заметили, что бизнесмены из восточных и юго-восточных областей вообще перестали ездить в Польшу. По крайней мере, на пропускных пунктах в Ягодине и Устилуге их практически нет. Местные предприниматели совершают одно- двухдневные поездки в соседнюю Польшу, но в основной своей массе бизнес тех, кто зарабатывает на ввозе-вывозе товара, замер. Сами же таможенники на местах работают в обычном режиме. Никаких дополнительных постов или ужесточения мер досмотра пока не наблюдается, да и надобности в этом нет.

Скорее всего, иностранные контрагенты начнут требовать (некоторые уже требуют) от компаний-импортеров 100-процентную предоплату, а потребители украинского экспорта станут расплачиваться только после поставки товара. Не исключено, что и условия заключения внешнеэкономических контрактов станут жестче в части гарантий оплаты. Из 12,2 тыс. экспортеров и 17,6 тыс. импортеров в первую очередь пострадают компании из Донецкой, Луганской, Харьковской, Киевской областей.


Справка Контрактов

По данным Госкомстата, положительное сальдо внешней торговли Украины товарами и услугами в январе—сентябре 2004 года увеличилось в 2,3 раза и составило $5,56 млрд (в январе—сентябре 2003 года — $2, 42).

Контракты №49 / 2004
Вы здесь:
вверх