логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Естественный отбор АЗС Владимир БЕРЕЗИН - «Контракты» №5 Февраль 2004г.

В 2004 году поглощение независимых операторов вертикально интегрированными компаниями будет определяющим фактором развития розничного рынка нефтепродуктов. «Свободных» от нефтяных компаний АЗС почти не останется.


Нефтепереработчики активнее скупают джобберов

На украинском розничном рынке нефтепродуктов продолжается процесс концентрации собственности — по большей части за счет упрочения позиций «ТД ТНК-Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина», «НК «Альянс-Украина», Галнефтегаза и структур, аффилированных с «Сентозой» (и ПриватБанком). Одновременно с расширением собственных сетей компании активно занимались оптимизацией своего бизнеса.

При этом среди главных рыночных тенденций прошлого года — постепенный отказ нефтяных компаний от франчайзинговых схем сотрудничества в пользу приобретения АЗС. Это обеспечивает им более надежный контроль и за рынком, и за качеством горючего. В частности, «ТД ТНК-Украина» за прошлый год увеличила количество джобберских АЗС на 11% — до 1024 станций, в то же время ТНК-ВР приобрела нескольких региональных операторов — ЗАО «РУР Груп С. А.» (17 АЗС в Кировограде и области), ООО «Оникс-Нефть» (1 АЗС в Кировоградской обл.), ЧП «СпецСтройМонтаж» (10 АЗС в Харькове и области).

НК «Альянс-Украина», как сообщил ее вице-президент по коммерческим вопросам Ясин Абдулаев, в 2003 году также сократила свою джобберскую сеть с 200 до 35 АЗС. Причиной реструктуризации Абдулаев назвал трудности с введением системы контроля качества на франчайзинговых станциях. В то же время «Альянс» увеличил количество собственных АЗС до 150 благодаря нескольким удачным соглашениям: осенью прошлого года российская компания поглотила таких операторов, как WEISS, «Агросфера», а также UP.

В прошлом году расширила со 164 до 195 АЗС собственную розничную сеть «ЛУКОЙЛ-Украина». Количественный рост сопровождался качественными изменениями в компании. В первую очередь улучшилась эффективность продаж. В апреле прошлого года «ЛУКОЙЛ-Украина» начала реализацию пилотного проекта внедрения дилерства при эксплуатации сети АЗС. Этот проект был в первую очередь нацелен на снижение административных расходов, оптимизацию системы управления, уменьшение рисков эксплуатации АЗС. Вследствие этой реструктуризации, как сообщает пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Украина», среднесуточный объем реализации нефтепродуктов одной АЗС увеличился за прошлый год на 15% и превысил 9 куб. м.

Заметным событием прошлого года стал выход на розничный рынок с франчайзинговой программой НАК «Нефтегаз Украины», которая, формируя собственную сеть, серьезно взялась за повышение ее эффективности. Если в первом полугодии 2003 года «Нефтегаз» увеличил сеть АЗС до 200, то уже под конец года компания избавилась от нерентабельных автозаправок, сократив сеть до 100 станций.

Активно перестраивает свою розницу нефтедобывающая компания «Укрнефть». В частности, в начале этого года Антимонопольный комитет разрешил Укрнефти приобрести 140 автозаправочных станций, принадлежащих компаниям «Водограй», «Авиас Плюс» и «Евротрейд».

АЗС покупают по тройной цене

В ближайшие несколько лет стоит ожидать значительного усиления зависимости мелких игроков от крупных участников рынка. Причем за счет как полной, так и частичной продажи собственности АЗС вертикально интегрированным компаниям. В итоге большинство заправщиков будут теснее «привязаны» к одному из НПЗ. «Свободных» станций на рынке останется очень мало. Отказ от заправочного бизнеса «малых» в пользу «больших» по большей части объясняется тем, что ВИНК иногда предлагают за «заправку» почти втрое больше, чем она стоила в свое время независимому оператору.

Наравне с упрочением позиций «ветеранов» розничного рынка, в первую очередь за счет улучшения качества обслуживания и эффективности, очевидно, заявят о себе и «новички»: Укртатнефть, а также один из ее акционеров — компания «Татнефть». Укртатнефть в декабре прошлого года открыла в Кременчуге и Черкассах первые фирменные станции, таким образом начав формирование собственной розницы. В свою очередь, Татнефть после приобретения в конце 2003 года таких предприятий, как Полтаванефтепродукт и Харьковнефтепродукт, стала владельцем около 150 АЗС.

Среди самых вероятных последствий гегемонии больших нефтяных компаний на розничном рынке горючего эксперты называют, в первую очередь, большую управляемость рынка. Таким образом, будет более легко координировать действия с участниками рынка, а самим вертикально интегрированным нефтяным компаниям — действия между собой. Однако конкуренция усилится настолько, что нефтяные компании будут согласовывать свои действия относительно компенсации расходов за счет потребителя разве что во время коллективных форс-мажоров (например задержка танкеров в турецких проливах), к тому же только до определенного предела. В то же время благодаря усилению конкуренции между «китами» рынка, видимо, вырастет качество топлива, а также качество обслуживания. Участники рынка, которые все-таки будут работать без привязки к какой-либо ВИНК, чтобы сохранить конкурентоспособность, будут вынуждены потратиться на существенное повышение уровня своего сервиса и улучшение организационной структуры бизнеса.


Комментарий эксперта

Александр ГОРОДЕЦКИЙ, президент ООО «ТД ТНК-Украина»:

— Поскольку Укрнефть выходит на рынок не с новой сетью, а с теми АЗС, которые уже работали раньше в составе «Сентозы», появление этого игрока существенно не повлияет на расписание сил в отрасли. Выход Татнефти к серьезному сотрясению рынка не приведет, но, безусловно, заострит здоровую конкуренцию. Нынешние игроки будут вынуждены активнее бороться за конечного потребителя, но не при помощи ценовой конкуренции в оптовом сегменте, а путем расширения спектра сервисных услуг на своих станциях, улучшения их качества. Именно поэтому мы сейчас уделяем много внимания разработке новой торгово-сервисной программы для АЗС ТНК. Это одна из тех программ, которая будет выделять нас в общей массе конкурентов.

Контракты №5 / 2004


Вы здесь:
вверх